Навальный болеет в колонии. Очередная манипуляция?
25 марта адвокаты оппозиционера Алексея Навального заявили о резком ухудшении его здоровья в колонии. В этот же день были опубликованы два заявления Навального: на имя главы ФСИН и генпрокурора РФ.
В них Навальный заявил, что с 25 февраля просил медпомощи из-за сильных болей в спине, но получил доступ к неврологу только 19 марта. Лечение заключённого составляют две таблетки ибупрофена в день и одноимённая мазь, рассказал политик, отметив, что по закону имел право вызвать своего врача-специалиста, в чём ему отказали.
Он написал, что его здоровье ухудшилось: острая боль распространилась на правую ногу, мешая ходьбе. Вместе с тем приговорённый к 2 годам 8 месяцам по делу о мошенничестве Навальный рассказал, что каждый час его будит сотрудник колонии, чтобы зафиксировать на камеру, что он как склонный к побегу по-прежнему находится в заключении.
Позже стало известно, что оппозиционера вывозили на МРТ, но врачи не раскрыли больному его состояние.
ForPost решил разобраться, действительно ли здоровье политика могло так сильно ухудшиться, правомерно ли действуют сотрудники ФСИН в ИК-2 в Покрове и к чему приведёт данная ситуация, учитывая острый общественный интерес к личности Навального.
Не дать раздуть
Полковник ФСИН в отставке Василий Макиенко рассказал нашему изданию, что, с одной стороны, администрация ФСИН не допустит повторения ситуации с адвокатом Сергеем Магнитским, который погиб в СИЗО «Матросская тишина» в 2009 году (адвокаты утверждали, что ему не была оказана медпомощь).
С другой стороны, перед властями стоит задача не дать политику дополнительных поводов для формирования общественного мнения в свою пользу.
«Правильно диагностировать эти болезни без МРТ и других методов диагностики очень сложно. Я допускаю, что у него действительно что-то есть, но не до такой степени. Сейчас результаты исследования изучат, и будет видно. Я думаю, что руководство ФСИН не допустит повторения казуса Магнитского, и его постараются внимательно обследовать», — отметил Макиенко.
Он обратил внимание, что действия команды Навального могут быть направлены не только на получение законной помощи:
«Я сколько служу, ещё с советских времён работает эта схема — массовое написание жалоб. Это плохо, это плохо. Приезжает комиссия. Да, какие-то недостатки находит. И уже администрация начинает побаиваться. Это один из способов подмять под себя администрацию. Создать какие-то особые улучшенные условия».
Макиенко отметил, что Навальному не говорят о результатах обследования, чтобы он не использовал это в политических целях, хотя это и неправомерно по отношению к нему.
«У него ситуация не смертельная. Они прекрасно понимают, что Навальный любую информацию будет разносить и раздувать. До тех пор, пока не будет установлен окончательный диагноз и способы лечения, говорить ему об этом смысла нет», — объяснил знаток системы исполнения наказаний.
Смотрите по теме: Три факта о манипуляциях Навального
На пользу протесту
Ранее ForPost писал, что навальновцы запустили акцию по подготовке людей ко всероссийскому митингу. Политолог Роман Ларионов говорил, что оппозиционеры начнут создавать громкие поводы, которые будут иметь яркий эмоциональный отклик у людей.
С вопросом о том, является ли опасность для здоровья Навального таким поводом, мы обратились к президенту Центра развития региональной политики Илье Гращенкову. Он сказал, что эта ситуация, безусловно, играет на оппозицию.
«Насколько это мобилизует людей на митинги? Думаю, мобилизует, потому что те, кто сомневался, получили стимул против бесчеловечности: «Давайте людей не пытать в 21-м веке». Я думаю, это не очень большой пласт людей, потому что тех, кто готов выходить из-за отсутствия работы и зарплаты, гораздо больше».
Гращенков вместе с тем указал, что действия команды Навального выглядят чересчур постановочно, театрализовано, даже если они говорят всё как есть, но россиян это не будет останавливать. Объясняется это просто. В России есть поговорка «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», и каждый сочувствующий в той или иной степени примеряет ситуацию на себя.
Конспирология
Политолог Гращенков отметил, что действия ФСИН по замалчиванию состояния Навального создают поле для слухов и домыслов, которые играют против власти.
«Ощущение, что ФСИН выступает как пиарщик Навального. Вы или бросьте его в карцер гнить заживо, или окажите помощь, а две таблетки ибупрофена — это метод в стиле «ни вашим, ни нашим». И, конечно, это создаёт поле для спекуляций и домыслов относительно того, что происходит с Навальным. И такое чувство, что эти спекуляции обслуживает сам ФСИН. Но что это значит — во ФСИН есть заговорщики?» — иронично заметил политолог.
По его словам, про Навального всё время говорят, что у него есть «какие-то друзья во власти», которые его курируют, сделали возможным его возвращение в РФ и не позволят расправиться с политиком:
«Это конспирология, потому что мы не можем ничего доказать, но здравая логика подсказывает, что если человек ставит себя врагом самого [президента РФ Владимира] Путина и заявляет, что тот пытался его убить, было бы странно вернуться и отдать себя во всю власть этих людей.
Понятно, что есть какие-то тормоза, которые способны не допустить как минимум физическое уничтожение. Отсюда вся конспирология и растёт».
Лечат?
Научный сотрудник, врач-невролог отделения нейрореабилитации и физиотерапии «Научного центра неврологии» (ФГБНУ НЦН) Роман Люкманов указал ForPost, что говорить о состоянии заключённого очень сложно из-за недостатка информации и растущих из этого слухов.
«Прямых данных, которые обычно врач получает при осмотре пациента, у нас нет. Если допустить, что Алексея беспокоит спина и нарушилась чувствительность в ноге, то можно предполагать, что на поясничном уровне у него есть проблемы с корешками спинного мозга, либо другое заболевание, которое существует само по себе, либо в связи с его перенесённым летом отравлением.
Частое в медицине бывает часто, а редкое редко. Поэтому, вероятней всего, у Алексея не очень хорошая спина вне зависимости от его летнего приключения (речь идёт о вероятном отравлении летом 2020 года, после чего Навальный оказался в коме — ред.), а на фоне неудобных поз, связанных с его задержанием, у него могло произойти обострение этой проблемы», — объяснил невролог.
Он подчеркнул, что оценивать лечение в колонии невозможно без дополнительной информации.
«Если у него только боль и нет никакого неврологического дефицита, и доктор на месте, который его осмотрел, посчитал, что Алексею будет достаточно обезболивания, то эта мера адекватная. Ибупрофен назначают при болях в спине. Если у человека есть другие проявления, такие как слабость в ноге, онемение и так далее, то здесь нужна более серьёзная диагностика, и терапия должна расширяться адекватно диагностике», — рассказал Люкманов.
Читайте по теме: Реалити без шоу: как меняется психика Навального в заключении
Семён Гринберг