Чудики-2. Расстрелянный дважды?
В комментариях к рассказу о Николае, мечтающем увековечить память защитников Второй обороны Севастополя, сложивших голову в районе Фиолентовского шоссе, у Горбатого моста, было сообщение Босса железяк (Херсонес) о том, что у питейного заведения рядом с отелем "Ярд" стоит бюст матроса бронзового цвета со Звездой Героя на груди.
Чувствовалось, что автору сообщения это явно не нравится.
После богатой на события последней недели требовалось восстановить душевное равновесие, и я, как всегда, отправилась на Приморский.
Раннее утро. Распустившиеся цветы магнолий, к счастью, уже привяли, а бутоны ещё не созрели, и у измученных деревьев никто не топтался с целью сфотографироваться. Дарующий прохладу фонтан, бескрайняя синяя даль, которой ничто не мешает открываться со смотровой площадки:
прибывающие в город гости:
- всё способствовало умиротворению и ощущению радости бытия.
Теперь можно и в "Ярд".
Вдоль гостиничного ограждения какими-то добрыми людьми высажена целая аллея (аллеи - это то, о чём я всегда мечтаю!) бруссонеций. Все они такие молоденькие, зелёненькие, а "балаболики" их такие "жирненькие", что, глядя на них, невозможно не улыбнуться.
Да и отель впечатлил:
Матроса видно издали
Знаю, что, снимая, ничего не нарушаю, но уже чувствуя за дверями некую движуху, думаю: "Всё. Сейчас появится какая-нибудь злая тётка - хозяйка заведения - и попрёт меня отсюда, не слушая никаких объяснений". Однако на крыльце появился вполне миролюбиво настроенный молодой человек. Назвался администратором отеля и спросил, почему я фотографирую здание. Я объяснила. "Тогда вам к владельцу кафе. - Ответили мне. - Они лишь арендуют у нас землю, а за обустройство сами отвечают". Поблагодарив администратора, я отправилась на территорию кафе, где тоже были дарующие прохладу фонтаны, буйная зелень, удобные обеденные места и шуточные скульптуры.
А когда я под берёзкой (!) увидела своего любимого коллегу Че,
то сразу поняла: "Будет разговор".
Навстречу мне вышел молодой мужчина с открытым лицом и явной готовностью к общению. Поэтому меня удивил его категорической отказ говорить на камеру или даже фотографироваться.
- Но хоть назвать-то себя согласитесь? - Спросила я.
- Да, конечно. Я Чернышёв Вячеслав Борисович. Что вас к нам привело?
- Бюст матроса. Скажите, пожалуйста, кто его здесь установил и почему.
- Установил я. А почему... - Вячеслав Борисович вздохнул. - Пойдёмте присядем.
Мы расположились под огромной плакучей ивой, и мой собеседник поведал следующее:
- Два года назад я со знакомыми случайно оказался на Фиоленте, в районе бывшей так называемой школы оружия. Не знаю, как официально называлась эта украинская воинская часть, но на тот момент она была передислоцирована, а принадлежавшая ей территория заброшена. Я с любопытством шагнул за распахнутые ворота и остолбенел. В центре её шла довольно длинная аллея, вдоль которой стояли постаменты с бюстами людей в военной форме. Сколько их было, не помню, но достаточно много. Заканчивалась аллея памятником Ленину. Правда, об этом можно было только догадываться, потому что бюсты военных и фигура Ленина оказались практически полностью разрушенными и почему-то залитыми краской. Причём разрушение было какое-то странное: словно в них... стреляли. На постаментах лишь следы от табличек: их осколки хаотично валялись на земле. Я пытался понять, что на них написано, но удалось разобрать только одно: что это аллея Героев Великой Отечественной войны. Герои ли это, защищавшие именно Севастополь, или ещё какие-то, мне узнать не удалось. Я был так потрясён, что не сразу даже увидел один уцелевший бюст. Нет, он, конечно, тоже был повреждён, но я понял, что отреставрировать его смогу. И я стал просить знакомых помочь загрузить его мне в машину. "Зачем это тебе"? - Спрашивали они. А я не понимал их вопроса. Я знал, что ДОЛЖЕН это сделать и всё!
- А удалось узнать, почему они были в таком виде?
- Да, один из знакомых сказал, что, как только воинская часть отсюда съехала, эта территория стала местом развлечения мажоров. Они здесь в пейнтбол играли.
Помолчали.
- Я тогда работал в одном из учреждений на улице Николая Музыки, - продолжил Вячеслав Борисович. - Бюст Героя привёз туда, несколько недель его реставрировал, сделал постамент и выставил у входа в офис. Привёл в порядок прилегающую территорию, чтоб соответствовала... Только памятник не простоял и недели: явились представители райсовета и потребовали его немедленно убрать.
- Вячеслав Борисович, у вас грамотная речь, чувствуется, что вы человек не без образования...
- У меня два высших: экономическое и юридическое.
- Ого!! И вы не знали, что просто так памятники, кому бы они ни были, не ставятся?!
- Вы не поверите, но я не думал об этом! Мне одно было понятно: я спас Героя от поругания, и его должны видеть люди. Всё.
- Вы повиновались?
- Ну, не сразу. Думаю, пусть сами сносят, если у них рука поднимется после того, как я рассказал им то, что рассказываю вам. Они тоже были в растерянности, говорили, что в Севастополе впервые вот так самовольно устанавливают памятник Неизвестному Матросу. Однако потом мне предложили компромиссный вариант: сейчас я убираю бюст, а после этого начинаю хлопотать об его установке. Я согласился. А потом сменил работу, было очень много всяческих проблем, и пока я установил памятник здесь. Хотя осенью, всё же, собираюсь начать процедуру оформления соответствующих документов.
- Он останется у входа в кафе?
- Нет. Я же понимаю, что тут ему не место. На мой взгляд, самое подходящее место для него там же, на улице Музыки. А пока надо доделать зимний вариант кафе.
Вячеслав Борисович указал рукой на строение, в окне которого я увидела портрет Владимира Высоцкого
с надписью в углу:
- Подарок?
- Да.
- Сфотографировать можно?
- Думаю, да. Гражданским не обязательно, а военные поймут.
- О! А это что? - Через распахнутую дверь на меня смотрел... Лев Николаевич с гармоникой:
- А это картина такая, - улыбнулся Вячеслав Борисович. - Она известна в интернете.
Её написали четыре китайца. "Все великие на одном полотне" называется. Авторы и сами там, вверху справа. Я скачал, и вот так мне оформили. Для будущего интерьера.
- Интере-е-е-сно...Скажите, вы родом из Севастополя?
- Я себя крымчанином называю. Сюда приехал из Бахчисарая.
- Давно?
- 13 лет назад.
- А как вы думаете, за эти годы вы поняли этот город, его дух?
- Как только я увидел Севастополь, сразу в него влюбился. Здесь люди хорошие. И мне здесь очень хорошо. Мне кажется, я его правильно чувствую.
- И, всё-таки, скажите, почему вы отказываете мне в съёмке? Про нефотогеничность, думаю, не будем? - Улыбаюсь я.
- Конечно.
- Тогда в чём дело? Вы не уверены в своей правоте? Вы что-то скрываете или, наоборот, выдаёте чью-то тайну?
- Да нет... - после долгого молчания ответил Вячеслав Борисович. И махнул рукой: "Пойдёмте"!
Вот он, со спасённым Матросом.
Вновь ставший для нас безымянным Герой как будто внимательно всматривается в окна стоящего напротив огромного дома.
Тот, с кого сделан этот портрет, достойно прожил жизнь, и, возможно, совсем в молодом возрасте отдал её за то, чтобы и у нас она сложилась не хуже.
Он хочет убедиться, что ещё не всё потеряно и для нас.
Екатерина Васильева
фото автора.