Новости Севастополя
Театральный Севастополь. «Анна Каренина» - мужская история о дуэли, для которой не нужны пистолеты
Новый спектакль - это новый повод задуматься. Из сезона в сезон театралы Севастополя размышляют, переживают, смеются, плачут, спорят... Заставить испытать сильные эмоции во время спектакля - задача не из лёгких, однако главный режиссёр театра имени Луначарского, Григорий Лифанов, в очередной раз доказал, что для него это - суть самой профессии. В конце прошлого года севастопольскому зрителю был представлен спектакль по роману Льва Толстого "Анна Каренина". Заданная луначарцами планка оказалась очень высокой, и дай Бог им в дальнейшем сил и таланта её удержать.
История трагичной любви замужней дамы высшего света и блистательного офицера волнует уже не одно поколение читателей. Перенести на сцену атмосферу романа довольно сложно как технически, так и актерски. Для команды, что работала над «Анной Карениной», выражение «атмосферный спектакль» - не пустой звук. Зрители стали погружаться в неё ещё до начала действия. Третий звонок еще не прозвенел, а уже послышался гул поездов, занавес медленно поднялся, и за тёмной прозрачной ширмой оказался московский вокзал.
Это не были декорации в том смысле, как мы привыкли об этом думать, уместно говорить о мастерски воссозданных реальностях из романа Толстого. Во время всего спектакля в глубине сцены можно разглядеть очертания головного вагона поезда. Даже двух... И все-таки, от чеховского принципа в театре никуда не денешься – ружье выстрелит, поезд задавит. Видимо, один из них, как символ надвигающегося рока, предназначался Карениной. А второй вполне мог символизировать вечный ход жизни, которая всегда граничит со смертью.
Уже сами размышления на такие темы играют в пользу спектакля.
Сценическая версия романа (именно так спектакль проанонсирован на всех афишах) оказалась максимально близкой к оригиналу. Порадовало то, что Лифанов очень бережно отнёсся к классическому произведению. Из оригинала взяты главные сцены и локации, сохранены и с ювелирной точностью вкраплены в них главные реплики героев. Логика повествования не нарушена, сюжетная линия не изменена. Аудио-вставки, в которых завораживающий мужской голос читает коротенькие отрывки из романа, усиливают драматизм спектакля.
В сценической версии зрителю предложен также и самый настоящий показ мод 19 века! Без преувеличения, костюмеры и пошивочный цех провели грандиозную работу. Дабы зритель оценил шикарные костюмы сплетников высшего света, перед началом второго действия актёры вошли в зрительный зал и прошлись между рядами.
После спектакля не покидало ощущение, что ты избит и ранен в самое сердце, что нервы оголены. Актёры не щадили ни друг друга, ни зрителя. Вот это отсутствие пощады с их стороны и поразило. Особенно во втором действии.
Наталья Романычева, игравшая Анну Каренину, не знала жалости ни к кому. Того, конечно, требовал сам образ, и передала она его очень убедительно. Во второй половине спектакля в игре актрисы чувствовалось внутреннее ощущение приближающейся беды. Да и сама она представала бедою, весьма ярким её воплощением – были такие эмоции и взгляды…
Виталий Таганов, исполняющий роль Алексея Каренина, сорвал мои аплодисменты ещё до занавеса. Личные, внутренние аплодисменты. Он играл не без надрыва, но и эмоции удержал, чтобы не скатиться в пошлую истерику, и при этом передал всю сложность и боль внутренних переживаний. Это сыграть тяжелее всего. Таганову это в полной мере удалось.
Роль Вронского исполнил Николай Нечаев, не так давно пополнивший труппу театра. Кто-то, глядя на него, подумал: «Да, это мой Вронский», а кто-то его не принял. Это нормально. Новые решения ищутся не только для спектакля, но и для самого образа. Николай Нечаев вместе с режиссером пока в поиске.
Как признался Григорий Лифанов, для него «Анна Каренина» - прежде всего, мужская история, произведение об Алексее Каренине и Алексее Вронском. И действительно, следить за борьбой этих двух мужчин было интересно и волнительно.
Наблюдая за Тагановым и Нечаевым, понимаешь, что для дуэли не всегда нужны пистолеты. Выстрелить на поражение можно совсем иначе. Неудачная попытка самоубийства Вронского и страдания Каренина, близкие к помешательству – вот итоги противостояния без оружия. Только слово, взгляд, эмоция.
Работа, проделанная труппой театра, вызывает искреннее восхищение. Масштабно? Да! Зрелищно? Безусловно! Талантливо? Несомненно! Конечно, спектакль ещё будет искать новые решения, но главное, что он нашёл благодарного и думающего зрителя.
Когда актеры выходили на поклон, возникло чувство взаимности – захотелось поклониться им в ответ. За что? За три часа сумасшедшей жизни, прожитой ими на сцене. Браво!
Арсений Веденин
Фото: Татьяна Миронюк, lunacharskiy.com