вс, 29/12/2019 - 10:00
1
1086

Ничего важнее разговора о декабристах в России нет

И раньше не было. Дожить бы до времени, когда этот разговор уже утратит актуальность!
Андрей Перла

Перед новым годом пора бы уже вести легкие необязательные разговоры, но тут такой повод для разговора серьезного, невозможно пройти мимо.

До юбилея восстания на Сенатской площади еще пять лет, а супер-кино вышло на днях.

Не дождались 2025-го, решили в 19-м. Ну, зато название выглядит менее анахроничным: «Союз спасения» вообще-то существовал не вплоть до самого восстания декабристов, а только до 1818 года, потом были просто Северное и Южное общества.

Да, но анахроничное название подобрано хорошо. Речь идет именно о спасении России, с какой стороны ни посмотри. То ли от царя, то ли от революционеров...

Восстание декабристов, по историческим меркам, произошло буквально позавчера. В определенном смысле, с него мы ведем отсчет той части отечественной истории, в которой живем сами. Несомненно, в этом виноват дедушка Ленин, объяснивший нам, что «дворянские революционеры» - прямые предшественники большевиков, фактически, те же большевики, только чуть более далекие от народа.

Несомненно, мы бы думали так и без знаменитой статьи Ленина, потому что восстание декабристов - актуальное событие российской политической жизни, что два века назад, что сегодня. С момента, как оно произошло, расклад политических сил в стране изменялся количественно, но не качественно.

Что бы ни происходило, были люди, готовые стрелять в свою страну во имя идеалов, принесенных с запада, и люди, готовые насмерть сражаться за страну, которая сама по себе достойна жизни, без западных идеалов.

Первые за два века дважды одерживали решительную, хотя и кратковременную победу, после которой страну приходилось долго восстанавливать - в 1917 и 1991. Эти победы идеалов равенства и «свободы», хаоса и террора, идеалы мира без России стали возможными в том числе и потому, что по вине интеллигенции декабристы стали примером благородства и вообще лучших человеческих качеств, почти с самого момента восстания русское образованное общество стало считать их лучшими людьми, образцами для подражания.

Революционеры хорошие, защитники режима плохие. По умолчанию. Так образованное общество продолжает считать и по сию пору, хотя, казалось бы, все уже после двух страшных потрясений должно было бы стать ясно.

Я читал в эти дни множество рецензий на новейшее кино о декабристах. Преимущественно написанных «освободителями», ненавистниками «режима». Все они отождествляют себя с декабристами, а «режим» - с Николаем I. Все они видят в декабристах «демократов» и «европейцев». Таких же, как они сами. Все они клянут новое кино за то, что там недостаточно сочувствия к восстанию и слишком много - к охранителям. Как же, ведь кино должно быть на стороне борцов за свободу! 

Это принципиально важно - «освободители» могут врать себе и окружающим, что они желают избавить Россию от чего-то плохого. Но на самом деле их действия продиктованы только желанием ослабить и уничтожить Россию. Не режим. Не царя. Не «коррупцию». Не «полицейщину». А Россию.

Нам очень повезло в том, что сегодня «освободителями» в стране оказались такие рожи, что они почти не умеют этого скрывать. Раньше «целились в коммунизм (крепостное право, царизм, капитализм, нужное подчеркнуть), а попадали в Россию», а теперь уже почти не делают вид, что целятся только в Путина, в открытую воют с «путинским большинством», то есть с народом, то есть со страной.

Нам очень не повезло в том, что они по-прежнему имеют возможность прятаться за традиции великой русской культуры, которая полна сочувствия к лучшим из русского дворянства, а николаевских чиновников честит худшими и обзывает держимордами.

Создатели новейшего фильма не стали делить героев декабря 1825 года на правых и виноватых. Все хорошие, все идеалисты, все любят Россию. И Николай, и Рылеев, и Трубецкой, и даже, кажется, Пестель. Все совершали подвиги, каждый во имя своих идеалов и все - во имя любви к России.

Исторически это, надо признать, правда. Ну, или близко к правде. Идеалисты против идеалистов.

Но, глядя на нынешних «освободителей», понимаешь, что правильнее было бы изображать декабристов - раз и навсегда, пока не сменится цвет времени - чудовищами. Жуткими монстрами вроде якобинцев или большевиков из белой пропаганды.

Так изображать, чтобы никогда больше, ни в одном поколении не возникало соблазна у русских мальчиков, желающих исправлять карты звездного неба, во имя этих новых карт стрелять в собственную страну.

Чтобы на этом месте было раз-навсегда единственно возможное непреложное табу: что угодно, любая духота и несвобода, только бы не революция, она в тысячу раз страшнее и гаже.

Андрей Перла