4570

Юрий Гранатов: «И пусть каждый молится своему богу…»

Юрий Гранатов: «И пусть каждый молится своему богу…»

Путешествие Тевье-молочника из Анатовки в Севастополь


Три года назад в Севастополе анонс: театр Краснознаменного Черноморского флота ставит пьесу Григория Горина "Поминальная молитва".

Именно тот театр, которому во все годы советской власти предназначался военно-патриотический репертуар по определению.

А тут на сцене обычные реалии дореволюционной еврейской жизни в местечке, в черте оседлости, которые сюда за всю 225-летнюю историю Севастополя и не долетали.

И все-таки именно во флотском театре "Поминальная молитва" — пьеса Григория Горина по мотивам повести "Тевье-молочник" Шолом-Алейхема, классика еврейской литературы.

В Севастопольским еврейском благотворительном центре "Хесед Шахар" состоялась творческая встреча с артистами русского драмтеатра Черноморского флота—создателями спектакля "Поминальная молитва", посвященная 150-летию со дня рождения Шолом-Алейхема. Они рассказали зрителям о своей работе.

Юрий Гранатов, главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России:

— Примерно лет двадцать назад наш театр Черноморского флота имени Б. Лавренева привез на театральный фестиваль в Москву спектакль "Чума на оба ваших дома".

Широко известный тогда столичный драматург Григорий Горин пришел посмотреть, что сотворили флотские артисты. Постановка ему понравилась. "Именно такой хотел я видеть свою пьесу на сцене", — сказал мне Горин.

Я увез в Севастополь его пьесу "Шут Балакирев", и мы ее вскоре поставили. При очередной встрече в Москве Григорий Горин выразил желание поехать в Севастополь: и спектакль посмотреть, и с городом познакомиться.

Вот такая памятная надпись на сборнике его избранных пьес: "Уважаемому Юрию Николаевичу Гранатову — доблестному защитнику русского Черноморского театра". Год—1998-й. Тогда же он сказал: "Моя самая любимая пьеса — "Поминальная молитва".

Когда в Севастополь вернулся из Мурманска народный артист России Виктор Васильев-Юмин, в ранней молодости начинавший свой творческий путь в нашем театре, я подумал: вот и актер на роль Тевье.

Мы стали обсуждать с Виктором Владимировичем "Поминальную молитву" и согласились, что эта пьеса и сегодня звучит актуально. Люди, проживающие несколько поколений совместно в одном городке, в одной деревне, неизбежно сближаются, им становятся понятнее обычаи и традиции соседей, они видят, как складываются судьбы детей, как добывается хлеб насущный.

И пусть каждый молится своему Богу, они просят благополучия для своей семьи одинаково. А мирно текущую жизнь, в неизбежных заботах, начинают отравлять зерна зависти, ненависти, озлобленности, брошенные в почву власть предержащими.

Это отразилось в творчестве Шолом-Алейхема, эта тема звучит в пьесе Григория Горина, который перенес на сцену давние события, да так, что они не оставляют равнодушными и зрителей XXI века. Ведь спокойствие и взаимотерпимость в обществе могут в одночасье рухнуть по чьей-то злонамеренной воле.

Приступая к постановке, мне всегда предстоит ответить на вопрос: "Зачем я ставлю эту пьесу?". Причем отвечаю последовательно, выделяя с ударением каждое слово!

Таков известный режиссерский принцип. Под таким углом зрения "Поминальная молитва"—спектакль-предупреждение или предостережение. В 2007 году "Поминальная молитва" признана лучшим спектаклем года в Автономной Республике Крым, мне вручили диплом за лучшую режиссуру.

Нам очень повезло при постановке "Поминальной молитвы", когда необходимо было проверить, насколько точно соответствует спектакль традициям еврейской жизни.

Нам помог Аркадий Абович Факторович — скромный библиотекарь Севастопольского еврейского благотворительного центра. Бывший флотский офицер оказался настоящим знатоком еврейских обычаев, обрядов, костюмов.

Он приходил на репетиции, подмечал оплошности, очень тактично беседовал с актерами, костюмерами, художником. С песнями нас познакомила художественный руководитель народного вокального ансамбля "Шолом" Галина Соркова. Ее песней открывается спектакль.

Виктор Васильев-Юмин, народный артист России:

— На сцене в роли Тевье видел я Евгения Леонова, в телеспектаклях — Богдана Ступку, Михаила Ульянова. Великие, неповторимые актеры. А подражать кому-то—у меня нет этого в природе. Мне очень нравится мягкий тонкий юмор в еврейской литературе, это замечательное народное свойство: усмехнуться над собой. Уметь поиронизировать—такое у евреев случается частенько, и это мне всегда импонировало.

Мудрость Тевье в том, что в самых трудных жизненных ситуациях он не теряет своего стержня, и беду, и радость воспринимает как-то житейски мудро, считая их неизбежными в жизни. У него пять дочерей, большое семейство.

И он всю жизнь пашет, трудится ради того, чтобы проложить для них счастливую тропинку в жизни. А его мудрость—это и заповеди Торы, и стойкость в испытаниях судьбы, и надежда на лучшую долю. У меня такое ощущение, что и сегодня это очень злободневно, остро.

При нынешних правителях мы часто слышим слова, произносимые с превосходством: моя нация! А что до остальных, которые "русскоязычные"?

Валентина Попова, народная артистка России:

— Мне довелось, выходить в женских ролях разных народов, разных возрастов, разного общественного положения, в том числе и Екатерины II. Но то, что судьба преподнесла мне роль Голды,— без преувеличения, счастье!

Она мать всех матерей, воплощение сущности материнского предназначения. За свою 40-летнюю работу в театре мне не приходилось сталкиваться с таким женским образом, каким его представил Шолом-Алейхем и воплотил в пьесе Григорий Горин. Она не придумана, не собрана из разных лоскутков, это—не собирательный образ, она реальная, живая.

Я отношусь к Голде не как к придуманному образу, а как к живому человеку. Это очень редко бывает. Среди сыгранных мною более 200 ролей только 5-6 оставили глубокий след в душе, и Голда сейчас — на первом месте. Я могу с Голдой страдать, смеяться и плакать.

Владимир Сильвестров, композитор, заслуженный деятель искусств АРК:

— В "Поминальной молитве" затрагивается такая национальная тема, которая у нас звучит впервые. Это уже интересно. Яркие, красивые образы, пришедшие к нам из довольно далекого времени.

Жизнь людей в Анатовке, их взаимоотношения, судьбы сопоставимы с тем, что мы наблюдаем и сегодня вокруг нас: старый Тевье в поте лица добывает хлеб насущный для своей семьи, Голда согревает семейный очаг, надрывает свое сердце заботами о благе дочерей.

И все это мне предстояло соединить в музыкальных образах—задача очень сложная. Как выразить национальный колорит деревушки, где живут русские, украинцы, евреи?

Мне хотелось приблизить национальные мотивы к сегодняшнему зрителю. Я обратился к руководителю вокального ансамбля "Шолом" еврейской общины Галине Сорковой.

Мы вместе прослушали записи, она напела характерные мелодии. Я этой работой был захвачен, мне всегда интересно пробовать что-то новое. Мне очень хотелось, чтобы в этом (все же необычном для Севастополя) спектакле звучала красивая, волнующая музыка, широкая, как река.

Народная артистка России Валентина Попова создала зримый образ Матери. Ее Голда — в ежеминутном беспокойстве о судьбе дочерей, в ее сердце не уменьшаются боль и тревога: куда от родительского дома унесут ее девочек житейские ветры? Эта неизбывная боль прорывается в речах, жестах, молитвах.

...Каждый актер получил возможность раскрыть разные стороны своего дарования. И весь спектакль сыгран с большим уважением к героям Шолом-Алейхема.

Многие зрители, посмотревшие во флотском театре "Поминальную молитву", вполне возможно, задумаются над некоторыми предрассудками и предубеждениями, наслоившимися за долгие века.

Борис Гельман

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Дарья
1414

Евангелие от Иоанна, глава 14 (описание разговора на Тайной Вечере):

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

Profile picture for user Дарья
1414

От Луки (тот же вечер)

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.



31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Profile picture for user Дарья
1414

Ну и от Матфея.

Читаем внимательно, Бумеранг. ВНИМАТЕЛЬНО, я сказала!!!

Это - ВЕЧЕРЯ.

Поясняю тебе еще раз, Бумеранг, что люди едят из рук Христа, т.е. получают ПРИЧАСТИЕ. Это и есть ПУТЬ для христиан быть причастными к Богу.

И, кстати, дело, если ты не понял, не в еде.

И маленький инцидент с предательством и подлостью вообще:

намек Иуде и разговор с Петром.

Это ты уж сам о предателях подумай, на досуге, разберешься, кто подлее, и кто ты сам есть.