ср, 16/09/2020 - 10:00
1
911

Грешно открывать фантом Театра

Театр, о котором на всю страну протрубили средства массовой информации, начнет функционировать только через четыре года.
Ольга Ковалик

Свершилось! Севастопольский государственный театр оперы и балета торжественно открыт.

По словам министра культуры О. Б. Любимовой, «учреждение» возникло для того, чтобы «существенно обогатить культурную жизнь полуострова, сделать Крым точкой притяжения не только для туристов, но и для поклонников классического искусства». А губернатор Севастополя М. В. Развожаев в «уникальном явлении – зарождении театра» увидел аллюзию на древний херсонесский театр, где «больше 2500 лет назад уже играли спектакли».

Однако не спешите искать новый театр на карте города-героя и знакомиться с его репертуаром на официальном сайте.

Он существует только на бумаге, то есть, в официальных документах Министерства культуры Российской Федерации.

Впрочем, из приветственной речи Михаила Развожаева выяснилось, что федеральный «центр искусств», на который возложена «миссия – вернуть “столичность” культурному пространству Крыма и Севастополя, задав совершенно новый уровень развития» (слова из пресс-релиза), успел обзавестись и руководством, и труппой.

Вот только имена этих «счастливцев» почему-то засекречены. Известен лишь директор Сергей Полунин да его заместитель Андрей Уваров.   

Если 4 сентября «начало большой истории» (девиз, указанный в буклете) бесплатно созерцали городские чиновники разного калибра, депутаты, делегаты и яркие представители бодрой севастопольской общественности, то на следующий день – все остальные, кто купил билеты по цене от пяти тысяч до пятисот рублей. Причем, программа концерта «по пригласительным» состояла  из семи номеров, а «за деньги» – из семнадцати. 

Как оказалось, открыт был не только «Театр оперы и балета Севастополь» (так на логотипе), но и его первый сезон… на сцене Севастопольского академического драматического театра.То есть, новый театр начался с чужой вешалки, нарушив евангельскую заповедь: «Молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое».

А стартовал он с «Гала-концерта звезд мирового балета», афиша которого, по представлению Ольги Любимовой, «содержит целое созвездие имен видных деятелей отечественного и зарубежного хореографического искусства». Андрей Уваров отметил особую заботу организаторов о составе участников и программе, чтобы концерт стал «ярким событием на культурной карте всей России».

Как раз с составом «видных деятелей» случился конфуз.

Поначалу заявлены были семь артистов Большого театра и четыре – Мариинского, из них семеро – в статусе прима-балерины и премьера, четверо – первых солистов. Буквально за несколько дней до концерта, когда касса объявила аншлаг, вышла новая афиша с измененным составом исполнителей: одна прима-балерина – Светлана Захарова, два премьера, еще двое – контрактники Большого театра (бывшие премьеры), остальные – артисты или солисты балета, Мариинский театр прислал только Марию Ширинкину и Владимира Шклярова.

Неудобно получилось и с завышенным статусом приглашенного солиста Баварского государственного балета Сергея Полунина, которому в первом варианте афиши приписали положение премьера в Королевском балете Великобритании, утраченное им в 2012 году.

Но, оказывается, не «звездностью» единой здравствует артист. «Я считаю, что искусство неотделимо от жизни нашей страны, нас самих. Это национальная гордость, достопримечательность!» – заявил директор новоиспеченного театра в обращении к публике Гала-концерта. Так и хочется воскликнуть вслед за гайдаевским режиссером Якиным: «Боже, какой типаж! Замечательно, поразительно, гениально!»

Трудно сказать, кто разрабатывал пиар-кампанию этой «балетной феерии», но практически вся пресса, включая «Российскую газету», опубликовала следующую «болванку»:

«Поздравить город со столь знаковым событием и открыть новую страницу в его развитии в Севастополь приедут артисты Королевского балета (Лондон) и Баварского государственного балета, Большого и Мариинского театров. Премьерные гала-концерты “Звезды мирового балета” станут большим праздником для всего Крымского полуострова, так как объединят выдающихся танцовщиков современности».

Вот такая маленькая ложь и невинная манипуляция во имя Севастопольского театра оперы и балета, «призванного… расширить творческие контакты, обеспечить доступ зрителей к общемировым и национальным культурным ценностям, развить творческий потенциал подрастающего поколения».

Однако не мешало бы честно посмотреть в глаза судьбы такого сложнейшего учреждения культуры, как театр с оперной и балетной труппой, оркестром, громоздкой постановочной частью. Во имя чего он создается? Определена ли его художественная идея, без которой творческая форма мертва, а театральный зал – пустыня?

Или все уже так запущено в культуре, политике, общественной жизни, что карнавальная поэтика необратимо перевоплотилась в фарсовую антиэстетику? 

Тем не менее, руководствуясь Указом Президента В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также благими намерениями заинтересованных лиц, на мысе Хрустальный должен возникнуть культурно-образовательный кластер, включающий Театр оперы и балета, Хореографическую академию, Высшую школу музыкального и театрального искусства. Для этого в центральной части города отведено 54 гектара земли.    

Значит, театр, о котором на всю страну протрубили средства массовой информации, начнет функционировать только через четыре года.

А как же быть с тем «учреждением», которое с помпой открылось на глазах почти двух тысяч севастопольцев? Ведь публика действительно наблюдала выступление столичных гастролеров под фонограмму, не всегда согласованную с физическими возможностями артистов: проникновенное – Нины Капцовой и Александра Волчкова; по-ученически чистенькое – Елизаветы Кокоревой и Артема Овчаренко; старательное, но без сценического обаяния – Антонины Чалкиной и Егора Геращенко.

Блеснул уверенной техникой и темпераментным талантом Игорь Пугачев. Увы, молодым солисткам не дались коварные 32 фуэте.

Практически один и тот же набор смелых па продемонстрировал Сергей Полунин в любовно-надрывных номерах на попсовые песни «Take me to church» Hozier и «Стану ли я счастливее» М. Фадеева. В качестве бонуса публика созерцала художественное оформление полуобнаженного торса танцовщика.  

Светлана Захарова сполна раскрыла свое редкостное дарование в двух хореографических миниатюрах: неувядаемом «Умирающем лебеде» и современном «Откровении» Мотоко Хираяма, на музыку Дж. Уильямса к кинофильму «Список Шиндлера». Балерина явила себя выдающимся мастером сцены – с неповторимым стилем и проникновенной, глубоко личной темой. 

Думаю, тот «культурный прорыв», который, по мнению М. В. Развожаева, 4 и 5 сентября начал Севастополь, вполне отражает тенденцию, доминирующую в современном искусстве – желание получать только удовольствие, не напрягаться, забыть о катарсисе и воспитании чувств.

Неважно, что происходит на сцене; важно, как это преподнесено. Произведения искусства вырождаются в бытовое явление, ординарный рыночный товар. Творцам предложено просто «отбыть номерок», без затей отнестись к «жизни в искусстве», еще совсем недавно овеянной святым и самозабвенным служением.

Театр только тогда обретает самобытность, когда способен рефлексировать свою эпоху.

В случае с Севастопольским театром оперы и балета наибольшее значение приобретает экспозиция его основания, сформированная уникальным контекстом месторазвития, что, согласно термину Г. В. Вернадского, есть «определенная географическая среда, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, развивающиеся в этой среде».

Севастополь – город с непредсказуемой судьбой и драматичной историей, поэтому его жители очень чувствительны к неправде и подтасовкам. Севастопольцы еще способны отзываться на звуки лиры, пробуждающей добрые чувства. А значит, грешно открывать фантом театра, ведь «незабываемые эмоции» могут иметь и отрицательный заряд.

Чем еще удивит зрителей дирекция нового театра? Сезон ведь должен продолжаться…    



Ольга Ковалик