Во времена СССР многие предприятия промышленного комплекса Крымского полуострова работали на обеспечение нужд Арктики в различных направлениях, напомнил ForPost почётный полярник Виктор Резанов. Он рассказал о том, как наработанный опыт и потенциал Крыма и Севастополя можно успешно использовать сегодня.
Напомним, на VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге, министр промышленной политики Республики Крым Андрей Васюта заявил, что власти Республики Крым готовы вложиться в освоение и развитие Арктики.
Сейчас, рассказал почётный полярник Виктор Резанов, развитие Арктики активизировалось. В первую очередь интерес России на полярном круге направлен на обеспечение безопасности государства, добычу углеводородов и круглогодичное использование Северного морского пути. Сегодня Крым не может конкурировать ни в одной из этих отраслей, но его потенциала хватит для того, чтобы участвовать в освоении Арктики в качестве субподрядчика, считает наш собеседник.
«Чем Крым может помочь? Сейчас будут заключаться контракты на производство по госпрограмме различного оборудования для развития и обеспечения Севера. И хотя уже есть мощные предприятия, которые работают в этом направлении, Севастополь и Крым уже могут войти в Арктику по межрегиональному соглашению. То есть уже сейчас властям региона нужно присматриваться и вступать в диалог с предприятиями, которые уже работают там. Нужно стартовать с малого», – сказал полярник.
По его мнению, сотрудничество с крупными компаниями может выражаться в поставке произведённого в Крыму и Севастополе высокотехнологического оборудования, в том числе радиолокационного, поставках комплектующих.
Он напомнил, что на территории Крымского полуострова до сих пор сохранилось много промышленных предприятий, которые в советское время выполняли государственные оборонные заказы. Некоторые из них уже закрыты, но, возможно, их получится возродить, ведь с возвращением в Россию регион получил второе дыхание.
«У нас было много высокотехнологических предприятий. В одном только Севастополе работал радиозавод, который мог бы поучаствовать в освоении Арктики, но, к сожалению, он уже закрыт. Завод „Эра” выпускал управление для морских судов, в том числе детали для ледоколов. Севморзавод выпускает плавкраны, которые также могут применяться в Арктике. Заявление Васюты – знаковое для того, чтобы в дальнейшем заключать межрегиональные контракты с теми предприятиями, которые уже работают для Арктики», – сказал Резанов.
Говорить о том, что Крым может занять особое место в Арктике, пока рано, предостерёг специалист по Заполярью: «Мы пока не знаем программы по развитию Арктики, она ещё подробно не описана, чтобы понимать, какие свои ресурсы мы могли бы предложить».
Вместе с тем Резанов напомнил, что промышленным производством потенциал Крыма и Севастополя по участию в освоении Арктики не ограничивается.
«Мы можем быть полезны в деле подготовки кадров. В Арктике ощутимая нехватка гидрологов, а наши вузы готовят таких специалистов. Большая проблема существует и с обеспеченностью медицинским персоналом, который обучается для обслуживания в арктических районах. Также мы могли бы готовить для работы в условиях Крайнего Севера специалистов разных востребованных там специальностей. Если вспомнить, специалисты нашего Гидрофиза, работали не только в южных морях, но и на севере. А курсанты Нахимовского военного училища и студенты Голландии проходили практику в Северодвинске на подводных лодках», – подчеркнул почётный полярник.
Власта Пидпалая
Фото: www.westvoices.com, www.mybioplanet.ru, facebook.com
Обсуждение (4)
Верно! Неразрывная связь "Севастополь - Заполярье" была в советские годы не только у военных моряков...
...Всё вернётся!!!
Если есть возможность, надо поставлять продукцию и кадры. Нужно размещать в Севастополе госзаказы и поднимать то, что в свое время было утрачено.
Черт подери, пора все восстановить лучшее, что было при СССР и придумать новое!!!
арктика, она разная. мурманск, - регион сравнительно теплый. а вот на ямале и большеземельской тундре климат совсем другой. пару лет назад в воркуте рассказывали историю. в тундру уехал кунг с геологами. замела метель машина потерялась. хватились искать на третий день. в тундре нашли машину и полный фургон мертвых обмороженных людей. вот так. а нужно - то всего-навсего иметь навыки устройства ночлежки в снегу. как делают коми, ненцы или чукчи.
перед поездкой на север нужно готовиться заранее.
Пытаемся пробиться с технологией строительства сооружений из льда. Пока, к сожалению, безответно, хотя целесообразность подобных сооружение трудно оргументированно отрицать.