чт, 08/02/2018 - 14:17

Александр Кулагин о переходном периоде, наследии советских времен и искусстве договариваться

Зампред Заксобрания Севастополя Александр Кулагин рассказал о кадровой чехарде в правительстве, развитии сельских территорий и проблемах частного сектора.

О регистрации индивидуальных жилых домов по упрощенной схеме, о кадровой чехарде в правительстве и том, как совместить статус города с потребностями сельских территорий, говорил на вчерашней пресс-конференции заместитель председателя Заксобрания Александр Кулагин.

Заданные вице-спикеру вопросы касались итогов работы парламента, его планах на будущее и ситуации в самом Заксобрании.

Правила переходного периода

Первое, чем поинтересовались журналисты – это перспектива продления предоставленного севастопольцам права  зарегистрировать свои индивидуальные жилые дома по упрощенной схеме. Кулагин сообщил, что депутаты намерены продлить такую  возможность до конца 2018 года и что он очень надеется, что голосование депутатов по этому насущному для многих горожан вопросу будет дружным.

«Надеюсь, что никакие внутриполитические разборки не повлияют на принятие такого важного для Севастополя закона. Им мы продлеваем действие права на упрощенную регистрацию прав собственности до 1 января 2019 года. При этом человеку не понадобится разрешение на строительство, потому что многим людям взять его негде.

Продление срока обосновано тем, что очень многие жители Севастополя еще не успели оформить документы на свои дома. И во многих случаях связано это не с действиями самих людей, а с действиями органов власти и с доступностью госуслуг.

Я состою в рабочей группе Агентства стратегических инициатив, которая занимается мониторингом законодательства в сфере земельных и имущественных отношений. И мы знаем, что для получения определенного вида документов в МФЦ люди уже в конце ноября записывались на март. Поэтому для нас было очевидно, что срок надо продлевать», – пояснил вице-спикер.

Сейчас, по его словам, к принятию закона все готово, получены необходимые согласования с Минэкономразвития и правительством Севастополя. Осталось лишь проголосовать. Кроме этого, в ближайшее время депутатам предстоит принять важное решение о продлении или непродлении переходного периода, который должен закончиться с января 2019 года.

После этого у Севастополя уже не будет возможности самостоятельно регулировать вопросы, связанные с земельными и имущественными отношениями – они будут решаться исключительно в правовом поле РФ.

«Сейчас это один из главных для нас вопросов – нужно ли продлевать этот переходный период. В том числе с нашим участием Госдума РФ приняла закон о продлении моратория на плановые проверки субъектов предпринимательской деятельности – это было очень важно для нас. По просьбе Правительства РФ был продлен до 2010 года переходный период по регулированию коммунальных тарифов.

Пока Севастополь и Крым не готовы полностью влиться в правовое поле РФ, поскольку в результате тарифы у нас могут резко вырасти.

Что же касается блока вопросов, связанных с земельными и имущественными отношениями, то мы видим, что в значительном количестве случаев люди не успевают дооформить свои права по причинам, от них не зависящим. К концу весенней сессии мы соберем результаты мониторинга и будем решать, выходить ли на федеральный уровень с предложением о продлении этого переходного периода», – рассказал Кулагин.

По Указу от 1984-го

В числе других законов, которые предстоит принять законодателям, – законы так называемого экологического блока (например, «Об охране атмосферного воздуха»). Но одной из важнейших задач была названа задача разобраться с административно-территориальным устройством Севастополя. Соответствующий закон зампредседателя Заксобрания обещает вынести на рассмотрение коллег в ближайшее время.

«Часть вопросов, связанных с изменением административно-территориального устройства, потребуется выносить на уровень федеральный. Но то, что можно сделать на местном, субъектовом уровне, мы, конечно, сделаем. Нам необходимо понимание – есть ли у нас полноценные сельские населенные пункты, межселенные территории и так далее.

На межселенных территориях, в частности, может располагаться городская свалка. А в границах населенных пунктов, согласно федеральному законодательству, свалок быть не может. И сфер, которые зависят от того, как мы это административно-территориальное устройство отрегулируем, много. Концепция закона уже согласована с Главным правовым управлением Администрации президента. При его разработке я изучал практику других регионов. Наиболее близкая к нашей ситуация в Московской области.

Но мы – город, границы которого - Черное море и Республика Крым. Получается, что Севастополь – один большой населенный пункт. И сейчас мы хотим на федеральном уровне определить, что есть город федерального значения - это конституционное понятие в сфере государственного устройства, а есть город как понятие географическое», – пояснил Кулагин.

К решению этого вопроса, по его словам, привлечены и ученые-правоведы, и федеральные органы власти, и представители власти других регионов. Перемены, как считает вице-спикер, назрели: сейчас административно-территориальное устройство в России регулируется только Указом президиума Верховного совета СССР, который датируется серединой 80-х годов прошлого столетия. Поэтому с аналогичными проблемами сталкивается не только Севастополь, хотя он – больше других.

«Мы сталкиваемся с противоречиями, когда нам нужно обеспечить доставку детей в школы, льготы учителям и врачам, которые едут в сельские населенные пункты. Конечно, обсуждать это  нужно широким кругом заинтересованных лиц. Сейчас я разослал им проект закона, уже  получены некоторые заключения, и теперь для того, чтобы эту работу усилить, внесу законопроект на рассмотрение Заксобрания. 

После этого мы будем его серьезно обсуждать, чтобы не наделать ошибок. Нужно определиться со статусами населенных пунктов раз и навсегда. На сегодняшний день - так исторически сложилось – у нас не имеет статуса, скажем, Балаклава. Статус города она когда-то утратила и сейчас является частью Балаклавского района. Возможно, этот статус стоит вернуть».

Одно из предложений Кулагина – ввести в оборот понятие рекреационного поселка, поскольку сейчас на территории Севастополя есть такие, к которым существующие в законодательстве определения курортного или дачного поселка не применимы.

«Все это серьезные вопросы, которые существуют не только у нас, но и в других субъектах РФ. Поэтому сейчас к нам уже подключается Санкт-Петербург. У них, например, тоже есть леса, а к городским лесам применяются  очень серьезные ограничения по контролю, по вырубке и так далее. Охотиться, например, там точно нельзя. Так получилось, что мы первыми эти вопросы озвучили, но сейчас к нам подключаются и другие», – сообщил вице-спикер.

Не ради того, чтобы послушать

Правда, рассмотреть этот законопроект депутаты смогут не на ближайшем заседании Заксобрания.

Ближайшее состоится 13 февраля, и в его повестке, в частности, выступления с информацией о своей работе глав четырех подразделений правительства (управления ветеринарии, управления культуры, департамента сельского хозяйства и управления ЗАГС).

К сожалению, принять план контрольной деятельности Заксобрания на 2018 год на прошлом заседании не удалось – часть депутатов проголосовала против включения этого вопроса в повестку дня (ссылка). Александр Кулагин еще раз подчеркнул, что заниматься контрольной деятельностью – прямая обязанность депутатов. Кроме этого, без получения такой информации Заксобрание не сможет полноценно заниматься и законодательной деятельностью.

«Для нас важна обратная связь: мы должны услышать от правоприменителей, есть ли в нашем законодательстве изъяны. Вы видите, что очень большое количество законов, которые мы сейчас принимаем, начинаются со слов «О внесении изменений..». Это свойственно всем парламентам РФ», - подчеркнул Кулагин.

Искусство компромисса в рамках закона

Осложняет работу, по мнению вице-спикера, и не вчера начавшаяся кадровая чехарда в Правительстве Севастополя.

«Ключевые игроки менялись очень часто: только мы устанавливали контакты, чтобы отладить законотворческий процесс и обратную связь, как появлялись новые люди, и все приходилось начинать сначала. К сожалению, этот процесс перманентный: у нас постоянно меняются члены правительства. И уже в этом году губернатор издал указ о переформатировании правительства, что, по моему мнению, не совсем правильно», – сказал Александр Кулагин.

На вопрос о том, каким ему видится путь к преодолению разногласий в Заксобрании и между парламентом и правительством, депутат напомнил, что политика невозможна без поиска компромиссов. Поэтому всем, кто хочет добиться эффективной работы, нужно договариваться. Но, безусловно, в рамках закона и не забывая о том, что Заксобрание – независимый орган власти.

«Я понимаю желание губернатора, чтобы парламент принимал решения, которые удобны ему. Но у Заксобрания три важных функции – законодательная, представительная и контрольная. И я не могу допустить ситуации, при которой мы не сможем в полном объеме исполнять свои обязанности», – заключил зампредседатель Заксобрания.

Ольга Смирнова

 

Читайте также: