904

Безнравственность страшнее, чем несвобода, но не всем

Путин обращается к тем, кто учился у предков солидарности и православию, а его слушают и не понимают миллионы тех, кого учили другому.
Безнравственность страшнее, чем несвобода, но не всем

Месяц пребывания на жёстком карантине (словом «самоизоляция» никого не обмануть) натянул нервы людей как канаты – запертые в миллионных городах призывом «сиди дома», подвисшие над землёй в бетонных коробках, они устали от самих себя.

А впереди майские праздники – пусть без торжеств, но с первым теплом, цветением в природе и особой тягой к воле.

Страна ждала правильного решения, сочетающего необходимость с человечностью, и услышала не просто обещание начать снятие ограничений с 12 мая, но и глубоко прочувственное обращение, призыв к нравственному поведению, к преодолению губительного эгоизма.

«Свобода превращается в безответственность, эгоизм и в определённом смысле в насилие над окружающими, может привести к немалым бедам» - это ответ президента не только протестовавшим против карантина во Владикавказе и в Яндекс.Навигаторе, устроившим массовые пляски в подмосковном ЖК «Бутово парк 2» и всем тем, кто пытался превратить назревающее недовольство в пир во время чумы.

Это ещё и внутриэлитный спор с теми, кто в 2008 году заявил принцип «свобода лучше, чем несвобода».

Дмитрий Медведев тогда сказал:

«Эти слова – квинтэссенция человеческого опыта. Речь идет о свободе во всех ее проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения».

Владимир Путин спустя 12 лет напомнил, не вступая в прямой спор, что «свобода каждого ограничена свободой других», а ничем не ограниченная свобода ставит под угрозу жизнь других людей.

Что свобода самовыражения, как ценность сама по себе и без уважения к ближним, даже в обычной мирной жизни приводит к извращениям, к примеру, в массмедиа и театре или к трамвайному хамству в международной политике, а в условиях общей масштабной угрозы способствует гибели невинных.

Когда человек, которого государство экстренно вывезло из страны, где бушует зараза, возмущается неудобством самолёта – это просто хамство и неблагодарность, когда же он сбегает с карантина и заражает других – это преступление.

Но то и другое явление одного порядка, они исходят из принципа «моя свобода прежде всего», «свобода лучше, чем несвобода».

Впрочем, само по себе это всё-таки спор двух либеральных принципов – более эгоистичного с менее эгоистичным.

Идея либеральной свободы, изначально привлекательная и толерантная, легко эволюционирует в крайности: в крайний эгоизм и гедонизм, в тоталитарный экономизм (свобода капитала) и даже в ницщеанство с его принципом «падающего подтолкни», которое вроде бы антилиберально, но на деле отталкивается от либеральной свободы.

Причина в том, что свобода в либерализме изначально трактуется поверхностно, только как внешняя свобода. Истинная же свобода – это внутреннее духовное состояние человека: если она есть в душе, то её нельзя ограничить никакими внешними запретами и карантинами. Такая свобода сама ограничивает себя совестью как Божьим голосом и нравственностью, она и способна полностью реализоваться только через самоограничения, которые являются служением.

Только свободная личность способна к самопожертвованию и подвигу.

Вот почему брошенный в тюрьму борец за справедливость свободнее своего тюремщика, а взявший на себя обет молчания Сергий Радонежский благословил освобождение Руси от ига.

И наоборот, человек, свободный только внешне, не признающий никаких запретов, зачастую совершенно несвободен, так как внутренне зависим от страстей и прихотей.

Поставив своё эго в центр вселенной, он пытается его всячески ублажить и развлечь, а потому любое внешнее препятствие, будь то закон или интересы ближнего, не говоря уже о карантине, вызывает у него страх и раздражение.

Как это он не может полететь на курорт, если у него есть деньги и виза?! Для таких людей заточение в одном месте, будь то даже шикарная вилла или бетонный «человейник» многотысячного ЖК, невыносимо и вызывает ломку, так как вскрывает его несвободу.

Для внутренне свободных людей заточение терпимо и даже полезно, внешние запреты либо не замечаются, либо вызывают ещё большую внутреннюю свободу (по-русски, волю).



Вот почему один из самых известных певцов свободы, философ Николай Бердяев считал русский народ наиболее свободным – не внешне, а духовно. Да, порой это выхлёстывалось наружу как стихия вольницы, но в самые тяжёлые моменты (в смуту, войны, катастрофы) долг служения и совесть брали вверх, и люди добровольно жертвовали своей внешней свободой ради благополучия ближних.

Причина тому в традициях православия, что русский народ всегда старался жить заветам Бога, в том числе и в советские годы через «моральный кодекс коммуниста», пытался сохранить в душе живой образ Христа, который подарил человеку истинную свободу.

Вот и Владимир Путин в своём обращении впервые за последние годы вновь апеллирует к духовным традициям:

«Мы учились у наших предков абсолютно другому. С ценностями взаимопомощи, взаимовыручки, солидарности Россия живёт тысячу лет. И сегодня они – главная опора нашей государственности. Мы получили их вместе с православием».

Всё так. Только проблема и беда наша в том, что на самом деле этим ценностям мало кто из россиян учился, так как государство самоустранилось от воспитания граждан – опять же - в угоду либеральным принципам.

За исключением церковных и армейских школ – этих островков служения – нравственное и гражданское воспитание как таковое отсутствует. Большая часть народа воспитывается массмедиа и «культуркой» (иначе не назовёшь), которые способны только пошлить, очернять и вызывать жажду потребления.

Путин обращается к тем, кто учился у предков солидарности и православию, а его слушают и не понимают миллионы тех, кого учили быть успешным и жить одним днём, кто стремился в мегаполисы ради лёгких денег и для кого торговый центр заменяет церковь.

Это страшная ценностная пропасть между идеалами русского мира и реальностью, она чрезвычайно опасна и в будущем может быть более разрушительной, чем коронавирус.

Пандемия только обнажила и усилила это давнее противоречие – между культом потребления и нравственностью.

Президент его видит, обеспокоен им и поэтому бросает вызов ещё одной ипостаси либеральной свободы – экономическому тоталитаризму, когда человек и народ воспринимаются только как топливо для умножения капитала.

Российский лидер пересказывает образ мышления тех, кто требует ради прибыли побыстрее перезапустить молох потребления, перешагивая через слабых и больных по закону естественного отбора, и мы даже без фамилий узнаём сторонников неолиберализма, владельцев крупного капитала.

Он чётко даёт им понять, что такого не будет и что здоровье народа, солидарность и нравственность важнее прибыли. А значит, если потребуется, то свобода капитала и либеральная свобода как таковая будет ограничена.

К сожалению, воплотить это в жизнь гораздо сложнее, чем произнести, а потому практика нередко расходится со словами, и частнособственнические интересы продавливают солидарность – взять хотя бы разрешение работать в нерабочие дни салонам красоты и страховым агентствам, или попытка игрового бизнеса получить льготные кредиты.

Трудность заключается ещё и в том, что снятия ограничений не только требуют крупные собственники, но этого желают и миллионы жителей «человейников», которые стали зависимы от молоха потребления.

Отчасти понять их можно – остановка молоха лишает их привычного образа жизни, средств к привычному существованию, закрывает их в непригодных для нормальной жизни скворечниках.

Это действительно невыносимо для них – столько сил потратить, чтобы «вписаться» в рынок, стать менеджерами среднего звена, забыв убогую провинцию, а тут такое.

Им надо помочь понять тупиковость такого образа жизни (даже после снятия карантина он не вернётся, как минимум до создания вакцины и лекарства, а это год-два) и вместо дикой урбанизации, какая проводилась все 2000-е, начать поощрение жителей мегаполисов к расселению в частные дома, тем более что многие и так перейдут на удалённую работу.

Деурбанизация, разукрупнение городов, развитие малоэтажного строительства, восстановление малых городов и поселений, создание комфортной среды за городом – это не просто необходимость для борьбы с вирусом, но и шанс на переоценку ценностей, так как рассредоточение и близость к земле сами по себе подтолкнут к переосмыслению.

Солидарность не возьмётся ниоткуда, её необходимо выращивать, чтобы в тех же категориях и теми же ценностями мыслило подавляющее большинство русских.

Чтобы сограждане увидели другую реальность, где можно жить, не толкаясь локтями в метро, пробках и офисах в погоне за деньгами, кредитами и скидками, а регулируя своё рабочее время и досуг, исходя из потребностей родных и ближних, собственного развития.

Где самоизоляция будет именно самоограничением, дозированным и полезным для души, а не запретом властей, устраивающих цифровую слежку.

Скажут, это сказки и идеализм, но именно мечты об идеале и рождают большие проекты: без них человек – копошащийся в своих сомнениях червяк.

Эдуард Биров

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user ulogin_vkontakte_568746644
1

Православие? Православие противостоит эгоцентризму? Православие уцчит солидарности?

БИРОВ ЧАСОМ НЕ РЕХНУЛСЯ? Не пропил остатки простой совести?

Он "не заметил", как церковные чины призывали паству наплевать на самоизоляцию и потащиться в церковь на Пасху? Не заметил, как в разгар эпидемии в Питере, в Казанском соборе устроили целование мощей, и тысячи людей там толпились и облизывали эти кости? Не заметил, как церковники делали заявления, внушая верующим, что в церкви заразиться невозможно, якобы, вся история христианства говорит об этом?

Биров не заметил, что никто так не поспособствовал распространению заразы, как РПЦ? Что только после того, как начали умирать сами священники, РПЦ спохватилась и втала  НАКОНЕЦ-ТО призывать верующих в храмы не ходить?

Нет ничего более далекого от солидарности, чести, служению обществу и мыслей о благе этого общества, как РПЦ с ее кондовым, похабным эгоизмом. Покупка свечей и иконок в церковных лавках им дороже, чем человеческие жизни! Дичайший цинизм.

Биров считает читателей полными идиотами?

Profile picture for user Аэлита
4243

  У кого в кармане государство?. №178 В новом выпуске авторской программы «БесогонТВ» Никита Михалков предлагает поговорить о том, как может измениться мир после пандемии коронавируса. Почему вокруг нового опасного вируса постоянно возникают конспирологические теории и спекуляции? Как происходящее связано с благотворительной деятельностью Билла Гейтса, и какое отношение это все имеет к нашей стране? Как вынужденные нововведения в образовании могут кардинально изменить человеческое сознание?

https://www.youtube.com/watch?v=MEtaaNNuVCI&feature=emb_logo

Profile picture for user Gekon
890

Большое спасибо автору! Достали уже  вечные подростки, которые хотят, чтобы было все можно, но при этом ни за что не отвечать. Хотите свободы? Вперед. Только почему кто-то(государство или сосед) должны пототм разруливать или оплачивать последствия твоей свободы? Отвечай сам, плати сам. Не хочешь? Тогда будь добр - выполняй определенные требования.