сб, 21/04/2018 - 15:30

Крыму для продовольственной безопасности не хватает молока

Дефицит молока в республике требует решения не меньше, чем глобальные вопросы жизнедеятельности полуострова, считают эксперты.

В республике Крым наблюдается дефицит молочной продукции собственного производства. Этот вопрос фермеры и представители торговых сетей региона  обсудили на совещании с главой республики.



По словам вице-премьера Юрия Гоцанюка, проблемы на рынке молока связаны с недостатком объема производства. Несмотря на увеличение с 2016 года количества произведенного в регионе молока на 70 тысяч тонн, дефицит его составляет пятьсот тысяч тонн.



Республиканские власти со своей стороны пообещали местным производителям оказать посильную помощь.



«Сегодня без молочного производства обеспечить продовольственную безопасность мы не сможем. Нам важно, чтобы местный производитель имел поддержку правительства и муниципальных властей», - цитирует Сергея Аксенова пресс-служба правительства РК.





Цель – западный материал





С тем, что на полуострове сохраняется дефицит молочной, продукции согласен и местный фермер Михаил Бабошин. По его мнению, чтобы в ближайшее время региону закрыть вопрос по собственному производству «молочки», необходимо увеличить объемы продукции.

«Это адекватные цифры (500 тысяч тонн дефицита, - прим.), потому что они рассчитаны из потребительской способности Крыма в собственных продуктах. Чтобы обеспечить безопасность в регионе, если мы вдруг отказываемся от всего и переходим на собственное производство, нам нужно его развивать», - сказал Бабошин.

 





Бабошин добавил, что дефицит молочной продукции связан, прежде всего, с недоступностью генного материала, а также с рисками, которыми сопровождается сельское хозяйство.

«Производство молочной продукции -  в принципе очень рискованное дело. Заниматься животноводством, тем более молочным, на данном этапе сложно. Это отпугивает инвесторов, которые могут вложить в это деньги.

Например, есть замечания к автоматизированной системе электронной сертификации "Меркурий", которая начнет работать  уже 18 июня этого года. Каждый производитель будет проходить полный мониторинг, что называется, от поля до потребителя. Сама система правильная, я поддерживаю ее, потому что вы можете отследить полностью весь процесс производства товара. Но есть моменты, которые не отрегулированы внутри самой программы», - отметил фермер.

В целом, полагает Бабошин, те, кто отвечает за сельское производство в стране, в принципе не нацелены на развитие собственного производства на отечественной материальной базе:

«У нас основная масса заводов работает на молочном порошке. А в России не так много сухого молока производится, в основном это все завозное. Минсельхоз сейчас получает много жалоб о том, что большие агрокомплексы по переработке молока в молочную продукцию переходят на нормализацию и использование сухого молока, потому что это проще. Работа на цельном молоке всегда с риском связана, потому что завод зависит от производителя молока, а используя сухое молоко, можно контролировать все этапы производства».



Кроме того, отметил Бабошин, с инвесторы вообще неохотно идут в Крым по ряду причин.



 «На последнем экономическом форуме сирийская делегация заявила, что готова работать с нами, но у них другая специфика. Например, обсуждаются поставки стройматериалов взамен на фрукты, но развивать производства здесь, на месте, они не готовы.

А если брать инвестора, который имеет уже какую-то базу и свои наработки, то это сложно, потому что они сразу сталкиваются с проблемой кредитования и дальнейшей поддержки предприятия в Крыму. Санкции все-таки влияют на развитие новых стартапов в Крыму», - признал производитель.



Осложняет жизнь инвесторов в Крыму и нескончаемая бюрократия. Можно начать производство, но как дело пойдет дальше – никогда заранее не знаешь.



«Я ни разу не видел какой-то молокотоварный комплекс, открытый с нуля, который начал бы работу в течение года. Это долгосрочная перспектива с согласованием всех моментов. Как бы мы ни объявляли все эти экономические зоны, все равно на местах это будет лоббировать чужие интересы и тормозить развитие. Идти в такое поле мало кто хочет. Поэтому мы только собственными средствами можем пытаться расширять производство», - подытожил эксперт.

 



Непозволительная роскошь

 

Есть очевидная причинно-следственная связь между дефицитом молока и другими проблемами сельского хозяйства, отметила заместитель директора по научной работе института сельского хозяйства Крыма Людмила Радченко.

 

«Молока в Крыму не хватает, потому что коров мало. А мало коров, потому что, во-первых, ситуация такая в целом по всей России, когда поголовье крупного рогатого скота уменьшается. А, во-вторых, в Крыму отсутствует кормовая база. Если свиней можно прокормить зерном, то для коров нужны сочные корма. В связи с тем, что отсутствует орошение, вырастить корма в Крыму проблематично.

Полностью мы, конечно, себя молоком не обеспечим, однозначно. Погодно-климатические условия никак нам не позволят обеспечить животноводство кормами.

В советские времена, когда у нас было 40% кормовых культур в структуре посевных площадей, это было возможно, а сейчас у нас кормовых культур всего 4 %.

Понятно, что без орошения мы на эти объемы не выйдем», - уточнила Радченко.



При этом в отсутствие Северокрымского канала нужно искать альтернативные пути орошения сельскохозяйственных земель, и они у нас есть, отметила эксперт.



 «Это и опреснение слабоминерализованных вод, и чистка сточных вод.  Но эти проекты, к сожалению, дорогостоящие.  Нужны средства для того, чтобы установки по опреснению или очистке поставить. А без орошения сложно сдвинуться в этом направлении.

К тому же, все упирается в экономику, надо считать. Может быть, дешевле завезти молоко с материковой России, чем ставить дорогостоящие установки. Молочное животноводство для нас – роскошь непозволительная. Но у нас более 400 тысяч гектаров брошенных земель ввиду того, что они малопродуктивны, на них вполне можно развивать овцеводство, что для нас значительно дешевле. Причем в таком количестве, чтобы продавать эту продукцию, а молоко закупать», - полагает Радченко.

 



Нужна оптовая база

 

Отсутствие кормовой базы и скудность поголовья крупного рогатого скота – это, конечно, плохо, но нужно еще и решать вопрос со сбытом сельскохозяйственной продукции на уровне правительства Крыма, считает председатель правления ассоциации «Содействие торговле Крыма» Сергей Макеев:

«На мой взгляд, нужно обязательно довести до ума идею, с которой мы носимся с 2014 года. Это организация оптово-логистического центра и молочной продукции, овощей и фруктов. Потому что оптовой торговли в Крыму нет, в отличие от остальной части Российской Федерации. Если бы она была, это стабилизировало бы ценовую ситуацию и в Севастополе, в Крыму, и на ЮБК.

Сейчас мы живем за счет мелких дистрибьютеров, которые по своим секторам являются монополистами и диктуют цены».



Крымские фермеры должны не только использовать эту базу как рынок сбыта, но и являться участниками всего процесса, уточнил Макеев.



«Очень важно, чтобы крымский сельхозпроизводитель являлся участником этого оптового юрлица. Продажа продукции сельхозпроизводителя уменьшает налогообложение, и крымчане смогут реально конкурировать с Кубанью в цене по всем видам сельхозпроизводства. Сейчас решается вопрос выделения земли. Возможно, даже это будет на базе старого здания крымского аэропорта. Там хорошая логистика, потому что «Таврида» проходит рядом», - подытожил Сергей Макеев.

Полина Ласькова

Фото gcheb.cap.ru, .euroconsulting.be,  yugopolis.ru,  agrobk.ru

Теги:
Читайте также: