ср, 10/01/2018 - 18:09

Шикарный вид: что влияет на высокие цены в Севастополе?

Высокие цены на продукты остаются одной из главных болей Севастополя. Часть торговцев на трёх рынках цены вроде снизили, но рядом, где снижений не было, они по-прежнему высокие. Как это работает, выяснял ForPost.

Жители Севастополя продолжают платить за продукты по «московским расценкам». Заявленная программа снижения цен, очевидно, не работает. Предприниматели, снизившие цены, торгуют по тем же ценникам, что и бизнесмены, которые цены не снижали.

В октябре 2017 года на севастопольских рынках стартовал проект регионального отделения ОНФ «Лучший выбор». Торговцам предложили на 10% снизить цены на продтовары взамен на рекламу. Подразумевалось, что демпинг цен на продукты привлечёт покупателей, увеличит товарооборот и выручку предпринимателей.

Спустя почти три месяца глава севастопольского «рыночного» ГУПа Александр Макеенко заверил ForPost, что проект «Лучший выбор» успешно работает на трёх городских рынках: Центральном, Юмашевском, на комплексе рынков на 5-м километре Балаклавского шоссе, а также на трёх ярмарках выходного дня, расположенных у дома № 7 на улице Бориса Михайлова, у дома № 5 на улице Невской и у дома № 56 на проспекте Октябрьской революции.

ForPost решил проверить, как работает «Лучший выбор», и отправился на Центральный рынок. Утром 10 января там было немноголюдно – нам не пришлось, как говорят, дышать покупателям в затылок, да и самих предпринимателей было немного: как пояснили их коллеги, некоторые ещё не вышли на работу с новогодних каникул.

В продовольственных рядах мы сразу увидели жёлтые таблички с красной надписью: «Лучший выбор», прикреплённые то вверху, то сбоку торговых точек. Реализатор одной из них – Надежда Ивановна, торгующая чаем и кофе, рассказала, что как только «хозяин» принял решение участвовать в проекте, то на продукцию цены снизили на 10%.

«Народу у нас стало больше, потому что есть заинтересованность в дешёвых продуктах. Поток покупателей увеличился, особенно перед Новым годом. Хочу отметить снижение цен на горошек, кукурузу, воду. Чай у нас тоже стал дешевле», – рассказывает Надежда Ивановна.

В открытом киоске, где торгует Надежда Ивановна, было несколько покупателей – они смотрели на цены, уточняли состав продуктов, некоторые уходили с покупкой. На каждом товаре был ценник; например, пачка чёрного пакетированного чая без добавок марки Greenfield стоит 70 рублей.

По соседству с этой торговой точкой расположен киоск, где также торгуют чаем и кофе. Правда, «хозяин» этой лавки в проекте «Лучший выбор» не участвует. По словам реализатора, смысла от участия в проекте нет – цены снижены настолько, что следующий шаг – это реализация товара по себестоимости. Продавец обратила внимание на то, что в их точке цены такие же, как и у тех, кто в программе участвует. А устанавливать при этом табличку лояльности, не опуская цены – не честно. Мы обратили внимание на тот же чёрный без добавок – чай в пакетах, марки Greenfield. Здесь он так же, как и у предпринимателя, участвующего в проекте, стоил 70 рублей. В чём подвох?

Продавец овощей Елена сказала, что принимает участие в проекте для того, чтобы хоть как-то привлечь покупателей, так как с каждым годом наблюдает снижение покупательской способности, говорит, что у людей денег нет. У Елены неоднократно возникали мысли «прикрыть торговлю», но пугает отсутствие альтернативы. Она опустила цены на товар на 15% – говорит, что покупатели сейчас есть, но это не показатель, так как в период новогодних праздников спрос увеличивается всегда. Своим коллегам она бы не посоветовала участвовать в проекте «Честный выбор».

«Предпринимателю это не очень интересно, потому что мы немного с этого получаем, больше тратим. Нам обещали, что когда мы снизим цены, к нам за счёт рекламы пойдут новые покупатели, но клиенты остались всё те же, наработанные нашим трудом. Как улучшить программу, не знаю – покупательская способность зависит в целом от обстановки в стране. Сейчас она слабая и стала ниже по сравнению с прошлым годом практически в два раза – у людей просто нет денег», – говорит Елена.

А у владельца отдела бакалеи Вадима – всё хорошо. Мужчина доволен покупателями, доволен спросом, доволен проектом. Он откровенно сказал, что на большинстве его товаров стоит наценка в 20% и снизить её в целом на 10% – нерентабельно, поэтому он уменьшил цену на штучный товар – на 5–10 рублей, а на продукты высокой стоимости – на 5%.

«Организаторы сделали нам рекламу – показали ролик по телевизору и установили над прилавком табличку, это помогло, но не сильно, потому что клиенты у меня остались старые, а новых людей я не заметил. Что участвую в программе, не пожалел, мне она не мешает. Патент, налоги, местовое – я всем доволен, всё хорошо», – сказал хозяин бакалейной лавки.

К нему подошла покупательница Мария. Она заказала яйца и сказала, что ничего не слышала о проекте снижения цен. Обратив внимание на жёлтую табличку, сразу поинтересовалась: сколько яйца стоили раньше? Получив заверения от продавца, что цены снижены на всё, сразу нашла подтверждение.

«Вот, заметила: печенье, шоколадки стали дешевле. Вот это всё подешевело, я всегда на это смотрю. О, хлебцы! Они подешевели. На дорогие товары сделали скидки, а цена на товары широкого потребления осталась, как и раньше», – размышляла вслух покупательница, а затем сказала, что яйца «при любом раскладе» будут дорогими, потому что зима.

«Цены в Севастополе шикарные. Вообще всё подешевело, я так считаю!» – сказала Мария, но уточнить, что конкретно стало дешевле, она затруднилась ответить.

Работодатель продавца Фаика, торгующего колбасой и молочной продукцией, тоже участвует в программе лояльности – цены снизили на 5–7%. Фаик сказал, что даже такие меры не помогли завлечь новых клиентов.

«Всё осталось так, как было. Не могу сказать, что много народу пошло. Поток покупателей по сравнению с прошлым годом хуже. Почему такое происходит, не знаю, это решают на высшем уровне», – сказал Фаик и направил указательный палец в небо.

Продавец овощей поговорить о ценах не смогла, сказала, что принимает товар. Рекомендовала посмотреть всё самостоятельно. Получилось частично, так как на овощах «Лучшего выбора» цены просто отсутствовали. Наверное, договорные…

Три женщины – торговцы мяса в ТЦ «Пассаж» отказались от всяческих комментариев, фотографировать мясные вырезки, окорока, фарш, сало и другой товар категорически запретили. Потом попросили предъявить журналистское удостоверение и после его внимательного изучения сказали, что в программе «Лучший выбор» не участвуют, потому что они сами себе хозяева и никто им не указ.

«Не участвуем, потому что нам лучше устанавливать свои цены. Например, покупателю скажут цену 300, он может поторговаться, и я ему могу уступить, а участники программы не могут так делать, потому что у них уже фиксированная цена. То, что они участвуют в программе, для нас не конкуренция. Потому что мой товар – что хочу, то и делаю. Ну и что, что они снижают цены на 10%, здесь моё мясо, и я могу снизить цену даже на 50% – что хочу, то и делаю», – эмоционально объясняла одна из женщин, а другая, указывая на диктофон, предупредила: «Девочки, учтите, здесь всё записывают».

Дальше продавщицы мясом объяснили, что участвовать в программе «Лучший выбор» не будут, потому что так им будут диктовать цены на их продукцию, с чем они мириться не согласны и ни за что не пойдут.

«Вот вы пришли на рынок, и вам понравился кусок мяса – то вам хоть по какой цене… Кто-то рядом будет стоять в 10 раз дешевле продавать, но он вам не нравится, а понравился именно тот, который вы хотите купить. Куда вы пойдёте? Если даже будет на 10 рублей дороже, но он вам понравился и он вам больше подходит. Это рынок, и я пришла на рынок выбрать мясо, а не то, что мне предлагают магазины и супермаркеты», – говорили они.

Заместитель директора Центрального рынка Надежда Штоп в комментарии ForPost опровергла мнение о том, что организаторы программы или администрация рынка могут оказывать давление на предпринимателей, чтобы те в рамках программы установили фиксированную стоимость.

По словам Надежды Штоп, проект за два с лишним месяца успел себя положительно проявить: из 200 предпринимателей, торгующих продтоварами, 38 стали участниками проекта.

Директор Центрального рынка Игорь Цеханович, застав журналиста ForPost в кабинете администрации, не удивился, сказал, что ему предприниматели уже «доложили» о нашем визите. Он отметил, что проект «Лучший выбор» в целом оказал положительный эффект.

«Мы увидели, что люди стремятся сами снизать цены. Например, один предприниматель участвует в проекте, а другой нет, поэтому последний снижает цены до уровня участника. Соседи подгоняют свои цены – так и получается, что весь рынок с ноября снизил цены. Сегодня в проекте участвуют даже собачьи корма», – сказал директор рынка.

Его заместитель Надежда Штоп подчеркнула, что проект нужный и полезный, так как он является одним из механизмов влияния на снижение цен.

«Я считаю, что такой проект – вещь нужная, потому что для Севастополя цены – это актуально, и не будем скрывать, они высокие. Но у нас не так много возможностей, чтобы их снизить», – сказала заместитель директора Надежда Штоп и выразила надежду, что стоимость товаров в Севастополе может быть снижена после открытия Керченского моста, так как из их ценообразования будут вычтены расходы на логистику.

А пока, заверил Игорь Цеханович, действие проекта «Лучший выбор» могут распространить на бытовые товары и одежду.

Елена Журавлёва

Фото автора

Теги:
Читайте также: