Крымско-татарский вопрос – слабое место в политике руководства Крыма
Там есть на что обратить внимание – особенно руководству Республики Крым, есть ряд моментов, которые я бы решительно исправлял.
В Севастополе – в отличие от Республики Крым – нет межнациональных и межрелигиозных конфликтов, хотя присутствуют экономические и социальные, но они естественны для любого современного общества и государства. В Крыму более сложно, и ряд действий властей этого региона был направлен не на стабилизацию, а на подавление ситуации – к примеру, интеграции крымско-татарского общественного движения в Российскую Федерацию, – что привело к нежелательным последствиям.
В частности, к наличию большой иммиграции крымско-татарских активистов по ту сторону Перекопа. Телеканал „АТР” закрыт в Крыму, но телеканал „АТР” открыт в Киеве. Что было бы лучше для России – чтобы „АТР” продолжал работать в России или чтобы „АТР” и очень многие его журналисты (многих я лично знаю) переехали по ту сторону Перекопа и стали теперь абсолютно враждебно настроенными к РФ?
Крымско-татарское население, мягко говоря, не очень довольно закрытием всего комплекса СМИ, связанных с „АТР”. Крымские власти списывают всё на Ленура Ислямова (одного из лидеров запрещённого в России меджлиса. – Ред.). Конечно, Ленур сам во многом виноват, сам захотел идти на конфликт, не искал компромисса. Но, может быть, ему и не оставляли выбора, при котором он мог пойти на компромисс и вписаться в ситуацию. У него был бизнес в Москве – он был не украинский бизнесмен Ленур Ислямов, а был московский, российский. И вот вопрос: как российский бизнесмен с большим бизнесом в Москве оказался врагом России, находится в Украине и полностью лишился своего бизнеса?
В 2014 году было несколько сценариев нормализации отношений с крымскими татарами. Сначала Президент России после разговора с бывшим президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым поручил Республике Татарстан заниматься крымскими татарами и помогать их интеграции в РФ. Но потом действия властей Республики Крым во главе с Сергеем Аксёновым «как бы отрезали татарскую линию», они сказали, что справятся сами.
Это привело фактически к войне, объявленной против крымско-татарских общественных организаций. Я считаю, что это неправильная политика в целом. Я считаю, что крымские татары хотят интегрироваться в Россию, и знаю очень много крымских татар, которые хотели работать на госслужбе, служить и так далее, но их – общественно активную часть народа – активно вытесняют, фактически отдают в руки врага. Думаю, крымско-татарский вопрос – слабое место в политике руководства Республики Крым.
Доклад верховного комиссара ООН по правам человека является сигналом и для нас – что нам делать, что нам исправлять.
Я считаю, что пропаганда монархизма, русского доминирования, которые правительство Республики Крым вело последние несколько лет – выходили с портретами государя императора, выступали от имени партии „Единая Россия”, послали в Госдуму прокуроршу с её идеями – это разрушительная политика для федеративного многонационального устройства РФ. Российская Федерация по-другому устроена. Возможно, правящие элиты Республики Крым, которые были по сути украинскими, не до конца понимают, как устроена Россия: мы предпочитаем договариваться с народами, а не подавлять их, не сминать их в угоду правящим элитам и каким-то экономическим интересам.
Максим Шевченко