вс, 05/11/2017 - 12:15

58 лет назад открылась диорама «Штурм Сапун–горы 7 мая 1944 года»

58 лет назад открылся музей, ставший знаменитых не только в Севастополе, но и во всём СССР: диорама «Штурм Сапун–горы 7 мая 1944 года». За эти годы полотно, отобразившее одну из самых значимых страниц истории города, увидели более 25 миллионов человек.

Об истории монументального шедевра телеканалу «НТС» рассказали научные сотрудники Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Диорама «Штурм Сапун–горы 7 мая 1944 года»  разместилась на легендарной высоте в специально построенном полукруглом здании. Оно открыло двери первым посетителям 4 ноября 1959 года. Людей в тот день пришло невероятно много – как вспоминают очевидцы, очередь протянулась почти на полкилометра.

9 часов ожесточённой схватки с врагом. 9 часов – против двадцати двух месяцев, а именно столько длился период немецкой оккупации. Фашисты превратили эту стратегически важную высоту в неприступную крепость. Родную землю наши войска отвоёвывали сантиметр за сантиметром. Кульминационный момент боя отображён на полотне диорамы с документальной точностью.

«По замыслу художников, мы находимся на склоне Сапун–горы 7 мая 1944 года. Уже прошло семь часов штурма, наши войска уже поднялись на склоны, сейчас они недалеко от гребня горы. Если смотреть в долину Золотая балка, видно: там наша артиллерия, реактивные миномёты «Катюша», крупнокалиберная артиллерия. Вдалеке различимо Чёрное море – там транспорты Черноморского флота. И полное господство нашей авиации: в небе восьмая воздушная армия генерал–лейтенанта Хрюкина», – рассказала научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Илона Беликова.

Высота полотна – пять с половиной метров, длина – двадцать пять с половиной метров. Наша диорама на момент открытия была самой большой в Советском Союзе. Над этой монументальной картиной трудились художники–баталисты Московской студии имени Грекова: Пётр Мальцев, Георгий Марченко, Николай Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза Георгий Терновский.

«Работы проходили в Москве, они длились полтора года. В мастерской студии Грекова создавалось само полотно диорамы, а в Московском художественном музее – каркас для предметного плана. Готовое полотно ещё раз прописывали уже на месте, доставив сюда. Потом собрали предметный план. В предметный план впервые не включалась бутафория: здесь расположены настоящие, подлинные предметы, найденные на местах боёв – снаряжение, вооружение, предметы амуниции», – отметила Илона Беликова.

Также впервые в практике создания диорам фигуры на переднем плане изобразили в натуральный человеческий рост, а портретному сходству героев с реальными прототипами придали такое значение: участников штурма писали с натуры. Позировавший художникам Илья Поликахин потом сказал: «Я увидел себя и своих товарищей такими, какими мы были в то трудное, но славное время».

«На этой небольшой высоте, на выступе Иван Яцуненко подхватывает изрешечённое пулями и осколками снарядов красное знамя Победы из рук смертельно раненного парторга. Позднее он водрузит его на гребне Сапун–горы и будет один несколько часов удерживать эту позицию до подхода основных сил», – рассказала Илона Беликова.

Дополняет шедевр экспозиция. И она постоянно пополняется – в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя собраны сотни тысяч артефактов, посвящённых Великой Отечественной войне в целом, штурму Сапун–Горы и становлению на этой высоте мемориального комплекса. 

Частью монументального ансамбля теперь является не только здание диорамы, но и  памятник 51–й Армии, открытая выставка боевой техники, Вечный огонь и мемориальные плиты, на которых увековечены имена Героев Советского Союза и наименования частей, подаривших Севастополю свободу.

Теги:
Читайте также: