Крым

Хиджаб в Крыму перестал ассоциироваться с радикализмом

Крымско-татарская мода шагает в ногу со временем, отдавая дань многовековым традициям.

Хиджаб в Крыму перестал ассоциироваться с радикализмом
Фото:
Константин Михальчевский

В Крыму костюм правоверных мусульманок отличается от того, что представительницы исламского мира носят в других странах. В условиях многонационального полуострова им важно и соблюсти канон, и сохранить самобытность своей культуры и оживить традицию современностью.

С недавних пор в первый день февраля мировое сообщество отмечает крайне специфический праздник — Всемирный день хиджаба. Молодой, неофициальный, но набирающий популярность праздник начали отмечать, чтобы объяснить, что в закрытой одежде мусульманских женщин нет ничего устрашающего, и ближе познакомить представителей других культур с традициями мирного ислама.

В Крыму этот праздник на широкую ногу не отмечают — нет нужды. Почему так сложилось и как мусульманки сочетают строгие традиции с веяниями современной моды, выяснял ForPost.

Не просто «покрывало»

Родоначальником праздника, который в мире всё-таки чаще воспринимают как акцию, стала уроженка Бангладеша Назма Кхан, которая после переезда в юном возрасте в Америку столкнулась с непониманием и даже насмешками в адрес традиционного мусульманского костюма. Акция стала её попыткой объяснить всему миру, что же такое хиджаб и почему от тех, кто его носит, не нужно в страхе шарахаться.

На самом деле, хиджаб — не просто головной убор, как принято считать в непросвещённом светском обществе. Это и костюм целиком, и даже определённое духовное состояние, пояснила в беседе с ForPost преподаватель ислама, руководитель религиозно-просветительского проекта «Полезные знания» Духовного управления мусульман Крыма Зейнеб Баирова.

«У хиджаба более обширное значение, оно вбирает не только внешние условия ношения мусульманской одежды, но и то внутреннее духовное состояние, которое сопровождается внешним проявлением, — рассказала она. — Внешне — это одежда, которую, как прописано в Священном Коране, должна носить мусульманская женщина. У неё есть определённые условия: одежда должна скрывать все части женского тела, кроме лица и рук».

История хиджаба начинается намного раньше зарождения самого ислама, отметила Зейнеб Баирова.

«Мы всегда о хиджабе говорим, как об одежде, которая основана на религиозном принципе. Поэтому для мусульман в целом хиджаб — это та одежда, которую носила ещё Ева, первая женщина на земле. И в зависимости от ниспосланных религий просто меняются некоторые условия в хиджабе, — пояснила она. — Те условия, о которых я уже сказала, были ниспосланы в шестом веке: с того периода все женщины, которые считают себя мусульманками и верят в священное писание, выбирают эту форму одежды как религиозный обряд для себя».

Несмотря на то, что в последние годы во всём мире хиджаб, как и любой другой элемент принадлежности к исламу, воспринимается буквально в штыки, так как ассоциируется то с терроризмом, то с экстремизмом, то с постоянным потоком новостей о войнах на Ближнем Востоке, Крым был и остаётся территорией мира между представителями разных национальностей и религий.

«В Крыму мы период таких тревог и конфликтов уже пережили давно. Я вспоминаю себя 20 лет назад — тогда ситуация была достаточно трудной. Несмотря на то, что отсутствовала целенаправленная политика в адрес мусульман, всё же мусульманка в хиджабе в 2000 году вызывала очень большое удивление, и чаще сводилось именно к негативному восприятию, — вспомнила Баирова. — Сегодня мы наблюдаем картину, когда мусульманка в хиджабе в Крыму не вызывает никакого удивления и уж тем более негатива. Я думаю, что здесь очень большой вклад и самих мусульманок: мирное существование со всеми, кто нас окружают, максимальная вовлечённость в общественную жизнь позволяют окружающим нас людям судить о том, что всё, что говорят о мусульманской женщине, — сплошные стереотипы».

При этом в среде самих крымских татар отношение к хиджабу в разные времена тоже разнилось, отметила наша собеседница.

«Если говорить о сегодняшнем дне, я бы не сказала, что крымско-татарское общество поощряет и добровольно принимает мусульманок, приходящих к хиджабу. Тем не менее мы видим, как из года в год ношение хиджаба воспринимается лояльнее, даже среди крымских татар», — констатировала Зейнеб Баирова.

В отличие от европейских или американских проявлений нетерпимости к хиджабу как к «атрибуту чуждой религии» (небезызвестны случаи, в том числе и в Москве, когда одетым в хиджаб женщинам запрещали проходить в университеты или другие общественные учреждения), Крым был и остаётся достаточно демократичным в этом отношении.

«Я более 19 лет ношу хиджаб и с двух лет проживаю в Крыму. Таких случаев, особенно за последние пять лет, когда хиджаб являлся бы причиной запрета на посещение каких-то учреждений, институтов, не наблюдалось, — отметила Зейнеб Баирова. — У нас девочки могут запросто ходить в хиджабе даже в школу, на занятиях находиться в платочках, при этом всего лишь учитывать цветовую гамму, которую предусматривает форма школы».

Одетая в хиджаб мусульманка в наше время в Крыму может быть не просто следящей за детьми домохозяйкой, подчеркнула она, но занимать самые разные посты и должности: быть руководителем организации, юристом, врачом или преподавателем.

В ногу с модой

Разумеется, за более чем 1400 лет существования хиджаб формально претерпел изменения. Сегодня хиджабы миллионов мусульманских женщин легко отличаются даже в зависимости от страны. Мусульманки, проживающие в Саудовской Аравии, к примеру, и мусульманки, проживающие в России, соблюдают условия, но формы хиджаба у них совершенно разные.

«В Саудовской Аравии или в некоторых африканских странах хиджаб более свободный, мешковатый и, как правило, тёмных цветов. В Крыму и в средних регионах России мусульманки предпочитают яркие цвета и европеизированный крой, который может подчёркивать силуэт. Что касается Крыма, то здесь в традиционный хиджаб тоже глубоко вплелись культурные традиции местного населения», — сравнила Зейнеб Баирова.

Двести лет назад мусульманки в Крыму носили головные уборы, одевали длинные платья, накидывали длинные халаты. Были даже специальные нарукавники, которые скрывали зоны рук, если у женщины был рукав «три четверти». И головной убор — шапочку — обязательно покрывали шалью. Сегодня крымско-татарские мусульманки, возрождая религиозную одежду, делают это с упором на этнические особенности, отметила преподаватель ислама.

Характерным элементом крымско-татарского хиджаба является фес — шапочка. Кроме того, существуют традиционные для костюма узоры — чаще всего крымский хиджаб украшают вышивкой или аппликациями в виде роз, граната или винограда. Цветовая палитра очень широкая — от совсем светлых тонов до насыщенных малинового, зелёного, фиолетового и голубого.

Что примечательно: крымские татарки почти никогда не носили чёрный цвет, даже в тот период, когда костюм был более традиционным, широкого кроя.

«Это больше вопрос культурного характера. Лично я считаю, что причина в том, что в Крыму мы всегда тесно проживали рядом с другими религиями, а в исламе предпочтительно не сливаться внешне с представителями другой веры. А ведь, допустим, мусульманка в чёрном хиджабе или христианская монахиня в чёрном одеянии будут из-за цвета выглядеть похоже. Вот, наверное, чтобы не путаться, мусульманки предпочитали в костюме традиционно светлые тона», — предположила Зейнеб Баирова.

Несмотря на неизменность главного условия — закрытым должно быть всё тело, кроме лица и кистей рук, — хиджаб, по сути, достаточно гибко адаптируется к современным модным тенденциям.

«Мусульманки — те ещё модницы: они очень даже следят за тем, что носят и немусульманские женщины, пытаются суметь как-то привнести в свой хиджаб соответствия тому веку, в котором живут. Где-то это делается за счёт цвета, где-то за счёт кроя», — призналась Баирова.

Что касается Крыма, то здесь сегодня есть несколько исконно крымских брендов, которые возрождают моду на мусульманскую одежду на основе традиционного опыта, но адаптируют его к современным условиям.

«Есть спортивные формы хиджабы для тех мусульманок, которые ведут активный образ жизни, — это чаще всего удобные штанишки более широкого кроя, чем в обычном спортивном магазине, и туника, которая спускается ниже колен. Есть вечерние наряды, которые одевают на особые мероприятия, есть повседневная одежда, — перечислила Зейнеб Баирова. — То есть почти всё, что мы можем сказать на языке современной моды, имеет место и среди исламской индустрии хиджаба. Мода для мусульманки — не самоцель. Она входит в её жизнь, но исключительно после соблюдения основного призыва хиджаба».

Наталия Назарук

Фото Константина Михальчевского, Наталии Назарук

1539
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (19)

Profile picture for user За Союз
15634

Нас в Крыму ничем не удивишь. Тут и кришнаиты в своих одеждах ходят и хасиды в шляпах. А на крещение и некоторые православные в длинных одеждах в море купаются.

Profile picture for user ulogin_facebook_2145064745739207
195

Успокаивать нас не надо ! Прячут  свои лица,неспроста...Легко пояс шахида под свою простынь спрятать...

Про гигиену я молчу...Короче, мы  не  бухара или хивы..Для  аулов пойдёт...

Profile picture for user narumbol
16397

 

Успокаивать нас не надо ! Прячут  свои лица,неспроста...Легко пояс шахида под свою простынь спрятать... Про гигиену я молчу...Короче, мы  не  бухара или хивы..Для  аулов пойдёт...yak

Я б с тобой про гигиену бы поспорил.., но не охота бисер в борова метать...ok 

Profile picture for user Токумен
1712

Опять же, по поводу всяких там причёсок, завивок, укладок, стрижек, шампуней, кондиционеров, лаков, красок, плоек, бигудей, фенов, бальзамов и прочих тому подобных вещей особо можно не заморачиваться. Экономия в чистом виде! ))))

Profile picture for user Tijiy
688

Есть масса мусульманских стран, где обходятся без хиджабов, и ничего, никто не страдает... А фундаментализм, в том числе и в одежде, заканчивается плохо...  

Profile picture for user ulogin_facebook_2145064745739207
195

 

Народ теперь что бы подтянуть живот, накачать пресс, убрать бока и сделать тело красивым не нужно сидеть на диетах и заниматься в спортзале! Недавно опробовал уникальный пояс миостимулятор с помощью которого я убрал пузо и накачал пресс, руки и спину всего за две недели не выходя из дома (просто надел и включил). На днях купил пояс девушке, и вышло в 2 раза дешевле чем я брал, советую купить пока такая акция! А вычитал о нем у этого чувака ---- http://gg.gg/moipres  

илюша,катись отседа подальше, мы тут РОССИЮ спасаем от  татарского ИГА...

а ты тут под ногами шныряешь...

Так вот;  ХОДИТЬ ПО ГОРОДУ--ГЕРОЮ в НОЧНУШКЕ --А М О Р А Л Ь Н О  !!

С добрым утром!

 

Profile picture for user Василий Прождан
28

 

Успокаивать нас не надо ! Прячут  свои лица,неспроста...Легко пояс шахида под свою простынь спрятать... Про гигиену я молчу...Короче, мы  не  бухара или хивы..Для  аулов пойдёт...

 

to Виктор Соколец:  Это понаехавшие с Кавказа- надо бдить, а то устроют взрыв нак в Магнитогорске. Заменив  в подьезде  лиц азиатской внешности- надо срочно стучать ментам и в ФСБ- пусть выезжают и разбираются чем если рванет в панельном доме.

 

Profile picture for user Просто врач
7203

Нормальное состояние для человека в вопросах вероисповедания это атеизм.

Profile picture for user Просто врач
7203

И прошу всех верующих сайта не оскорблять мои атеистические чувства.

Если кто-то, что-то ляпнет из набора религиозных кричалок в мой адрес, то я специально начну курить на остановках городского транспорта. 

Profile picture for user alcoholic2
1976

 

И прошу всех верующих сайта не оскорблять мои атеистические чувства. Если кто-то, что-то ляпнет из набора религиозных кричалок в мой адрес, то я специально начну курить на остановках городского транспорта. 

 Поддерживаю 

Profile picture for user alcoholic2
1976

Разве раньше на Руси не покрывали православные  женщины платками как например на втором фото и платья до пола . . Особенно входя в храм.Да и монахини носили платки. А мужики все с бородами были. 

Profile picture for user alcoholic2
1976

 

  Успокаивать нас не надо ! Прячут  свои лица,неспроста...Легко пояс шахида под свою простынь спрятать... Про гигиену я молчу...Короче, мы  не  бухара или хивы..Для  аулов пойдёт...   to Виктор Соколец:  Это понаехавшие с Кавказа- надо бдить, а то устроют взрыв нак в Магнитогорске. Заменив  в подьезде  лиц азиатской внешности- надо срочно стучать ментам и в ФСБ- пусть выезжают и разбираются чем если рванет в панельном доме.  

 То есть вы будете сообщать официальной власти что то что она отвергает  .Вы еще в ФСБ поспорьте с официальной версией и расскажите им про  взрывы,самому  статью пришьют haha

Profile picture for user Boriskin
510

Мое субъективное мнение: так можно и в средневековье скатиться. Пусть на мулах, ослах и лошадях ездят, на кизяке есть готовят, от электричества откажутся. Мне например даже мужчина с бородой неприятен. Трудно раз в 2 дня хотя бы побриться.

А насчет религии, то нельзя подстраиватьодежду к каждому течению или толкованию определенного вероисповедания. Есть правила приличия и определенный дресс-код. Дома - ходи в чем угодно, но на публике не стоит строить из себя чучело.

Человек должен оставаться человеком.

В пустыне - согласен, на жаре нужна белая длинная свободная одежда, но в Сибири,  в мороз, на снегу?????

Где логика? Каждый из нас родился голым, не ходить же голыми!

Б.Асад в костюме, Эрдоган в костюме, они что, не мусульмане?

Profile picture for user destroyer 30 BIS
435

Сначала хиджаб , затем джихад ....Наши то всё пьют , да ссорятся между собой ... , завидуют чужому успеху ... Работать не хотят ,, хотят извините за образное выражение ..покакать и не надуться ...    Жлобство и укро местечковость погубят Севастополь!

Profile picture for user Беспокойный
1256

Вот нам забросили тему...

Наверно обсудить нам больше нечего.

Носить или не носить хиджаб или паранджу у нас никто не спросит. Как бы мы к этому ни относились.

Это их личное дело!

Profile picture for user ulogin_facebook_2145064745739207
195

 

Вот нам забросили тему... Наверно обсудить нам больше нечего. Носить или не носить хиджаб или паранджу у нас никто не спросит. Как бы мы к этому ни относились. Это их личное дело!

В этом им уступим, потом будут НАМАЗ справлять на тротуаре, минареты , муллы...

Смотри на Москву...Это не показывают по 1-му Каналу...

Наказ САМООБОРОНЕ- рано ещё отдыхать...

Надо ШЕРСТИТЬ улицу за улицей, дом за домом...

на предмет , наркоты, паспорт. режима, простит.

И дачи не забыть... ШМОН полный...Севастопольцы( до 2014г.) спасибо скажут....

 

Profile picture for user gevic
6529

to Виктор Соколец:  

Тема  действительно  -  явный  заброс. Из  серии  «  прозвон  чайника».

«Блажен  ,  кто  смолоду был  молод , блажен, кто  вовремя  созрел….»  Это и об  обществе  тоже.  Мозги  должны  расти у  всех. Иначе нам   из всяких  джихадов  и  газаватов   никогда  не  выбраться.  

Вот  муллопаханы  этих «хиджабалок» чтой-то  не гарцуют  по  ЛондОну и  Парижу   в  своих безбельяшных,  гигиеничных,   бедуинских   «бурнусах».

Видел  купание монашек в  натуралную  величину. Зрелище ….   из  области  самоутоплений.  Стыдновато и  больно  за Хомосапиенсов  . И  когда видишь  это «хиджабохождение»  безо  всякой реальной  надобы ,  оно  не  просто  уныло. Это-таки  демонстрация  неукоснительной и  обязательной  затрамбовки  мозгов в  данной  категории.  Если  по  большому  счёту  -  это   просто  насаждение «своего  устава  в  чужом  монастыре».   Закрепление  комплексов.  Крайне  небезобидное  явление. «Толерантная  Европа»  это  уже  глотает  крупными  порциями. 

 

Главное за день

На севастопольском пляже «Учкуевка» работает тяжёлая техника

Только к середине мая у пляжа окончательно определился оператор.
14:07
6
947

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
388

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
1914

Как боевые корабли из Севастополя и других баз ВМФ обогатили одного индуса

Артиллерийские крейсера уходили в Индию в 6–12 раз дешевле рыночной стоимости подобного лома, и это далеко не самые большие скидки на списанные боевые корабли ВМФ СССР.
20:01
12
18412