ср, 07/08/2019 - 12:04
1
2170

Агония «зомбоящика»: почему в России перестали верить телевидению

Происходит, по сути, мировоззренческий разрыв разных групп населения России – на граждан и подданных.
Владислав Мальцев

«Если десять лет назад информацию по телевизору получало 94% россиян, то сегодня таких 72%... Доверие к телевидению, как источнику новостей, в последние несколько лет колеблется вокруг 55% населения. Однако десять лет назад эта цифра была на треть выше – почти 80% населения», – таковы основные выводы большого исследования «Левада-центра», опубликованного 1 августа.



После этого о «смерти телевизора» заговорили все, включая в том числе популярных телеведущих и руководство государственных телеканалов.

По данным исследования:

«Реже всего получают новости по телевизору самые молодые: 42% (среди россиян до 25 лет) против 93% среди самых пожилых (65 лет и старше). У молодежи роль главного источника информации сегодня играет не телевидение, а социальные сети… Интернет и социальные сети, как источники новостей, по значимости сегодня опережают все остальные источники информации, кроме телевидения. За десять лет их аудитория выросла в три раза: с 9% до трети населения страны. Россияне моложе 35 лет чаще узнают новости по интернету, чем по телевизору; но для старших поколений это не так… Доверие к телевидению сохраняют прежде всего люди старше 35 лет».

Главный редактор российского телеканала иновещания RT (ранее – Russia Today) Маргарита Симоньян предложила в своем канале в Telegram такое объяснение:

«Телевидение отличается от интернета, по сути, только одним. Версткой. Телезритель обречен смотреть то, что за него решил программный директор, шеф-редактор, корреспондент. В том порядке и в то время, которое выбрали за телезрителя. Телевидение жестко, неповоротливо, не дает возможности мгновенного выбора. А интернет – дает».

В общем, дело только в неизбежности технологической революции…

Но так ли это?

Читаем в том же исследовании «Левада-центра»: «В прошлом году заметно снизилось доверие россиян к тому, как телевидение освещает отдельные темы, прежде всего экономические. Сегодня более половины населения считает, что то, освещение телеканалами положения дел в экономике “не соответствует действительности”». Нетрудно понять, что речь идет прежде всего о пенсионной реформе.

Иначе говоря, уход российской аудитории в Интернет связывается именно с тем, что государственное телевидение лжет, лжет глобально и систематически, при этом стремительно оглупляя сидящую перед «зомбоящиком» (не случайно возник и такой термин) аудиторию. Именно этим оно отличается от Интернета, где можно найти разные точки мнения, причем куда более содержательно аргументированные.

Вернемся к цитате в самом начале статьи. Мало кто помнит, но в 1990-е годы как раз телевидение было в России поистине революционным явлением. Нет, конечно, информирование по телевидению было и в СССР, но насколько же тенденциозным, серым и тупым оно было! Бесконечные однообразные репортажи про то, что «колхозники Мичиганщины собрали рекордные урожай» (был такой анекдот, во что превратятся США после победы там коммунизма), про новые запущенные домны, бравурные отчеты про «верность курсу партии»… Любая негативная информация просто не пропускалась в эфире, официально в стране «не существовало» ни организованной преступности, ни наркомании, ни проституции, не происходило катастроф…

Только в годы перестройки люди узнали про Чернобыль и предшествовавшую ему катастрофу на ядерном заводе «Маяк» в Челябинской области в 1957 году, про тонувшие корабли, взрывавшиеся на старте ракеты и горевшие поезда, про массовые репрессии и расстрелы в Новочеркасске 1962 года и т.д.

Телевидение 1990-х было ярким, живым, за ним следила вся страна, популярные телеведущие (такие как Александр Невзоров) становились всенародными кумирами. Парламентские выборы 1999 года и президентские выборы 2000 года сопровождались невиданной по ожесточению битвой двух популярнейших телеканалов – ОРТ (1-я кнопка) и НТВ (4-я кнопка), двух тяжеловесов-телеведущих – Сергея Доренко и Евгения Киселева. В те годы «Время» (на ОРТ) и «Итоги» (на НТВ) смотрела буквально вся Россия.

На фоне этих двух гигантов, принадлежавших соответственно Борису Березовскому и Анатолию Гусинскому, и работавших там профессиональных и ярких звезд эфира (упомянем и Екатерину Андрееву, и Татьяну Миткову), государственный телеканал «РТР» (2-я кнопка) смотрелся тогда просто серо и жалко, на нем что-то невнятно бубнили безликие ведущие, его включали только когда нечего было смотреть по всем прочим.

Но в итоге как-то само собой серость победила, заполонив собой весь телеэфир. Все последние годы именно щедро финансируемый государством телеканал «Россия-1» (2-я кнопка) доминирует по охвату зрительской аудитории. Да, на плаву остался и ОРТ (переименованный в Первый канал), сохранился под прежним брендом с боем захваченный в 2001 году государством в лице «Газпрома» НТВ, но все это было уже не то. Всех ярких телеведущих выдавили с экрана (осталась только недавно возвращенная в телеэфир Андреева), острая аналитика и разница позиций остались в прошлом.

В итоге в нулевые начался отток зрителей от телеэкранов, хотя Интернет тогда был развит еще достаточно плохо, а соцсетей не существовало вообще. Телевизор начали называть «зомбоящиком» и «дебилизатором», а над теми, кто по-прежнему его постоянно смотрит и верит ему, стали подтрунивать. Не случайно, когда летом 2013 года запускался новый телеканал LifeNews (в 2016 – 2017 годах LIFE), его слоганом выбрали «Я не смотрю телевизор, я смотрю LifeNews».

Но ведь если подумать, какие зрители сегодня максимально востребованы, то быстро приходишь к выводу, что лучшая целевая аудитория - не умная, а покорная. Не нужны креативные – а нужны исполнительные. Идеальный избиратель – это обыватель, которому ничего не интересно кроме работы и семьи, пусть он бессознательно поддерживает то, что скажут из «ящика». Голосует, за кого сказано, идет митинговать, куда скажут – и когда скажут...

Возвращаясь к тезису Симоньян, что, мол, телевидение неудобно наличием верстки. Нет, наше огосударствленное телевидение просто не интересно, потому что предлагает либо предельно тенденциозно поданные новости (сплошные «успехи у нас» и «все плохо у них», глянцевые картинки «всенародной поддержки партии и правительства», замалчивание любых протестов населения против политики властей), тупейшие сериалы «про ментов» и «про любовь», ток-шоу с орущими и дерущимися «экспертами», кордебалет с плясками надоевших за много десятилетий певцов или юмористов.

Реально, уже минут пять посмотришь все это и ощущаешь, как тупеешь просто на глазах.

И это еще федеральное телевидение, в которое еще заканчиваются огромные деньги и заманиваются профессиональные журналисты! Как только попадаешь на среднестатистическое региональное ВГТРК, то просто хоть садись, хоть падай – насколько убого, серо и совково.

Отдушина от этого – независимое телевидение, там, где оно еще осталось, а таких примеров мало, новостные сайты (но и тут наиболее крупные подмяты под себя государством и дают повестку, мало отличающуюся от телевидения), соцсети, YouTube. Во многих регионах огромную популярность получили чаты и рассылки в Viber и WhatsApp.

Происходит, по сути, мировоззренческий разрыв разных групп населения России – на граждан и подданных.

Владислав Мальцев