Севастополь

Появились первые фото поднятой с подлодки "Щука" зенитки

Появились первые фото поднятой с подлодки "Щука" зенитки

К удивлению ученых орудие отлично сохранилось.

Вместо запланированных двух недель ученые провели в районе Тарханкута всего восемь дней. Да и то, из них рабочими оказались всего полтора суток. Остальное время бушевал шторм, который больше не дал погрузиться ученым к затопленной на 52 метровой глубине советской субмарине "Щ-216". Флотилия, которая в 20 километрах от берега вела работу по подъему "Щуки", вернулась в Севастополь.

- Погода, конечно, испортила наши планы, тем не менее, мы успели поднять из воды зенитку вместе с кормовой частью рубки, - рассказал "Комсомольской правде в Украине" руководитель Крымского республиканского учреждения "Черноморский центр подводных исследований" Сергей Воронов. – Состояние орудия нас удивило, с точки зрения археологии оно идеально сохранилось. Все винтики и подвижные части до сих пор крутятся! Ствол "зенитки" оказался герметично законсервирован, так что за почти семьдесят лет морская вода туда не попала. Думаю, орудие не заржавело из-за того, что его детали изготовлены из цветных металлов. По сути пушка специально предназначена, для того чтобы подолгу находится под водой.

Орудие пролежало на глубине 52 метра почти 70 лет. Фото: Предоставлено Сергеем ВОРОНОВЫМ

Лодку подводные археологи обнаружили 4 июня у мыса Тарханкут. "Щ-216" затонула зимой 1944 года после атаки немецких кораблей-охотников, сбросивших на нее глубинные бомбы. На удивление субмарина хорошо сохранилась, и есть возможность, что некоторые ее отсеки до сих пор герметичны. Сейчас ученые проводят исследования и подготовку, сам подъем "Щ-216" на берег намечен на март 2013 года. После этого лодку хотят превратить в музей, а подводников перезахоронить.

Хорошая сохранность кормового орудия сильно удивила специалистов. Фото: Предоставлено Сергеем ВОРОНОВЫМ

Зенитку на борт корабля поднимали при помощи лебедки. Фото: Предоставлено Сергеем ВОРОНОВЫМ

Когда в следующий раз ученые выйдут в море, неясно, все будет зависеть от погоды. Если шторма продолжатся, то вся операция по подъему "Щуки" может существенно затянется.

 

6762
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (26)

Profile picture for user володя
6498

*Появились первые фото поднятой с подлодки "Щука" зенитки* Я конечно не спец - может пушки?

Profile picture for user Зураб Коромыслов
33

to володя (Севастополь)

Кормовое зенитное орудие.

Profile picture for user пентагон
6462

Считал и считаю, что подводную лодку вместе с экипажем, поднимать со дна моря не стоит.Героям-подводникам-вечная память.

Profile picture for user mamyl9
333

Мне понравилось: сам подъем "Щ-216" на берег намечен на март 2013 года. Однако...

Profile picture for user mamyl9
333

Назад в будущее...

Profile picture for user володя
6498

to Зураб Коромыслов (Севастополь)

Спасибо за разъяснение .

Profile picture for user Зураб Коромыслов
33

Это орудие вот в таком виде и валялось на дне справа от ПЛ, вместе с куском лёгкого корпуса. Рыбаки сорвали сетями.

Profile picture for user llexa
244

45-мм орудия 21-К, установленные на пл типа "Щ" являлись универсальными. То есть непосредствено зенитным орудием его считать нельзя.

Profile picture for user Neches
20

И куда его теперь?

Profile picture for user Филипп Филиппович
8223

Интересно было бы почитать историю лодки....

Profile picture for user Филипп Филиппович
8223

Интересно было бы почитать историю лодки....

Profile picture for user rotor
3186

to пентагон (Севастополь)

Тогда по Вашей логике нельзя и окопы с останками трогать, другие захоронения!!В земле, и слава богу!!Если будет возможно,"Щуку" обязательно поднять, перезахоронить подводников!!!А лодку увековечить в Феодосии на набережной!!В Феодосии -мощная организация ветеранов-подводников!!Они лодку будут поддерживать в идеальном состоянии,независимо от цвета власти!!!

Profile picture for user bochman
544

Оставить на дне- для кого? Наших и чужих дайверов? Воспитание не у всех правильное. А кусочек или гаечку с болтиком на сувенир?Кто проверит?5 лет и нет ПЛ. Хеопса в Египте и то защищают. Память для нас, наших детей и внуков. В Севастополь,и на вечную стоянку! С Уважением.

Profile picture for user Босс железяк
380

to rotor

В Севастополе нет ни одного корабля-памятника и это город-дважды-герой и бастион военно-морской славы! Так почему же, по вашей, логике, ему место в Феодосии??!?

to Филипп Филиппович Появились публикации, смысл которых в том, что нельзя на 100% утверждать, что данная лодка окончательно идентифицирована.

Profile picture for user rotor
3186

to Босс железяк (Херсонес)

Потому,что порт приписки: Феодосия, и лодка затонула не под Балаклавой ,а под Феодосией!!

Profile picture for user Босс железяк
380

to rotor

Стоп-стоп, уважаемый, место гибели ПЛ - м.Тарханкут, т.е. западная оконечность Крымского п-ва. Причем здесь Феодосия? Вы с географией ладите?
Порт приписки -Феодосия..хм..хм ... видимо и с историей у вас неважно- Феодосия в тот момент времени была оккупирована гитлеровцами

Profile picture for user Compatriot
149

to rotor to Босс железяк (Херсонес) Потому,что порт приписки: Феодосия, и лодка затонула не под Балаклавой ,а под Феодосией!!
Шановный, ты похоже погорячился.
В первой строчке публикации упомянут мыс Тарханкут, а это отннюдь не Феодосия.

Profile picture for user ledokol
70

Если я не ошибаюсь , повреждён прочный корпус носового отсека. А это может означать, что лодка погибла в бою.

Profile picture for user Красный
152

Филипп Филиппович! По Вашей просьбе...
Средняя подводная лодка СССР типа «Щ»
Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930-x — 1940-x годах. Было построено 88 единиц. Главный конструктор Б.М. Малинин.
Эта полуторакорпусная лодка предназначалась для операций во внутренних морях и прибрежной зоне. В различных сериях ПЛ незначительно менялись технические характеристики, обводы корпуса и ограждения боевой рубки.
Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть, но имелись и главные недостатки лодок типа «Щ» всех серий: большая шумность в подводном положении, малая надводная скорость (это сильно ограничивало возможность погони за противником и отрыва от преследования), очень слабое артиллерийское вооружение.
Одной из подводных лодок типа «Щука» серии Х-бис была Щ-216 (30.05.1940).
Тактико-технические данные подводных лодок типа «Щука» серии Х-бис:
590/708 т; 58,8 х 6,4 х 4 м; рабочая глубина погружения - 75 м; предельная глубина погружения - 90 м; запас плавучести – 19%; дизели 2 х 800 л.с./э.д. 2 х 400 л.с; скорость нп/пп: 12/ 8,9 узлов (под экономходом – 2,5 уз.); запас топлива до 55 т; 6310 миль (на 9 узлах)/108 миль (на 2,8 узлах); 6-533-мм ТА (4 носовых и 2 кормовых; комплект 10 торпед); 2-45-мм орудия (960 снарядов); экипаж 40 человек. Автономность 20 суток. При использовании средств регенерации пл могла находиться под водой в течение 72 ч. Число элементов в аккумуляторной батарее — 112.

Средняя ПЛ типа «Щ» («Щука») была второй по массовости в советском довоенном подводном флоте. Она выпускалась 6-ю сериями с 1933 по 1941 гг. (III c.- 4 ед., V c.- 12 ед., V-бис с.- 14 ед., V-бис 2 с.- 13 ед., Х с.- 32 ед., Х-бис с.- 9 ед., данные указаны без учета недостроенных лодок). В общей сложности из 88-х подводных лодок, которые промышленность строила, в состав ВМФ СССР вошли 86-ть подводных лодок, две подводные лодки были разобраны после войны для судоремонта. После ее окончания отдельные лодки еще некоторое время несли службу, остальные были разобраны на металл.
Подводной лодке Щ-216 К. в книге «Подводные лодки типа "Щ" X, X-бис серии», К.Л. Кулагин, М. Э. Морозов посвятили целый раздел, который приводится ниже.
Щ-216 (капитан-лейтенант Г.Е.Карбовский), находившаяся к началу войны на завод¬ских испытаниях в Николаеве, вступила в строй только 17 августа 1941 года. Далее последовал традиционный поход в дозор (24.8 — 13.9.1941), а вслед за ним — крейсерство на вражеских коммуникациях в районе м. Зейтин-Бурну (16.10 — 3.11.1941). Единственная выпущенная торпеда (20.10 по буксиру) ушла в «молоко» из-за того, что командир произвел выстрел в момент циркуляции. Во втором и третьем походах в этом же районе лодка неоднократно встречала шхуны, но, считая их турецкими, Карбовский каждый раз отказывался от атаки. В марте 1942 года командование ЧФ использовало субмарину для доставки в Севастополь важных штабных документов, а затем снова отправило на коммуникацию Босфор — Бургас (28.3 — 16.4.1942). Начавшийся после возвращения гарантийный ремонт затянулся почти на все лето. Дальше последовал еще один поход к м. Кару-Бурну (17.8 — 5.9.1942) и крейсерство у м. Олинька (27.9 — 18.10.1942). В последнем Карбовскому удалось продемонстрировать свое мастерство. Хотя первая атака, проведенная по землечерпалке днем 7 октября, закончилась неудачей (торпеды взорвались при ударе о мол), поздним вечером 10-го «щука» потопила из надводного положения румынский транспорт «Карпати» (4336 брт) с грузом немецкого военного имущества. После этого случая противник предпринял меры по усилению ПЛО, и в следующем походе в этот же район (18.11 — 7.12.1942) субмарина сама была атакована сторожевым катером. В результате меткого бомбометания на ней были повреждены некоторые приборы и механизмы.
С начала 1943 года основным районом патрулирования наших подлодок стало западное побережье Крыма. Особое внимание привлекал м. Тарханкут — здесь находился важный узел вражеских коммуникаций, связывавших Севастополь, Одессу и порты Румынии. Щ-216 совершила туда три похода (1 — 21.2.1943, 24.3 — 13.4.1943 и 27.5—16.6.1943), однако они не увенчались успехом. В начале июля наша агентурная разведка получила данные об активизации вражеских перевозок между Босфором, болгарскими и румынскими портами. У выхода из пролива были нарезаны две позиции, на одну из которых между 16 июля и 10 августа выходила и Щ-216. Первые дни прошли в ожидании, но после полудня 6 августа Карбовскому удалось обнаружить выходивший из Босфора конвой. Одна из трех торпед, скрытно выпущенных с дистанции 14 кбт, поразила немецкий танкер «Фируз» (7327 брт), шедший в Констанцу с грузом газойля. Судно получило серьезные повреждения, но не затонуло. «Щука» же была контратакована румынским эсминцем «Реджеле Фердинанд», который смог нанести ей ряд повреждений. Вообще, усилившаяся со второй половины 1943 года эффективность вражеских противолодочных сил не могла не сказаться на результатах действий черноморских подводников. Так, в очередном походе к м. Тарханкут (27.11 —27.12.1943) все три попытки Карбовского сблизиться с конвоями сорвались из-за помех, создаваемых эскортом, а однажды он сам подвергся артиллерийскому обстрелу с охотника.
В последний раз субмарина вышла в боевой поход вечером 6 февраля 1944 года. Спустя двое суток Карбовский доложил о прибытии на позицию, а утром 10 февраля — об успешной атаке вражеского конвоя. К сожалению, на самом деле оснащенные неконтакт¬ными взрывателями торпеды взорвались, не дойдя 100 м до большого охотника Uj-106. В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась, хотя по плану должна была сделать это 4 марта. Что могло стать причиной ее гибели? Наиболее вероятными кажутся две: немецкое противолодочное минное поле S-77, скрытно выставленное врагом 9 февраля в 4,5—5,5 мили юго-западнее м. Тарханкут, либо атака немецких кораблей. По данным противника, утром 17 февраля большие охотники Uj-103 и Uj-106 искали отставшую от конвоя БДБ, когда внезапно увидели торпедный след. Корабли уклонились и после гидроакустического поиска сбросили несколько десятков глубинных бомб. «Щука» (если это была она) сразу же получила смертельные повреждения, поскольку на поверхности моря образовалось большое масляное пятно, всплыли деревянные обломки, пустые сигаретные пачки, обрывки одежды и книги.
По-видимому, именно так закончился боевой путь экипажа, завоевавшего четвертое по результативности место в подводных силах ЧФ.
Потери «щук» весьма впечатляющи — 31 из 44 (70%), принявших участие в Великой Отечественной войне. На всех театрах главной причиной их гибели стали мины: на них подорвалось 13—14 балтийских, 6 черноморских и 3 североморские. 5—6 лодок потопили надводные корабли, 2 — вражеские субмарины и еще одну, по-видимому, своя авиация. Фактически уничтожение каждого вражеского корабля или судна оплачивалось гибелью одной «щуки».
Но, несмотря на беспримерные по сложности условия боевой обстановки, несовершенство своих кораблей и систем оружия, наши подводники смело шли в бой и уничтожали врага.
Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35 % потопленного и повреждённого тоннажа противника. За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Обзор подготовлен по материалам сайтов:
Источник: subwars.org
http://shipwiki.ru/podvodnye_lodki/podvodnye_lodki_vtoroy_mirovoy/sssr/srednyaya_podvodnaya_lodka_sssr_tipa_shh.html
http://www.podvodlodka.ru/article/a-2-1.html
http://shipwiki.ru/podvodnye_lodki/podvodnye_lodki_vtoroy_mirovoy/sssr/srednyaya_podvodnaya_lodka_sssr_tipa_shh.html
http://militarytechnics.ru/archives/244
http://podlodka.info/submarines/53-the-second-world-war/567-podlodka.html
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2002_04/32.htm
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2002_04/index.htm

Очень жаль, что фото пл и чертежи не показывает при вставке информации. Их можно посмотреть на приведенных выше сайтах.
С ув. КРАСНЫЙ

Profile picture for user Филипп Филиппович
8223

to Босс железяк (Херсонес)

to Филипп Филиппович Появились публикации, смысл которых в том, что нельзя на 100% утверждать, что данная лодка окончательно идентифицирована.
Мой хороший товарищ Витя Дон первым заходил в нашу лодку под Варной.
Всё нашёл и со всем разобрался.
Ну то ж таки Витя.....

Profile picture for user Филипп Филиппович
8223

to Красный (Севастополь)

Спасибо, братец.
Мне бы, ленивому военмору, ещё бы и ролик...
Я не слишком обурел? :

Profile picture for user rotor
3186

to Босс железяк (Херсонес)

Сорь,чёто меня коротнуло!!С Меганомом перепутал!!

Profile picture for user Пенсионер
550

Как всегда работали спасатели ЧФ. Судя по фото, СС "ЭПРОН".

Profile picture for user sasa sega
917

братская могила, что еще скажешь, понятно, интересно горе археологам покопаться в чужих костях...
Что кому то зенитка понадобилась, иль отрабатываем водолазные погружения?
Денег нет на сохранение и обработку того что и так накопано, но нет давай еще.

Светлая память героям подводникам!

Profile picture for user sasa sega
917

Красный - спасибо...
очень познавательно.

Profile picture for user синий иней
29460

Слава Героям!

Главное за день

В попытке изменить мир. Нетипичный чиновник — о мотивах, госуправлении и советах Севастополю

У этого разговора не было чёткого плана, только цель — убедиться, что есть во власти и такие люди.
18:00
16
3366

Александр Лившиц сомневается в возможности превращения «Черноморца» в элитный отель

Почему людям показали картинку, но не объяснили, как это будет работать?
19:00
41
4304

Губернатор Севастополя на ПМЭФ договорился о новой застройке Балаклавского шоссе

Год назад была одобрена стройка на 7-м километре, в этом году — уже на 6-м.
19:02
57
5279

Ещё одна уборка раньше срока: крымские фермеры взялись за зерно

Продовольственная безопасность региона от этого не пострадает.
18:18
0
575

В Севастополе частник уничтожил доставшийся ему столетний кедр

Как трудно вырасти такому дереву, понимают не все в Севастополе.
16:00
35
16483