ср, 27/06/2018 - 18:03

В Севастополе хотят запретить морские прогулки

Из центра Севастополя могут исчезнуть прогулочные катера. Официальная причина – несоответствие федеральному закону от 2007 года.

Севастополь продолжают сотрясать скандалы: теперь их волна докатилась до прогулочных катеров, к виду которых давно привыкли и горожане, и туристы.

Опять Путину

Жаловаться президенту на несправедливость в Севастополе уже становится традицией:  сильно сомневаемся, чтобы из какого-то другого города аналогичной величины ему писали так часто, как из Севастополя. Делают это авторы не от хорошей жизни: люди просто не верят, что без его вмешательства их вопрос решится. На днях свое послание президенту отправили и «предприниматели, осуществляющие пассажироперевозки на маломерных судах».  

Пойти на такой шаг людей заставила реальная опасность лишиться работы.

Оказывается, катера и лодки, которые предлагают туристам и жителям города морские прогулки и экскурсии, могут исчезнуть в ближайшие дни. Об этом мы узнали от председателя артели "Артбухта" Сергея Шабанина. На днях он получил уведомление о том, что заключенный между ним и Севморпортом договор, действие которого истекает 1 июля, не может быть продлен. Причина – «вывод из эксплуатации и перевод на консервацию» четырех причалов с последующей их передачей в казну города Севастополя. И проблема это не частная, а общая.

Спору нет: иногда призывы отправиться на морскую прогулку бывают слишком назойливыми. И, наверное, зазывал действительно не мешало бы слегка ограничить в правах. Но представить, что завтра причал опустеет и возможность прокатиться по морю исчезнет в принципе, трудно и неприятно.

Не так уж много в Севастополе развлечений для туристов и горожан, чтобы отнимать у приехавших на море людей такую радость. К тому же прогулки по воде в большинстве случаев сопровождаются рассказом о достопримечательностях города.

Так в чем же причина очередной городской проблемы?

Разговор с предпринимателями отчасти прояснил ситуацию. Оказалось, что жить по-прежнему не позволяет федеральный закон 16-ФЗ – именно на него ссылаются чиновники.

«К нашим катерочкам предъявляют те же требования, что и к большим судам. Мы пытаемся доказать, что это неправильно, но руководство порта ничего не делает, чтобы как-то эту проблему решить. По закону «О транспортной безопасности», например, здесь должны быть установлены рамки металлодетектора. Мы предложили – вот есть причал, где вполне можно эту рамку установить. Но нам говорят – нет, ничего этого на набережной быть не должно. Так мы ходим по кругу и ничего не можем поделать», - сетует предприниматель Виктор Легкий. 

«Директор Севморпорта нам открыто сказал – у порта нет денег, чтобы оборудовать причалы в соответствии с требованиями этого закона, поэтому нас проще разогнать. Вот они и приняли волевое решение, закрыв причалы своим приказом. В итоге мы все потеряли работу. 74 катера – это как минимум 300 рабочих мест. Все сотрудники у нас официально трудоустроены, мы платим налоги, около миллиона в месяц где-то перечисляем за аренду причала. Но нам сказали, что это копейки и деньги эти никому не нужны. А то, что люди лишатся работы, вообще никому не интересно. Мы к этому сезоны привезли три новых катамарана – хотели, чтобы людям было приятно ехать на новых красивых катерах, а не на каких-то развалинах. Вложили серьезные деньги – я, например, продал свой старый катер, машину и гараж. Теперь мне надо платить за стоянку, за содержание катера… А как это делать? Я остался ни с чем. И все у нас на взводе и в депрессии», - говорит Виталий Деревянко.

Впереди планеты всей

Автор этих строк очень любит морские и речные прогулки и с удовольствием пользуется каждой такой возможностью. Но металлодетектора на входе на прогулочный катер не доводилось видеть ни разу. Да и Севастополь стал российским не вчера, почему же острая необходимость вписаться в федеральный закон, принятый в 2007 году, возникла именно сейчас?

«Мы тоже общались с другими городами – этот закон 2007 года нигде не выполнен на 100 %», - подтверждает Деревянко. – «Кое-где для бутафории что-то такое построили, прокуратура посмотрела и сделал вид, что все хорошо. И только Севастополь впереди планеты всей. Анапа, Геленджик, Сочи работают спокойно. Кстати, до 2014 года, пока Крым и Севастополь не вошли в состав России, там даже лицензий у многих не было. Мы же сразу начали приводить свои суда в соответствие с российским законодательством – лицензировали свои катера, на 100% обеспечили их спасательными средствами. И уже после нас все это пошло и на материк». 

«В Санкт-Петербурге ограждения нет как такового. И потом, не стоят же рамки на остановках общественного транспорта? Хотя в автобусах, если уж говорить о террористической угрозе, людей бывает значительно больше. И ничего – зашли и поехали. Кстати, прогулки и перевозки на шлюпках существовали с самого основания Севастополя – людей перевозили на Херсонес, в Инкерман, на Северную», - поддерживает разговор один из экскурсоводов. – «И прогулочные шлюпки были: отставные офицеры и матросы катали людей, показывали им город со стороны моря. Так что это у нас исторически сложившийся бизнес и одна из достопримечательностей города. Мы рассказываем об истории Севастополя, показываем, как выглядят с моря его памятные места. И люди искренне благодарят». 

«Некоторые даже аплодируют», - добавляет предприниматель Владимир Макеенко. – «Очень жалею, что не завел в начале сезона книгу отзывов – пусть бы наши власти почитали!»

Попытки решить этот вопрос с властью люди предпринимали. Разговаривали с представителями, добились организации круглого стола в Общественной палате.

«На этом заседании было принято решение создать комиссию по приведению причальных стенок в соответствие с 16-ФЗ. На ее заседании глава комиссии, зампредседателя Общественной палаты сказал нам – ребята, губернатор на вашей стороне, все будет хорошо! И на следующий же день вышел подписанный директором Севморпорта приказ о том, что причалы будут закрыты.

Мы людям говорим, что нас закрывают, и все удивляются – как это, морской город и без катеров? Самое нелогичное, что делается это прямо в разгар сезона. Почему нам не дали хотя бы до осени доработать? В общем, тут у нас все нервные, на взводе и в депрессии», - признается Виталий Деревянко.

«Очень обидно, что людей оставляют без работы. Мы исправно платим и за причалы, и за стоянку. Порт говорит – мы получаем от вас только 30 %, остальное отдаем городу, и отвечать за вас нам неинтересно. Но как-то же работали мы раньше, и все было нормально. Все это началось только с приходом нового директора Севморпорта», - говорит Владимир Макеенко.

Обещанная предпринимателям встреча с директором Севморпорта должна была состояться неделю назад, однако так и не состоялась.

«Мы все пришли, прождали полчаса, потом он позвонил и сказал, что приедет через два часа. Через два часа люди опять собрались и опять полчаса прождали, но он сказал, что его не будет, и все разошлись. В тот же день мы сходили в Общественную палату Севастополя, но зампредседателя палаты срочно заболел и слег. Приказ о закрытии причала был издан 20 июня, хотя до 1 июля у нас еще действует договор о стоянке здесь. Поэтому с 20 июня они чего-то выжидали, но вчера представители госпортконтроля прошлись по набережной и всех оповестили, что причалы будут закрыты», - рассказывает Деревянко. 

«Что-нибудь да придумают»

Пока мы беседовали с предпринимателями, от причала успело отойти несколько судов. Большая часть пассажиров – приезжие из других регионов. Пара из Петербурга на наши вопросы отвечает с осторожностью: с федеральным законодательством о транспортной безопасности не знакомы, возможно, здешние лодочники что-то и нарушают. Однако соглашаются: в Петербурге по каналам и рекам всех желающих катают без особых формальностей. 

«Ну и здесь, я уверена, что-то придумают – не может такого быть, чтобы просто запретили и все», - говорит жительница северной столицы.

С другого суденышка люди в это время сходят на берег. Первой мне попадается жительница далекого Новосибирска.

«С удовольствием прокатилась – у нас хоть и есть Новосибирское море, но на самом деле это просто водохранилище. Сюда приезжаю третий раз и всегда катаюсь на катерах, а почему нет? Побывать на море и не получить удовольствие – это же неправильно», - считает Ирина.

Следом за ней на берег сходит целая семья – бабушка, мама и сын лет 13.

«Мы в Севастополе живем, но никогда не катались», - со смехом признается одна из женщин. – «А тут что-то решили прогуляться. Не пожалели – очень интересно! Я вот, сколько здесь живу, никогда не знала, почему Радиогорка так называется. Оказывается, из-за Попова! А на корабли как интересно посмотреть?»

Один из предпринимателей высказывает мнение, что причиной проблем могла стать как раз близость военных кораблей. И тут же возражает сам себе: при сегодняшних технологиях нет никакой необходимости проплывать мимо судов, если нужно нанести им вред или получить о них какую-то информацию.

Тем временем очередной катер постепенно заполняется людьми. Прокатитесь, граждане. Возможно, вы будете последними, кто еще успеет это сделать.

Последнее, о чем хочется сказать – о потенциальном ухудшении вида набережной. По словам предпринимателей, именно нежелание испортить этот вид мешало установить на набережной злополучную рамку.

Однако в приказе от 20 июня за подписью врио гендиректора ГУП «Севморпорт» М. В. Пронникова есть пункт 2, который очень хочется процитировать – настолько он хорош.

«Начальнику пассажирского терминала Л.Я. Якимчуку поручается выполнить требования по обеспечению недопущения причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц и окружающей среде; запретить швартовку судов у причалов и проход людей, огородить забором сооружения и вывесить информационные таблички».

Мы намерены в ближайшее время получить комментарий представителей Севморпорта. А пока просто надеемся, что мы просто что-то не так поняли и никакого забора на набережной не будет.

Ольга Смирнова

фото автора

Теги:
Читайте также: