вт, 12/12/2017 - 17:00

Три часа ультиматумов и неудовольствие органам власти: заседание Заксобрания Севастополя стало скандальным

Очередное пленарное заседание законодательного собрания с участием губернатора началось и продолжилось на конфликтной ноте. Тон задал Дмитрий Овсянников, выдвинув требование в один день рассмотреть и бюджет города на ближайшие три года, и изменения в проект закона о бюджете на год текущий.

Спикер Закса была нахмурена и выглядела очень усталой. Так выглядят люди, которым  приходится очень долго, и с каждой минутой все труднее, терпеть сильную зубную боль.  Глава правительства города, время от времени улыбаясь одними губами, вполоборота к президиуму, вполоборота к камерам, напряженно нависал над микрофоном. Депутаты в своих креслах встревоженно волновались, как море.

Началось заседание Заксобрания Севастополя вроде бы как обычно - поздравлениями именинников, голосованием за повестку дня и предложением председателя внести в неё дополнения. С этого момента в зале заседаний стало жарко.

Мяч в игру ввел заместитель губернатора Илья Пономарёв. Он озвучил пожелание городского правительства в первую очередь рассмотреть сегодня законопроекты о бюджете Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг, а во вторую - изменения в закон города о бюджете на текущий, 2017-й год.

Так в сознании зевак завязался в тугой и неразрывный узел бюджет будущий и бюджет "уходящий", и с этого момента манипулировать чувствами почтенной публики стало раз плюнуть, главное погромче и погрознее кричать об ответственности за  "провал бюджета" и народной каре за это же.

Пошло как по нотам.

Немедленно выяснилось, что для выполнения просьбы губернатора требуется нарушение регламентного порядка. Об этом предупредила представителей исполнительной власти председатель ЗС Екатерина Алтабаева и, чтобы найти возможность скорейшего рассмотрения с соблюдением норм законодательства, предложила процедурный выход: губернатору отозвать предложение, касающееся изменений в текущий бюджет.

Дмитрий Овсянников с разлёту взял резкий тон и уверенный курс на установление своих правил в чужом монастыре. По сути, глава правительства публично предъявил законодательной власти ультиматум: принять 500-страничные изменения в бюджет последнего квартала 2017 года именно сегодня, и сразу в двух чтениях, практически не глядя.

К чёрту процедуры и нормы законодательства, к чёрту права и обязанности депутатов, к чёрту дипломатию, к чёрту компромиссы, позволяющие всем сторонам сохранить лицо: горит.

"Мне неприятно видеть, что работа законодательного собрания превращается в фарс. Мы не будем выдумывать юридические конструкции, чтобы утвердить бюджет города. Бюджет для жителей. Вам важна юридическая казуистика или развитие города?" - жёг глаголом, вдавливая педаль газа в пол, губернатор.

"Мы работаем в строгом соответствии с законом и регламентом", - стояла на своём, как партизан на допросе, спикер Закса.

В сущности, с этого момента заседание практически было сорвано. Любые попытки действовать в рамках повестки дня блокировались обвинениями в адрес президиума в "неуважении  к исполнительной власти" и "риторической казуистике, в которой преуспела часть депутатов".

Другая часть депутатов из "правого сектора", по установившейся ещё во времена Сергея Меняйло традиции, активно бросалась под прицелы видеокамер ради немедленного и в полном объёме исполнения губернаторского требования

"Я хочу объяснить севастопольцам, чем вызвано поведение полуизбранного председателя. Часть депутатов больше всего обеспокоилась уменьшением бюджета, завышенного по сравнению со всеми, на 33 миллиона. Я считаю, что это мелочная и недостойная позиция по отношению к севастопольцам", - с партсобранческим жаром прошлого века клеймила своего руководителя Екатерину Алтабаеву депутат Татьяна Сандулова.

"Мы привыкли, что вы неуважительно относитесь к здравомыслящей части депутатского корпуса. Мы увидели, что вы проявляете неуважительное отношение к главному лицу Севастополя, к исполнительной власти, к правительству РФ. Не узурпируйте власть в Законодательном Собрании!" - подхватила передачу непоколебимая, как линия партии, Татьяна Вусатенко.

Делать это после акцентированных довольно грубых понуканий и ультиматумов со стороны начинающего губернатора в адрес спикера Закса было как никогда легко.

А ларчик просто открывался

Что же это за "развитие города" и "бюджет для жителей", о срочной необходимости принятия которого сегодня так долго твердил на камеру твердил Дмитрий Владимирович, призывая в сочувствующие "народ"? Из-за чего два дома по улице Ленина "ломали" друг друга?

Всё просто: изменения в закон о деньгах Севастополя на последний квартал года, которые, по словам представителей правительства, следует принять прямо здесь и сейчас, а не то будет поздно, в частности, касаются 51 миллиона сэкономленных за год бюджетных рублей, которые правительство запланировало на премии своим сотрудникам. Причём выплачить эти премии будут по особой схеме, пока не предусмотренной сегодняшним законодательством. А "плохие" депутаты предлагают  за счет этих денег погасить часть бюджетных долгов.

Для будущей же экономии бюджетных средств, вместо долгого и тернистого пути принятия соответствующих законов, которые коснулись бы и правительственных структур, новая исполнительная власть Севастополя тоже желает применить "ноу-хау" и прямо в бюджетном документе вычеркнуть из содержания Заксобрания и Контрольно-Счетной палаты по 30% предписанных им средств (себе же скромно приплюсовав 4% городских денег). Предлагая почтенной публике милый сердцу мотив: "По-моему, у нас кто-то слишком много ест" и отказывается принимать это джентльменское предложение исключительно из личной алчности.

При этом принципиальное возражение руководства Закса состоит исключительно в том, что в этом случае будет прямо нарушено трудовое законодательство, и надзорные органы всё равно предпишут выплатить 130 сотрудникам ЗС и КСП положенное по закону. Ровно через полгода на здание Закса и КСП можно будет вешать амбарный замок: платить всем сотрудникам будет попросту нечем.

К слову, Контрольно-Счетная палата довольно быстро стала раздражать правительство Севастополя: как независимый орган, она планово донимает правительство, вынуждая его руководство жить не по "понятиям" (пусть и оправданным сложностью экономической и политической ситуации), а по закону. Это очень неудобно для быстрых ситуативных решений, да и честолюбие натирает.  А тут так удачно можно одним махом семерых побивахом - и поручение об экономии средств выполнить, и зануд-аудиторов и зануд-депутатов наказать: знай своё место, жми свои кнопки по требованию.

Органам - неудовольствие

Ко второму часу прений губернатор добился-таки уступки: спикер Закса поставила на голосование вопрос о включении в повестку дня с голоса вопрос об изменениях в бюджет-2017.

- Кому-то нужно быть более ответственным перед городом. Если губернатор хочет, чтобы я нарушила закон – я его нарушу. И поставлю на голосование вопрос, - приняла решение Екатерина Борисовна.

- Не надо трактовать это как неуважение. Давайте примем бюджет-17 сегодня. Я подстроюсь под кого угодно, - выразил готовность принять депутатскую волю Дмитрий Овсянников.

Вопрос в повестку дня включили, но решение, за которое так бился губернатор с пришедшей на подмогу частью депутатов, так и осталось нереализованным: депутаты не смогли установить срок поправок к предлагаемому документу, а посему его рассмотрение во втором чтении в этот же день, на чём настаивал глава правительства, стало практически невозможным.

Так и не добившись своего, спустя три часа заседания Дмитрий Владимирович Овсянников покинул зал заседания раздосадованным. Сослался на единый приём граждан (правда, участие первых лиц в этом приёме ещё вчера запланировано не было и горожанам не анонсировалось). Но, как Штирлиц из народного эпоса, использовал метод "последнего слова", которое и должно запомниться публике.

- Жаль, что мы не приняли бюджет  четвёртого квартала 2017 года, и никакого конкретного срока не было принято. Сделано это просто из принципа, чтобы доставить неудовольствие органам исполнительной власти. Вы несёте за это ответственность.  Много времени потрачено на ерунду и процедурные вопросы.

Разыгравшиеся сегодня "Буря и натиск" не могут не вызвать воспоминания о том, как ещё недавно экс-губернатор Севастополя Сергей Меняйло при поддержке части "здравомыслящей части" депутатского корпуса "национализацию" проводил. Тогда тоже была "срочная необходимость прямо немедленно", тоже звучали пламенные апелляции к народным чаяниям и отметались любые апелляции к Закону. Закончилось всё известно чем и для экс-губернатора, и для "национализированных" предприятий, которые сегодня находятся фактически вне закона для мировой экономики.

Итак, по закону или по понятиям? Чем закончится этот раунд? Продолжим следить за ситуацией, развитие  которой нас ожидает уже в ближайшее время.

Валентина Симонова

фото пресс-служба ЗС

Читайте также: