Севастополь
Наша операция называлась «покупаем украинскую армию недорого», – Михаил Чалый о Русской весне
В день 4-й годовщины Дня народной воли о событиях февраля-марта 2014 года в интервью НТС вспоминает Михаил Чалый, ныне – депутат Законодательного собрания Севастополя.
– Вы возглавляли силовой блок Координационного совета по организации Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности города. С чего началась ваша работа? Какие решения приходилось принимать?
– Скажем так. На третьем этаже правительства, там, где сейчас губернатор сидит, там находился штаб по обеспечению порядка в городе. Этажом ниже был мой штаб, по организации беспорядков (смеется).
Эти два штаба достаточно гармонично работали. На самом деле у нас тогда была очень интересная ситуация – не было подчинения «начальник-подчиненный», мы все работали как функционал. У каждого была своя функция, и люди добровольно, не под присягой, формировали подразделения, которые решали ту или иную задачу. Повторюсь – это было добровольно.
– Кто что умел делать?
– Кому что было приказано делать. Но добровольно – «я согласен выполнять ваши приказы». Так, срочно сюда сорок человек, сюда двадцать, тут блокировать, тут взять, тут принести, тут не дать, тут изъять, тут сопроводить – и ни одного отказа.
Были даже отряды самообороны, о существовании которых мы узнали только после того, как в Россию вошли. Это касалось больше сельской гористой местности. Как говорил генерал Панфилов в 1941 году: «Если нет связи, ничего страшного. Главное – есть уяснение задачи».
Ну не было возможности организовать связь со всеми отрядами самообороны, мы о них не знали просто! И они, уяснив задачу, блокировали там не только дороги, но и как выяснилось, горные тропы и держали их под контролем, мониторили – это было тоже очень важно.
Мы занимались тем, что было актуально, а актуальные задачи зачастую менялись по нескольку раз в день, их было много. Но со всеми задачами в итоге справились.
Были огрехи – о них Алексей Михайлович упоминал. Это, первое – мы не задержали командующего украинским флотом.
И второе: из-за того что Павел Валентинович Лебедев то ли струсил, то ли не захотел, то ли, я не знаю, потерялся – не дал команду Мамчуру сдать Бельбек. А с Мамчуром мы вот так прямо, как с тобой вот разговаривали.
Надо отдать должное, был не робкий человек, он пришел прямо к нам и мы договорились, что он получает команду либо от Виктора Януковича, либо от Павла Валентиновича Лебедева (один – президент Украины, на тот день легально от власти никем не отстраненный, а второй, извините, совершенно легитимный министр обороны), от одного из них он получает команду прекратить это «сидение» в гарнизоне – и он это выполнит.
Мы договорились, руки друг другу пожали – и все, мы были уверены, что это вопрос решится в течение суток-двух. В итоге товарищ Янукович оказался в не пригодном для подобного действия состоянии, уж не знаю почему, что с ним там случилось в этот день… А Павел Валентинович Лебедев сказал «да-да, я всё сделаю, ребята, сейчас вот буквально только ручку шариковую заправлю» – и исчез.
– Потрясающая история, мне кажется, она может стоить политической карьеры Мамчуру, который, насколько я помню, ее успешно развивает сейчас на Украине…
– Да мне его политическая карьера на Украине неинтересна, если честно…
– Михаил Михайлович, в Севастополе на момент 2014 года была уникальная ситуация, когда он одновременно являлся базой Черноморского флота и в то же время базой Военно-морских сил Украины. Концентрация воинских частей, людей с оружием была чрезмерной – если посчитать количество человек на квадратный метр или единиц оружия на квадратный километр – получатся цифры, наверное, потрясающие. Как удалось избежать кровопролития и совершить вот те процессы без какого-либо влияния провокаций, накладок и прочего, что могло бы привести к человеческим жертвам?
– Ну, во-первых, это удалось. А знаете, как говорил Наполеон? «Мне интересен не тот генерал, который талантливый, а тот, который удачливый, кому везет».
На самом деле вот по полочкам разложить, почему это получилось – я, наверное, сейчас до конца не рискну, потому что тогда всё было очень быстро, решения принимались интуитивно зачастую, на лету буквально. Информация приходила, опять же, от добровольцев.
Вдруг какие-то склады украинские, звонит украинский прапорщик (а в ВМСУ ведь не только украинцы служили, но и наши, севастопольцы):
«Ребята, сейчас эти дятлы тут двери закроют, и вы их оттуда год не выковыряете. Я сейчас дверцы придержу, а ты давай звони, чтобы там ребята подъехали, самооборонцы».
Я думаю, что, если по-настоящему исследовать феномен Русской весны – это целое исследование должно быть. Зачастую, к сожалению, то, что сейчас мы видим на экранах телевизоров – это подача в угоду сегодняшний политической или иной конъюнктуре с очень досадными искажениями, и ни о какой глубокой проработке исторических событий там речи не идет вообще.
Выхватывают те факты, которые кажутся полезными для сегодняшней чьей-то политической игры, и их подают. В итоге получается, на мой взгляд, каша.
Для того чтобы подать это событие, ответить на этот простенький вопрос «как удалось» – я могу перечислить тысячу фрагментов, которые, наверное, расскажут, почему удалось. Но для того чтобы это подать как некий законченный, понятный материал…
Я думаю, время окончательного исследования, честного исследования Русской весны – оно еще не наступило. Но его надо сделать.
– Как удалось стимулировать уход украинских военнослужащих, которые оказались в этой неловкой ситуации? Как удалось стимулировать их возвращение на Родину, чтобы они не создавали проблем?
– Я попрошу не обижаться тех же украинских военнослужащих, но у нас эта операция имела такое кодовое название: «покупаем украинскую армию недорого».
Тогда Алексей Михайлович поставил нам задачу и мы ее реализовывали, я бы сказал так – с целью размягчить их противодействие, смягчить их готовность нажать на курок.
Всё время как бы не давать им дойти до той критической черты, после которой начнется стрельба. Это делалось различными способами. Вплоть до того, что мы собирались на Ленина, 25 с членами семей военнослужащих, которых блокировали наши самооборонцы. Мы проводили с ними беседы.
Алексей Михайлович трижды заходил фактически в одиночку в штаб ВМСУ – вот как к нам Мамчур не побоялся прийти в правительство, так и Алексей Михайлович трижды имел беседу один на один с Сергеем Гайдуком (с 7 марта 2014 года – командующий Военно-морскими силами Украины. – ред). Я его сопровождал, но я в «предбаннике» оставался с двумя специально обученными ребятишками, чтобы нас не могли там просто тупо «повязать».
То есть, если бы нас захотели «повязать», нас пришлось бы убивать, а это было невыгодно никому. Там же люди стояли вокруг нас, с оружием, в масках – украинцы. Они просто стояли и на нас смотрели. Тронуть нас проблематично было – потому что самим прилетит.
Дальше мы разработали такую схему, которая, с одной стороны, не являлась обидной для украинских военнослужащих, была на самом деле логичной и приводила к тому, что люди сами начали выходить из заблокированных воинских частей.
Схема была очень простая.
Мы предлагали в это безвременье, когда в Севастополе мы вышли из-под юрисдикции Украины и сейчас ждём референдума (который решит – мы останемся в Украине или не останемся, рассмотрим все варианты), вот пока вы находитесь в этом безвременье, есть предложение зарегистрироваться в нашем военкомате. И после этого принять решение: если вы хотите уехать на Родину в пределах Украины – мы, соответственно, вам выплачиваем суточные и покупаем билет.
То есть приходит к нам военнослужащий в штаб (он у нас был в Камышовой бухте, на улице Крылова) со своим военным билетом, удостоверением личности и говорит: «Вот я такой-то, хочу уехать в Ужгород или во Львов, или куда угодно, на Родину. Надоел мне ваш Севастополь».
Вопросов нет. Ему покупается билет, выдаются суточные, он спокойно садится и уезжает, мы фиксируем – такой-то убыл. Приходит другой человек и говорит то же самое: «Я не знаю, что тут творится. Давайте до референдума я лучше дома посижу, а потом либо продолжу службу в украинских воинских частях, если будет принято решение, что Севастополь останется в составе Украины, или дальше буду принимать решение о своей дальнейшей судьбе».
Вопросов нет: ему выдаются суточные, он фиксируется и убывает, куда хочет.
– И много людей воспользовались таким предложением?
– Дивизия! Причём у меня есть таблица, она сохранена. Сначала, в первый день пришли три человека. Потом, видно они позвонили, мол – «наливают, отпускают, всё по-честному». Во второй день – 12. Третий – 338, 343 и понеслась. Потом уже начали фильтровать. Дело в том, что начали приезжать из Крыма военнослужащие, из крымских гарнизонов. Украинские военнослужащие прибывали в Севастополь, чтобы получить подъемные и эти билеты! Когда мы поняли – что-то там больно много, уже из Крыма начали ехать регистрироваться к нам в военкомат – мы начали этих людей уже отсекать. Даже такое было.
Величие того события никогда не потускнеет, как бы его ни пытались перевирать, перекраивать в угоду тем или иным интересам. Поэтому, дорогие товарищи севастопольцы, мы сделали великое дело – без кавычек, без натяжек.
Честно говоря, до событий 2014 года меня все сверлила одна мысль: а о чем я буду внукам рассказывать?
Все шло к тому, что из Севастополя нас просто выгонят, или здесь прибьют. И что я буду говорить?
Вот что мы, наше поколение, достигли в своей жизни? Страну развалили. Ракет не придумали. Петродворцов не строили. Красный флаг над рейхстагом не поднимали… А чем мы занимались все это время, в девяностые, в двухтысячные?
И я не знал, насколько я смогу открыто посмотреть в глаза своим детям… А сейчас могу! И думаю, что каждый севастополец может смотреть в глаза своим детям и внукам, и говорить – вы с нас пример берите. У нас тоже были моменты, когда было по-честному. И мы этого достигли именно вот этими тремя неделями февраля-марта 2014 года.
По заказу БФ 35-й береговой батарея в рамках серии публикаций воспоминаний о Русской весне
Обсуждение (15)
Правдивое и честное интервью! Без лишнего хвастовства. Уважаем. С праздником Михаил Михайлович! Блокпосты.
Именно так и было, приходили на посты и делали свое дело по чести не ожидая за это пряников и наград. С праздником, Михаил. Честь имею!
Да, правда. Все делалось "с листа" часто с ошибками. Всегда тех, кто ехал на блок-пост в Гончарное и обратно, проверяли ребята на блок-посту у Шайбы. И машина с ребятами из самообороны стояла в общей очереди на проверку....
Полностью согласен. Никто не хочет сильно вникать, как и почему удалось вернуть Крым в Россию. Поэтому и возникают версии про удачно проведённые спецоперации или ещё какие-то фантастические варианты. А люди на материке, не знающие всю подоплёку, легко в это верят. Не было бы ничего, если бы крымчане и севастопольцы не сохранили веру в самих себя и понимание несправедливости нахождения в составе бандеровского псевдогосударства. И то, что мы боролись и не сдавались даже после поражения Республики в 1995 г. в конечном итоге принесло свои плоды. В 2014 г. сложилось всё: люди почувствовали, что вот он момент, когда "сейчас или никогда", когда "либо мы останимся сами собой - либо из нас сделают рабов или тупо вырежут, как баранов" и российские власти оказались готовы нам помочь и главное нашлись смелые, решительные лидеры. Вот он главный рецепт успеха.
Тогда, в 2014-м фраза "сейчас, или никогда" была у многих на устах, севастопольцы смогли мобилизоваться и победить. С праздником !!!
При анализе состояния души военнослужащих ВМСУ надо учитывать тот фактор, что они достаточно серьёзно ралагались севастопольской антиукраинской атмосферой. И это при том, что в Севастополе, в отличие от АРК, атрибуты украинства насаждались в последние годы достаточно интенсивно. Начал Куницын, катнул пробный шар в виде гигантского флага над администрацией и голодоморной доски на УКИЦ, а продолжили при Яныке - укрофлаги начали появляться повсюду на самых видных местах, например, над гостиницей Севастополь (в комплекте с табличкой "готель"). Кто бывал в Симферополе и других городах Крыма, мог убедиться, что там украинских флагов практически не было, висели лишь флаги АРК (практически триколоры:-). Так вот про атсмосферу. Смотрит заезжий украинский вояка на флаги при гос. учреждениях - вроде Украина, потом на флажки в салонах личных автомобилей и топиков - вроде Россия:-)))
хорошее интервью
Наша операция называлась «покупаем украинскую армию недорого», – Михаил Чалый о Русской весне
То есть, Михаил, те военослужащие которые перешли в Российскую Армию, были вами куплены?
Вы вообще то понимаете что Вы Говорите?
Вам не кажется что вы оскорбили подавляющее большинство тех кто это сделал по убеждению?
Или для вас деньги главное?
Праздник , а интервью какое странное...
По поводу дивизии выехавших - можно точное количество?
Я вот знаю точно что среди моих МНОГИХ знакомых и друзей таких не было...
Вы знаете,. лучше не давать слова вот таким ораторам...
Не думаю, что в том, что, как, в связи с чем и для чего было в Крыму и Севастополе "крымской весной" в феврале 2014 , кто-то разберется и поймет в деталях и нюансах кроме тех, кто участвовал.
Что происходило в России в это время по поводу Крыма оставлю за скобками, т.к крымчанам об этом на тот момент практически ничего не было известно, от слова вообще, за исключением единиц, о которых нам тоже ничего не известно.
Нас просто показывали по телевизору в новостях, кого с интервью, кого в массовке.
Опыт Крыма 1992 и 1995 гг., как и Киева 2004, а особенно Югославии и Ливии давал мало надежд на серьезную поддержку России, хотя опыт Св.Осетии обнадеживал. Да и ЧФ РФ понимался как последний (и первый) рубеж, который Россия не сдаст.
Что происходило с крымчанам в Крыму и Севастополе и что у них творилось в голове, особенно у активной части (а это 5% крымчан, решивших судьбу Крыма) это невозможно понять, глядя со стороны и тем более с течением времени. И тем более, что у каждого это по разному в зависимости от места и времени участия в событиях, мировоззрения, образования, опыта и пр.…
90% крымчан ЗА, радостно проголосовавших 16 марта 2014 это несколько о другом
Они просто юридически легализовали де-юре то, что де-факто и легитимно сделали активные 5% крымчан с 23 по 27 февраля 2014, которые реализовали естественное право источника власти - народа, как первичной власти, при молчаливой моральной поддержке большинства, аннулировать вторичную делегированную власть, узурпированную во вред народу.
Большинство же в Крыму, будучи просто в офигее, прильнули к телевизору и интернет, впрочем как и в России, ну и отчасти за бугром))
Действия 5% крымчан при молчаливой поддержке большинства, подтвержденной 90% голосованием на референдуме, являются и легитимными и легальными и де-факто и де-юре.
Хотя это и не очень приятно понимать, а тем более признавать вторичной, власть временно предержащей бюрократии и капиталу, причем как в России , так и за рубежом.
Потому для них это не волеизъявление народа Крыма, а аннексия Крыма Россией и поэтому санкции, которые почему-то особенно усиленны именно для крымчанам, в т.ч.со стороны российских структур, не говоря уже об остальных, сугубо местных, прелестях островного существования последние 4 года.
Почему и как это было круто с 23 по 27 февраля 2014 - это надо было участвовать по наитию души и пережить, со всеми ассоциациями, эмоциями и рисками, вкл. кровавыми. до появления вежливых.
Т.е до фактического подтверждения, что Россия таки "вписалась" за Крым и сохранение мира силовым прикрытием восставшему народу , севастопольскому Беркуту, казакам и жргуим, при этом «сжигая мосты» обратного хода.
И на вопрос от наших ребят с баррикады возле ВС АРК 27.02.2017 «зеленым человечкам» без опознавательных знаков - «что дальше?», после захвата ими ВС и СМ 4.30 утра?
Ответом было - собирайте людей и выбирайте руководителей.
Более того, выскажу мысль о том, что и слава Богу ежели мало кто поймет и разберется, кроме самих участников (ну или кроме крутых классиков литературы и спецслужб) в загадочной русской душе в той критической ситуации))
Понадобится - русские/советские снова сплотятся и выйдут.
Причем, уже с учетом опыта «крымской весны» и дальнейшего развития соц.сетей интернет - практически мгновенно.
И выйдут еще столько раз, сколько понадобится, когда понадобится... «по взрослому».
--------------------------------------
Товарищ песня …
https://www.youtube.com/watch?v=0zqmhdmPbhQ
И чем меньше противник понимает почему это так, тем лучше для нас и тем хуже для него)
Всех с днем СА и ВМФ!
"И я не знал, насколько я смогу открыто посмотреть в глаза своим детям… А сейчас могу!" (с)
Точно так, Михаил Михайлович! И даже имея за спиной кучу достижений, ничто не сравнить с Русской Весной в Севастополе! Я своим парням тоже передам. Которые, увы, пока в Укурине.
to Patriot1.:
Не надо делать "позу оскорбленного". Многих купили, грубо и незамысловато. Еще скажите, что ваши укрофашисты поголовно патриоты. На Донбассе регулярно покупают у них оружие. Конечно, "у вас таких знакомых нет". А у меня есть. Сегодня видел, "Союз добровольцев Донбасса".
Когда нищему майору (1700 грн) дают полста тысяч зарплаты, он отчего-то резко не хочет проливать кровь, а пишет заяву. Есть примеры и наоборот, толковый л-т, приятный мой сосед, уехал во Львов. Жаль. Хорошие офицеры нам нужны. Но уважаю его выбор. Но их (та-дам!) всего около 10%.
Почитаешь такие откровения и хочется низко поклонится СЕВАСТОПОЛЬЦАМ , которые практически при полном отсутствии вменяемого руководства, сами ставили задачи и сами их выполняли, причём делали всё правильно, Хотя даже один неверный шаг или необдуманный поступок мог ввергнуть в кровопролитие с непредсказуемыми последствиями.
Иначе, как ПРОВИДЕНИЕ все эти события и не назовёшь.
Зато сейчас пан Лебедев,трусливо выжидавший в дни Русской Весны чья возьмет,по-хамски нарушает законодательство,застраивая многоэтажными апартаментами парковые,лесные , прибрежные территории и территорию природного заказника Феолент.С молчаливого согласия чиновников-коррупционеров.Поэтому у людей,видящих,что подлецы нагло нарушают законодательство, нет полного морального удовлетворения.