чт, 28/03/2024 - 20:03

Как яхта Геринга стала главным парусником Черноморского флота

Вокруг яхты «Орион» ходит много слухов и легенд.

Большую крейсерскую яхту «Орион» если не знает, то точно видел фактически каждый житель Севастополя. Многие годы она возглавляет парусную флотилию, которая на всех парусах проходит по Севастопольской бухте в финальной части праздника на День ВМФ. Яхта досталась военным морякам после Великой Отечественной войны по репарациям от Германии, в связи с чем вокруг этого парусника ходит много баек. С этими мифами и решил разобраться ForPost.

В подчинении Геринга

«Яхту строили в Бремене для регаты в Северной Атлантике в 1939 году, но из-за нападения Германии на Польшу её отстранили от участия в соревнованиях. Поэтому Герман Геринг (один из руководителей Третьего рейха, рейхсминистр авиации Германии) забрал её под своё крыло, чтобы использовать для отдыха офицеров люфтваффе (ВВС нацисткой Германии)», — с уверенностью в своих словах рассказал ForPost один из ветеранов яхтенного спорта Севастополя.

По его словам, едва ли сам Геринг ходил на этой яхте в плавание. «Впрочем, полностью этого отрицать нельзя», — с улыбкой добавил собеседник ForPost.

По слухам, на момент падения рейха яхта находилась в яхт-клубе, которым формально руководил Геринг, в Гамбурге.

Ещё одну версию истории парусника описал на бумаге майор в отставке Юрий Жих, который непосредственно руководил переходом яхты «Орион» из Ленинграда в Севастополь с 31 мая по 24 августа 1968 года.

«Ленинградцы рассказали, что „Орион” — из яхтклуба Геринга. Внутри всё было отделано красным деревом, 1936 года постройки. Я ещё подумал, что она моя ровесница… Ленинградцы сняли с яхты всё что могли. Остался корпус с двигателем», — описывает свои впечатления Юрий Жих.

В публикации газеты «Слава Севастополя» от 17 августа 2018 года утверждается, что «Орион» был построен на судоверфи города Бремена. Тогда парусник носил название «Балтия». Тип яхты — иол, парусное вооружение — бермудский шлюп, мореходность — неограниченная.

«С 1939 года являлась учебным судном военно-морского училища в Германии (город Киль). Уже с 1946 года она принадлежала Балтийскому флоту», — говорилось в публикации.

Свою версию германского прошлого представил и нынешний капитан «Ориона» Михаила Бондарь.

«Яхта Геринга — это легенда. Когда произносим эту фразу, нам кажется, что это лично его яхта. Эта яхта была под его руководством. Это не значит, что он на ней ходил. Из тех рассказов, что я слышал от предыдущих капитанов, яхта использовалась для обучения военных шкиперов. Она не была предназначена для отдыха. Это плавание, возможно, разведка. Все, кто ходят по морю, не только гуляют, но и собирают данные. Чтобы акватории изучить, глубины, подходы. Это моё мнение», — сказал ForPost Михаил Бондарь.

Внешне яхта «Орион» напоминает большие парусники, производимые на верфи Abeking & Rasmussen в Лемвердере около Бремена с начала ХХ века. В 30-х годах эта верфь строила катера и яхты в том числе в интересах министерства авиации. То есть связь с Герингом возникла не на пустом месте.

Дачная яхта

По воспоминаниям Юрия Жиха, «Орион» попал в Севастополь из-за Главкома ВМФ Сергея Горшкова.

«В середине мая 1968 года меня вызывает к себе начальник физподготовки и спорта флота капитан 1 ранга Сунаев Александр Николаевич и ставит задачу — перегнать из Ленинграда в Севастополь яхту. В это время в бухте Омега строилась дача для Главкома ВМФ Горшкова. Позже она стала называться дачей военного совета. И было решено, что неплохо для этой дачи яхту. Подходящую яхту нашли в яхт-клубе Ленинградской ВМБ», — рассказывает Юрий Жих.

По прибытии яхты в Севастополь её поставили в 13-й завод для косметического ремонта.

Капитальный ремонт яхты провели в Керчи через 20 с лишним лет.

«В 1989 году в Керчи был сделан ремонт. Мачты поменяли на металлические, алюминиевые (были деревянные). Вся форма яхты сохранилась со времён её постройки. Корпус был покрыт деревянной палубой. Естественно, со временем палуба пришла в негодность. Поэтому сделали металлическую. За ней ухаживать полегче», — подчеркнул Михаил Бондарь.

Из оригинальных немецких деталей сохранилось совсем немного.

«Вся форма яхты сохранена. На заднем плане чёрный борт — это его родной борт. Нижнюю часть — она была под водой — в Керчи заменили. Ещё сохранились лебёдки на мачте две, ну и кнехты. Палуба тоже пришла в негодность, её заменили, и рубки, которые вы видите, — уже надстроены для большего комфорта. Раньше рубки практически отсутствовали — посередине была — немножечко ниже, меньше. Когда яхта носом входит в волну и вся волна прокатывается через яхту — на корме, конечно, рубка желательна», — добавил собеседник ForPost.

Сегодня, помимо участия в военно-спортивном празднике на День ВМФ, «Орион» в качестве судейской яхты руководит соревнованиями яхтсменов. То есть на 85-м году своей жизни парусник продолжает активную деятельность и на пенсию не собирается.

Андрей Киреев

Читайте также: