Крым

Ювелирная работа: как и зачем на востоке Крыма реставрируют древний камень

Для экспонатов, которым уже сотни лет, губительной может стать даже обычная пыль.

Ювелирная работа: как и зачем на востоке Крыма реставрируют древний камень
Фото:
Мария Холодюк|ForPost
При реставрировании камня следует придерживаться строгих инструкций.

Восточный Крым может похвастаться не только известными памятниками архитектуры, но и технологиями по реставрации уникальных находок. В музее каменных древностей «Лапидарий», который входит в структуру Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, прошла Летняя школа реставрации камня. За кропотливым процессом изучения и восстановления каменных экспонатов, найденных спустя многие века, понаблюдал ForPost.

Романтика уникальной работы

Заходим в просторное светлое помещение «Лапидария». На специальных столах аккуратно разложены каменные «артефакты»: часть из них уже прошла реставрацию, другие только ожидают своего часа. За одним из столов хрупкая девушка как раз активно трудится со щёточкой над белёсой глыбой. Это Виктория Карелина, научный сотрудник отдела. Она как раз и занимается расчисткой камня — одним из самых важных этапов в процессе восстановления.

«Я сейчас занимаюсь водной расчисткой с добавлением детского мыла — это классика жанра», — поясняет сотрудница «Лапидария».

крым керчь реставрация раствор камень работа ученые наука

Разница в виде сухой и влажной поверхности камня — налицо.

Поверхности каменных древностей можно очищать и «химией»: растворами с содержанием спирта, воды, ацетона и аммиака. Но во всём нужно знать пропорции. А мыльный раствор в таких работах считается не только самым простым в приготовлении, но и наиболее щадящим вариантом.

крым керчь камень история архитектура реставрация древности

Один из реставрируемых Викторией Карелиной экспонатов.

Тут же нам показывают ещё один интересный экспонат, уже отреставрированный: стеллообразное антропоморфное изваяние, на поверхности которого до наших дней сохранился рисунок, нанесённый вероятнее всего охристыми красками.

«Мы видим, что тут присутствует шея, лик, стилизовано изображение рта, носа. И, если немного подсветить, можем увидеть вырезанные брови и глаза. Поверхности не только расписывали, но и создавали на них рельеф», — «расшифровывает» рисунок реставратор.

Работа над такими древностями имеет свои особенности: по границам рисунка сначала наносился специальный закрепляющий раствор, а уже после проводилась работа вокруг него. Чистился образец раствором, в равных пропорциях которого находились вода, ацетон, спирт и небольшое количество аммиака.

Читайте по теме: Керченский полуостров Крыма открывает археологам новые тайны прошлого

Такая кропотливая работа на многих наверняка навеяла бы тоску. Но Виктория Карелина считает её в некоторой степени даже романтической и ничуть не менее интересной, чем раскопки.

«Везде своя романтика присутствует: там полевые работы, тут лабораторно-научная деятельность. Больше устаём на археологических исследованиях: там физической работы гораздо больше», — сравнивает этапы работы реставратор.

Удачные обстоятельства

Летняя школа реставрации камня работает в Керчи уже больше 20 лет. В прошлые годы стажировку на базе школы проходили студенты Российского государственного гуманитарного университета, кафедры «Высшая школа реставрации», сотрудники Института археологии РАН, реставраторы музеев Крыма, Украины и России, студенты первого и второго курсов факультета скульптуры Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина.

В этом же году летняя школа обучала искусству работы с камнем практикующих музейных реставраторов и научных сотрудников Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

«Всегда уделяешь больше времени студентам и стажёрам, а свои сотрудники как бы остаются в стороне. А тут они могут получить максимум знаний и умений», — пояснила заведующая отделом «Лапидария» Нина Кучеревская.

Для реставрации в этом году в «Лапидарии» отобрали довольно сложные предметы, один из них — каменная деталь, сохранившаяся с IV века до нашей эры.

«У неё хорошая сохранность, но мы наблюдаем  трещину, которая в дальнейшем будет грозить разрушением этого памятника… В полости с отслаивающимися краями скапливается пыль, а это питательная среда для плесени и микроорганизмов. Сейчас мы выполняем высокохудожественную работу по заделке этой трещины», — рассказала Нина Кучеревская.

По словам заведующей отделом «Лапидария», намного больше, чем на реставрацию, уходит времени на ведение реставрационной документации и специальных паспортов на сами образцы. Но и без этого никак: весь массив данных очень помогает учёным, к примеру, при создании выставок, перемещении каменных экспонатов на другие места и даже при хранении.

Как сообщал ForPost, на раскопках в античном городище Артезиан под Керчью со дна одной из хозяйственных ям археологи подняли на свет часть большой мраморной статуи. Предварительный анализ показал, что статуя изображала боспорского царя Фарнака в образе бога Зевса.

Мария Холодюк

Фото, видео автора

700
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Главное за день

Человек, создавший легенду: настоящий севастополец Валерий Володин отмечает 76-летие

Губернатор рассказал об отношениях с директором 35-ой береговой батареи.
19:00
10
2037

Больше всего ATACMS этой ночью летело в Крым

57 беспилотников уничтожили и перехватили над территорией Краснодарского края.
07:40
16
5686

На севастопольском пляже «Учкуевка» работает тяжёлая техника

Только к середине мая у пляжа окончательно определился оператор.
14:07
12
12728

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
568

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
2705