Шикарный вид: что влияет на высокие цены в Севастополе?
Жители Севастополя продолжают платить за продукты по «московским расценкам». Заявленная программа снижения цен, очевидно, не работает. Предприниматели, снизившие цены, торгуют по тем же ценникам, что и бизнесмены, которые цены не снижали.
В октябре 2017 года на севастопольских рынках стартовал проект регионального отделения ОНФ «Лучший выбор». Торговцам предложили на 10% снизить цены на продтовары взамен на рекламу. Подразумевалось, что демпинг цен на продукты привлечёт покупателей, увеличит товарооборот и выручку предпринимателей.
Спустя почти три месяца глава севастопольского «рыночного» ГУПа Александр Макеенко заверил ForPost, что проект «Лучший выбор» успешно работает на трёх городских рынках: Центральном, Юмашевском, на комплексе рынков на 5-м километре Балаклавского шоссе, а также на трёх ярмарках выходного дня, расположенных у дома № 7 на улице Бориса Михайлова, у дома № 5 на улице Невской и у дома № 56 на проспекте Октябрьской революции.
ForPost решил проверить, как работает «Лучший выбор», и отправился на Центральный рынок. Утром 10 января там было немноголюдно – нам не пришлось, как говорят, дышать покупателям в затылок, да и самих предпринимателей было немного: как пояснили их коллеги, некоторые ещё не вышли на работу с новогодних каникул.
В продовольственных рядах мы сразу увидели жёлтые таблички с красной надписью: «Лучший выбор», прикреплённые то вверху, то сбоку торговых точек. Реализатор одной из них – Надежда Ивановна, торгующая чаем и кофе, рассказала, что как только «хозяин» принял решение участвовать в проекте, то на продукцию цены снизили на 10%.
«Народу у нас стало больше, потому что есть заинтересованность в дешёвых продуктах. Поток покупателей увеличился, особенно перед Новым годом. Хочу отметить снижение цен на горошек, кукурузу, воду. Чай у нас тоже стал дешевле», – рассказывает Надежда Ивановна.
В открытом киоске, где торгует Надежда Ивановна, было несколько покупателей – они смотрели на цены, уточняли состав продуктов, некоторые уходили с покупкой. На каждом товаре был ценник; например, пачка чёрного пакетированного чая без добавок марки Greenfield стоит 70 рублей.
По соседству с этой торговой точкой расположен киоск, где также торгуют чаем и кофе. Правда, «хозяин» этой лавки в проекте «Лучший выбор» не участвует. По словам реализатора, смысла от участия в проекте нет – цены снижены настолько, что следующий шаг – это реализация товара по себестоимости. Продавец обратила внимание на то, что в их точке цены такие же, как и у тех, кто в программе участвует. А устанавливать при этом табличку лояльности, не опуская цены – не честно. Мы обратили внимание на тот же чёрный без добавок – чай в пакетах, марки Greenfield. Здесь он так же, как и у предпринимателя, участвующего в проекте, стоил 70 рублей. В чём подвох?
Продавец овощей Елена сказала, что принимает участие в проекте для того, чтобы хоть как-то привлечь покупателей, так как с каждым годом наблюдает снижение покупательской способности, говорит, что у людей денег нет. У Елены неоднократно возникали мысли «прикрыть торговлю», но пугает отсутствие альтернативы. Она опустила цены на товар на 15% – говорит, что покупатели сейчас есть, но это не показатель, так как в период новогодних праздников спрос увеличивается всегда. Своим коллегам она бы не посоветовала участвовать в проекте «Честный выбор».
«Предпринимателю это не очень интересно, потому что мы немного с этого получаем, больше тратим. Нам обещали, что когда мы снизим цены, к нам за счёт рекламы пойдут новые покупатели, но клиенты остались всё те же, наработанные нашим трудом. Как улучшить программу, не знаю – покупательская способность зависит в целом от обстановки в стране. Сейчас она слабая и стала ниже по сравнению с прошлым годом практически в два раза – у людей просто нет денег», – говорит Елена.
А у владельца отдела бакалеи Вадима – всё хорошо. Мужчина доволен покупателями, доволен спросом, доволен проектом. Он откровенно сказал, что на большинстве его товаров стоит наценка в 20% и снизить её в целом на 10% – нерентабельно, поэтому он уменьшил цену на штучный товар – на 5–10 рублей, а на продукты высокой стоимости – на 5%.
«Организаторы сделали нам рекламу – показали ролик по телевизору и установили над прилавком табличку, это помогло, но не сильно, потому что клиенты у меня остались старые, а новых людей я не заметил. Что участвую в программе, не пожалел, мне она не мешает. Патент, налоги, местовое – я всем доволен, всё хорошо», – сказал хозяин бакалейной лавки.
К нему подошла покупательница Мария. Она заказала яйца и сказала, что ничего не слышала о проекте снижения цен. Обратив внимание на жёлтую табличку, сразу поинтересовалась: сколько яйца стоили раньше? Получив заверения от продавца, что цены снижены на всё, сразу нашла подтверждение.
«Вот, заметила: печенье, шоколадки стали дешевле. Вот это всё подешевело, я всегда на это смотрю. О, хлебцы! Они подешевели. На дорогие товары сделали скидки, а цена на товары широкого потребления осталась, как и раньше», – размышляла вслух покупательница, а затем сказала, что яйца «при любом раскладе» будут дорогими, потому что зима.
«Цены в Севастополе шикарные. Вообще всё подешевело, я так считаю!» – сказала Мария, но уточнить, что конкретно стало дешевле, она затруднилась ответить.
Работодатель продавца Фаика, торгующего колбасой и молочной продукцией, тоже участвует в программе лояльности – цены снизили на 5–7%. Фаик сказал, что даже такие меры не помогли завлечь новых клиентов.
«Всё осталось так, как было. Не могу сказать, что много народу пошло. Поток покупателей по сравнению с прошлым годом хуже. Почему такое происходит, не знаю, это решают на высшем уровне», – сказал Фаик и направил указательный палец в небо.
Продавец овощей поговорить о ценах не смогла, сказала, что принимает товар. Рекомендовала посмотреть всё самостоятельно. Получилось частично, так как на овощах «Лучшего выбора» цены просто отсутствовали. Наверное, договорные…
Три женщины – торговцы мяса в ТЦ «Пассаж» отказались от всяческих комментариев, фотографировать мясные вырезки, окорока, фарш, сало и другой товар категорически запретили. Потом попросили предъявить журналистское удостоверение и после его внимательного изучения сказали, что в программе «Лучший выбор» не участвуют, потому что они сами себе хозяева и никто им не указ.
«Не участвуем, потому что нам лучше устанавливать свои цены. Например, покупателю скажут цену 300, он может поторговаться, и я ему могу уступить, а участники программы не могут так делать, потому что у них уже фиксированная цена. То, что они участвуют в программе, для нас не конкуренция. Потому что мой товар – что хочу, то и делаю. Ну и что, что они снижают цены на 10%, здесь моё мясо, и я могу снизить цену даже на 50% – что хочу, то и делаю», – эмоционально объясняла одна из женщин, а другая, указывая на диктофон, предупредила: «Девочки, учтите, здесь всё записывают».
Дальше продавщицы мясом объяснили, что участвовать в программе «Лучший выбор» не будут, потому что так им будут диктовать цены на их продукцию, с чем они мириться не согласны и ни за что не пойдут.
«Вот вы пришли на рынок, и вам понравился кусок мяса – то вам хоть по какой цене… Кто-то рядом будет стоять в 10 раз дешевле продавать, но он вам не нравится, а понравился именно тот, который вы хотите купить. Куда вы пойдёте? Если даже будет на 10 рублей дороже, но он вам понравился и он вам больше подходит. Это рынок, и я пришла на рынок выбрать мясо, а не то, что мне предлагают магазины и супермаркеты», – говорили они.
Заместитель директора Центрального рынка Надежда Штоп в комментарии ForPost опровергла мнение о том, что организаторы программы или администрация рынка могут оказывать давление на предпринимателей, чтобы те в рамках программы установили фиксированную стоимость.
По словам Надежды Штоп, проект за два с лишним месяца успел себя положительно проявить: из 200 предпринимателей, торгующих продтоварами, 38 стали участниками проекта.
Директор Центрального рынка Игорь Цеханович, застав журналиста ForPost в кабинете администрации, не удивился, сказал, что ему предприниматели уже «доложили» о нашем визите. Он отметил, что проект «Лучший выбор» в целом оказал положительный эффект.
«Мы увидели, что люди стремятся сами снизать цены. Например, один предприниматель участвует в проекте, а другой нет, поэтому последний снижает цены до уровня участника. Соседи подгоняют свои цены – так и получается, что весь рынок с ноября снизил цены. Сегодня в проекте участвуют даже собачьи корма», – сказал директор рынка.
Его заместитель Надежда Штоп подчеркнула, что проект нужный и полезный, так как он является одним из механизмов влияния на снижение цен.
«Я считаю, что такой проект – вещь нужная, потому что для Севастополя цены – это актуально, и не будем скрывать, они высокие. Но у нас не так много возможностей, чтобы их снизить», – сказала заместитель директора Надежда Штоп и выразила надежду, что стоимость товаров в Севастополе может быть снижена после открытия Керченского моста, так как из их ценообразования будут вычтены расходы на логистику.
А пока, заверил Игорь Цеханович, действие проекта «Лучший выбор» могут распространить на бытовые товары и одежду.
Елена Журавлёва
Фото автора