пн, 17/02/2020 - 19:00
1
1676

О. Смирнов и «бесплатные проститутки» важнее, резня подождет

Все те, что сейчас дружно ругают протоиерея, только согласились бы и поддержали, если бы он обошелся без этих злосчастных «проституток»!
Наталия Холмогорова

В воскресенье с утра СМИ и соцсети взорвались негодованием по привычному поводу. Протоиерей Димитрий Смирнов, глава Патриаршей комиссии по делам семьи и брака, известный неоднозначными и резкими высказываниями, сделал очередное заявление в своем излюбленном духе.

Под огонь критики о. Димитрия уже неоднократно подпадали и мужчины («это наша национальная трагедия… среди них нет таких, из которых можно выбрать себе жениха»), и женщины («они слабее умом, чем мужчины»), и дети («детей, родившихся в результате ЭКО, нельзя крестить»). О неверующих он сообщал, что это «животные», с ними нельзя вступать в брак, и каждому атеисту следует покончить с собой. О беременных девочках-подростках – что развратное поведение должно быть наказано, а рожать и растить ребенка – лучшее наказание для молодой матери. Высказывал неожиданные для православного священника симпатии к исламу.

Словом, он из тех людей, что обладают специфическим даром слова: что ни скажет – все вызывает нездоровое оживление и бурные холивары.

Каждое его выступление в таком стиле перепечатывает Интерфакс под заглавием: «В РПЦ заявили, что…». И каждое такое «заявление РПЦ» порождает обсуждения, негодование, гневные перепечатки, даже протесты от официальных лиц.

На этот раз о. Димитрий прошелся танком по женщинам, состоящим в «гражданском браке» - то есть, говоря официально, во внебрачном сожительстве: обозвал их «бесплатными проститутками».

Такое неожиданное определение всех задело за живое. Протесты раздались и из Думы, и из МИДа, и даже от официальных представителей самой РПЦ

И неудивительно. На этот раз о. Димитрий не просто высказался резко или нагрубил, но и понес какую-то несуразицу.

«Бесплатная проститутка» - даже не оскорбление, а оксюморон. Где такое видано? Если проститутка – значит, ей платят за секс: это ее определяющая характеристика. «Бесплатной» она может оказаться только в случае мошеннической сделки: женщина ждала, что клиент заплатит, а он ее «кинул».

И из контекста видно, что Смирнов это и имел в виду. Его тирада направлена не столько против женщин, сколько против мужчин, не желающих жениться на своих подругах. Женщин во внебрачном сожительстве он описывает как эксплуатируемых и обманутых: они ждут и надеются, что мужчина предложит им руку и сердце, а он все никак…

Действительно, такое бывает. Разумеется, таковы не все внебрачные союзы: люди, их отношения и обстоятельства почти бесконечно разнообразны. Но нередка ситуация, когда сожительство - в современной культуре своего рода «пробный брак», предназначенный для того, чтобы лучше друг друга узнать и друг к другу притереться прежде, чем заводить настоящую семью – растягивается на годы: «настоящей семьи» так и не возникает, один партнер (чаще всего это женщина) считает себя замужней и связанной обязательствами, а другой (и чаще всего это мужчина) считает себя свободным и ни в чем себе не отказывает.

Удобная лазейка, чтобы пользоваться преимуществами и выгодами женатого человека, но не брать на себя обязательств!

Выходит, на самом деле Смирнов за женщин заступился? По сути да. И все те люди, что сейчас дружно его ругают, только согласились бы и поддержали, если бы он обошелся без этих злосчастных «проституток»!

Они здесь ни к селу, ни к городу. Это просто ругательство, звучащее почти комично («Пра-аститу-у-утки!» - орет вслед проходящим девушкам бабка на лавочке), неподходящее по значению, мешающее понять смысл высказывания, да еще и ведущее к очень странным логическим выводам.

Получается, брак – это плата женщине за секс? Дама во внебрачном сожительстве – «бесплатная» неудачница; а законная жена – «успешная» путана, которой все-таки заплатили? «Буржуазный брак есть узаконенная проституция»; где-то мы это слышали – но точно не в церкви!

Но законы медиа-среды неумолимы. Как и следовало ожидать, именно ругательство привлекло внимание, затмило собою все остальное, поразило и оскорбило всех, кого только могло. Народ негодует (как обычно), представители РПЦ извиняются и оправдываются (вот это уже, пожалуй, что-то новенькое)…

Но по-настоящему интересно совсем другое.

Сакраментальное слово на букву П о. Димитрий Смирнов произнес не вчера. И даже не на прошлой неделе. Рассуждение о гражданских женах прозвучало в его беседе с участниками православного сообщества «OrthodoxBRO» на Рождественской встрече – то есть больше месяца назад. И все это время не привлекало ничьего внимания.

Только утром 16 февраля «Интерфакс» сообщил об этой реплике – без датировки, как о свежей новости.

Неблагая весть о том, что «православный тролль» Смирнов снова опозорился, разлетелась мгновенно, даже на удивление быстро для выходного дня. Уже через несколько часов громко возмущались депутаты Госдумы и краснели спикеры РПЦ, а вечером сюжет о Смирнове и проститутках показали по телевидению.

И за обсуждением очередной «клубнички от о. Димитрия» совершенно ушло в тень другое событие, произошедшее в Православной церкви утром 16 февраля, в то самое время, когда одно издание за другим бодро перепечатывали смирновские рассуждения…

Многие ли из вас, не заглядывая в «гугль», вспомнят, о чем речь? Многие ли вообще об этом слышали?

Утром, перед началом литургии, в известный московский храм – церковь Святителя Николая в Басманном районе Москвы – ворвался человек с ножом, вбежал в алтарь и с криком: «Поубиваю, бесы!» - бросился к священнику. Двое алтарников преградили ему дорогу; обоим он нанес ножевые ранения. Затем напавшего скрутили. Прибывшей полиции он объяснил, что таким способом хотел «бороться с лицемерием» церковников.

Иначе говоря, вчера в центре Москвы состоялся теракт, направленный против православных христиан, совершенный, по-видимому, по мотивам религиозной ненависти. И только потому, что нападавший не слишком хорошо владел ножом, а противостояли ему несколько крепких мужчин, дело обошлось без человеческих жертв.

Это далеко не первое нападение на православный храм – и в других случаях (в Южно-Сахалинске, в Кизляре, в Грозном) жертвы среди прихожан, к сожалению, были.

Но интереснее всего то, что произошло дальше. Безумца с ножом скрутили, задержали и предъявили ему обвинение… в «хулиганстве и побоях»!

Тут даже не подберешь приличных слов. Оказывается, ударить ли кулаком или ножом – нет никакой разницы! А вбежать в алтарь и попытаться зарезать священника – простое «хулиганство», не страшнее, чем, подобно «Pussy Riot», в том же алтаре сплясать.

«Попробовали бы они в мечети!» - говорят обычно в таких случаях. Насчет мечети не знаю; но, случись такое в синагоге – сегодня все СМИ стояли бы на ушах, общественные деятели и мастера культуры наперебой выражали бы тревогу и сочувствие пострадавшим, а представители Госдумы, МИДа и ФЕОРа хором требовали для преступника самого сурового наказания.

Но это случилось не в мечети и не в синагоге. И у прессы и общественности – как удачно совпало! – нашлась тема поважнее, чем кровавая резня в алтаре московского храма. Резня подождет. Сначала дружно осудим протоиерея Смирнова, который ругается плохими словами!

Это выглядит как продуманная, циничная тактика информационной борьбы. Технология расчеловечивания.

Верующие в глазах «внешнего мира» не должны выглядеть как живые люди, обладающие всеми правами человека, иногда заслуживающие сочувствия и поддержки. Нельзя даже заподозрить, что у них течет кровь, и им бывает больно. Верующий должен оставаться смешным и противным уродом, как на старой советской карикатуре. Этакая бородатая бабка с клюкой, несет какую-то чушь, все пытается запретить, на всех орет и ругается – а статные комсомольцы и комсомолки только снисходительно улыбаются в сторону выжившей из ума старухи и идут себе в светлое будущее.

Трудно отделаться от ощущения, что Смирнов – и с ним еще несколько таких же «православных троллей» - для того и присутствуют в общественном пространстве, чтобы регулярно издавать бабкин вопль: «Пра-а-аститу-у-утки!» И чтобы каждый такой чаячий крик добрые журналисты берегли на черный день, а в нужный момент доставали, обсасывали, коллекционировали, подробно объясняли, кто и как оскорблен «заявлением РПЦ» на этот раз.

И так создавалась бы среда, в которой нападение на верующих с ножом – пустяки, дело житейское и почти ненаказуемое. А посочувствовать верующим, на которых напали с ножом, или поставить себя на их место совершенно невозможно. Вы только послушайте, что они несут! Как же после этого их не резать?..

Наталья Холмогорова