Северная сторона: как заполнить вакуум власти?

admin
            В тексте о перспективах развития Северной стороны в Севастополе вскользь было сказано о том, что в этом районе физически отсутствует государственная власть. На это один из читателей, специально зарегистрировавшийся, чтобы откомментировать указанную реплику, заметил, что на Северной стороне по ул. Леваневского, 24 расположен целый филиал Нахимовской райгосадминистрации, который призван обеспечить заботой жителей территории.
 

            Мы хотели рассказать о проблемах в работе госорганов на Северной немного позже, однако, раз всплыл данный вопрос, остановимся на нем сейчас.

 

             Социально-озабоченная власть

 

Безусловно, наличие упомянутого филиала не является секретом для автора данных строк. Вопрос в другом – насколько этот филиал справляется с оказанием услуг для граждан? Какие функции он выполняет?
 
            Жители Северной прекрасно знают двухэтажное здание филиала. Для остальных ориентирами могут служить табличка, государственный флаг по праздникам и постоянные очереди из пенсионеров, ветеранов, мамочек с детьми. На сегодняшний день это средоточие власти представляет собой такой набор элементов.
 
            Верх властной пирамиды – личные приемы заместителей главы Нахимовской РГА. Они проводятся по графику один-три раза в месяц по 2-3 часа. Затем следует филиал Нахимовского районного управления труда и социальной защиты населения, который занимает весь второй этаж здания администрации.
 
Также здесь находятся филиал Пенсионного фонда, инспектор управления ЖКС и представительство Севастопольского городского центра занятости, которое работает два раза в неделю – во вторник с 10 до 12.00, в среду с 16.00 до 17.00 (итого три часа в неделю). Помимо этих трех часов каждую третью среду месяца  с 10 до 15.00 проходит «День информации». Всего, около 9 отделов, включая отделы автоматизации информации (для сравнения на Южной стороне несколько десятков отделов).
 
            Налицо социально-ориентированный характер представительства. Вполне прогнозируемо, что вынося указанные подразделения на Северную сторону, власти пытались охватить наиболее массовые случаи обращений граждан плюс удовлетворить потребности наименее защищенных.
 

            Опрос людей, которые пользовались услугами разных подразделений филиала, показал, что особых претензий к сотрудникам, работающим на Северной стороне, нет. Однако есть претензии к набору функций и характеру их осуществления.

           

            Центр непринятия и оттягивания решений

 

            Безусловно, какую-то часть проблем людей указанный филиал снимает. Тем не менее, если анализировать весь контекст ситуации, возникает целый ряд вопросов по поводу 1) целесообразности его существования в такой форме и с таким набором полномочий; 2) необходимости решения широкого круга проблем, которые филиал в своей работе не охватывает.

            Суть претензий сводится к следующему.

            Претензия первая, функциональная.
 
Во-первых, данный филиал по целому ряду вопросов, относящихся к компетенции районных властей, выполняет лишь функцию приема информации, точки входа, а не центра принятия решений. Это своеобразная дистанционная приемная, которая решает ряд вопросов, а по другим дает консультации населению.
 
Т.е., дождавшись определенного приемного дня, отстояв в очереди, человек часто слышит, что для получения требуемой справки ему необходимо обратиться / принести документы из органов власти, которые находятся на Южной стороне, а потом снова вернуться в филиал на Леваневского. Ряд вопросов вообще не решается на этом уровне.
 
Так, если вам вдруг приспичит оформить накопительную пенсию, сотрудники пенфонда могут только развести руками и направить вас на Южную сторону со словами – «мы этого не делаем» (из личного опыта). В подобных ситуациях на Южной стороне часто достаточно зайти в соседний кабинет.
 
В тех же случаях, когда полномочий филиала хватает, для получения необходимых документов или решений нередко требуется больше времени. Приняв обращение, филиал часто вынужден доводить его до основного здания РГА на Корабельной стороне, а потом в определенный приемный день удовлетворять просителя.
 
Таким образом, по многим вопросам взаимодействия с властью, которые якобы должны решаться на Северной стороне, люди получают альтернативу: либо терять время на дополнительное ожидание, связанное с режимом работы филиала, либо самостоятельно ехать на Корабельную сторону. Учитывая, что для решения комплексных вопросов такая поездка просто неизбежна, список граждан, которых власть может удовлетворить на Северной стороне, существенно сужается. Т.е., даже для тех категорий граждан, на которые филиал ориентирован, он не всегда эффективен.
 
Во-вторых, на Северной стороне живут не только безработные и пенсионеры, хотя число и первых и последних постоянно увеличивается. Растет количество частных предпринимателей, юридических лиц. Все они обделены вниманием чиновников в позитивном понимании это слова. Им однозначно придется ездить на Южную сторону. А если мы говорим о создании комфортных условий для бизнеса, особенно – малого, если мы надеемся на то, что рост предпринимателей будет продолжаться, должны быть предприняты необходимые шаги в т.ч.  – и в сфере упрощения бюрократических процедур.
 
Например, если вдруг жители Северной, сдающие жилье курортникам, захотят «выйти из тени», то им придется потратить массу времени на поездки и оформление бумаг. Многие ли захотят сначала тратить свое время, чтобы потом отдавать свои же деньги государству, если санкции за нарушения - малы, а риск их применения - ничтожен? Вопрос риторический. Понятно, что это далеко единственная и не самая важная причина существования теневых схем аренды. Но ничегонеделанье явно не приближает решение данной проблемы.
 

Претензия вторая, логистическая.

По сути, филиал Нахимовской РГА, о котором идет речь, по совокупности полномочий и месту расположения является представительством власти микрорайонного уровня. Пенсионеры близлежащих улиц в его лице получают небольшой бонус, если их проблемы не требуют немедленного решения и поездок на Южную сторону. Но для пенсионеров Голландии или Бартеньевки в силу удаленности эти преимущества уже не так очевидны.
 
А в случае, если все равно приходится ехать на Южную сторону, данный филиал выглядит лишним звеном. Ведь лучше уж потратить время на транспорт и решить все вопросы в одном месте / органах, расположенных в радиусе пары минут ходьбы, как это сейчас на Корабельной стороне, чем искать правды в разных точках…
 
На Северной есть отделение милиции, а вот паспортного стола нет. Жителям многоквартирных домов, скажем, на Радиогорке, в этом отношении проще – есть ЖЭКи, которые берут часть забот на себя, а вот жители обширного частного сектора на Бартеньевке вынуждены все делать самостоятельно (поход в паспортный стол, это как минимум несколько поездок – из личного опыта).
 
В сухом остатке имеем следующее. Филиал Нахимовской администрации как бы есть, но круг задач, которые он решает, и круг категорий граждан, которых он может обслужить, достаточно мал. Его наличие не отменяет необходимости тратить время и деньги на поездки в органы власти на Южной стороне. Необходимо обратиться в БТИ, налоговую, суд или прокуратуру – пожалуйте либо на катер – троллейбус / топик, либо автобусом через Инкерман, также можно на такси.
 
Одним словом, жители Северной стороны Нахимовского района поставлены в неравные условия с жителями районов Жидилова, Горпищенко, не говоря уже о Корабельной стороне.
 
Кому-то эта проблема может показаться не такой острой, дескать, несколько раз в год можно и время потратить. Однако, думаю, каждый может вспомнить простые жизненные ситуации, когда неприятные или затруднительные процедуры всегда откладываются «на потом». Из-за этих откладываний нередко вырастают проблемы.
 

Сейчас, например, с такими проблемами столкнулись граждане, которые не успели вовремя и бесплатно оформить документы на приватизацию имущества (земли, недвижимости). Многие из них как раз откладывали, потому что не могли выбрать время для поездок. Сейчас, конечно, можно сказать «они сами виноваты». Но если удаленность власти подпитывает такие сценарии, с этим надо бороться…

 

Что делать

 

Существует несколько подходов к решению проблемы удаленности власти.

Первый путь – экстенсивный. Предполагает дублирование всех органов на Северной стороне и наделение их необходимыми полномочиями. Плюсы – очевидны, минусы – также. Первый минус – растет количество чиновников и затраты на их содержание, что в нынешней ситуации непозволительная роскошь. На наш взгляд – это тупиковый путь.
 

Второе подход – радикальный. Если существует территория с особыми интересами, которые сложно удовлетворить при нынешней модели управления городом, может, имеет смысл провести административно-территориальную реформу и пересмотреть границы районов? Выделить Северную сторону в отдельный район и таким образом придать ей дополнительный импульс для развития.

Баланс плюсов и минусов такого решения пока сложно представить. Но если на Северной стороне действительно начнется реализация масштабных проектов (аэропорт, гостиничный сектор, агробизнес), то вопрос реформы встанет уже в ближайшие годы. В стратегической перспективе решение о создании нового района выглядит неизбежным.
 

Третий путь – поиск тактических решений, которые уже сейчас при минимальных затратах смогут улучшить ситуацию доступа к власти. Направлений также несколько.

Первое - учитывая тенденцию роста частного предпринимательства, необходимо создавать условия для этой категории. Конкретные шаги не являются уникальными для Севастополя – это создание «единого окна» для регистрации бизнеса, а также максимальное развитие электронных форм отчетности и документооборота с властными органами.

Вообще развитие электронных форм управления является суперактуальным для города. Безусловно, что будущее – именно за такой формой взаимодействия людей и бизнеса с властью. Т.е., это стратегически приоритетное направление.

Если Севастополь будет лидером на данном направлении в Крыму, это превратится в конкурентное преимущество города, будет плюсом с точки зрения инвестиционной привлекательности, поскольку открытость и доступность власти учитываются.

В связи с этим целесообразно инициировать эксперимент на Северной стороне по масштабному внедрению электронного управления. Чтобы можно было не только сдавать отчеты в налоговую, но и получать электронные справки от властей с помощью электронных же заявок.

Ресурсы на такой эксперимент можно привлечь из международных источников (гранты, техническая мощь), государственного и местного бюджетов, а также от физических и юридических лиц. Правовой статус «эксперимента» позволит обойти ряд лакун в правовой базе.

Например, модель электронных платежей по системе «клиент-банк» давно опробована. По ее аналогии может развиваться и система «клиент - власть». Главное в этом вопросе – наличие политической воли.
 

Второе – оптимизация транспортных маршрутов.

Скажем, проблему доступа к власти может уменьшить регулярное сообщение катеров по маршруту «пл. Захарова - Аполлоновка». Ведь причал в Аполлоновке расположен в 5 минутах ходьбы от места компактного расположения разных властных органов. 3-4 рейса в день сократят транспортное плечо и расходы для многих людей.

Рейсы могут быть организованы как между этими двумя точками, так и в рамках треугольника «пл. Нахимова – Аполлоновка – пл. Захарова» либо квадрата «пл. Нахимова – Аполлоновка – Голландия - пл. Захарова». Экономическую целесообразность маршрутов и техническую возможность специалисты могут просчитать достаточно быстро.

Что касается автобусного сообщения с Южной стороной, то оно должно быть оптимизировано и использовано не только в кризисных ситуациях, когда рейд закрыт, а постоянно использоваться и составлять конкуренцию катерам.

 

Вместо заключения

 

Решение таких вопросов, которые кому-то могут показаться мелкими – это жизненная необходимость для города. Севастополь как административно-территориальная единица должен стать максимально эффективным. Ресурсов на неэффективное управление у города просто нет. Например, данный вопрос очень остро стоит в сфере ЖКХ. Всем известно, что коммунальное хозяйство – на грани развала. Дотациями либо бездумным повышением тарифов ситуацию не исправишь.
 

Поэтому властям Севастополя необходимо искать варианты повышения эффективности во всех сферах, где сейчас необоснованно расходуются время, деньги, нервы. А жители города должны требовать и от местных советов, и от исполнительной власти таких реформ, которые сделают Севастополь комфортным для проживания.

 

Алексей Дрёмов,

Глава правления Общественной организации «Институт развития Крыма»

 

Profile picture for user nord
10767

Решить любую проблему с помощью компа минутное дело, не надо никого никуда гонять, достаточно нажать кнопку, чего чиновники делать не желают и не захотят желать ни при каком варианте. Столкнулся с этой проблемой в Пенс. фонде на Северной, когда потребовали справку из отдела соц помощи - соседний кабинет, но разные инстанции: "Подите, возьмите, принесите".А в том кабинете: "Пусть пришлют заявку". А кабинеты на одном этаже и все данные в компьютерах. И так везде. И мотают бедных стариков из одного конца города в другой.

Profile picture for user Bukashka
2

Статья по делу, автору респект . Особенно в части электронного управления. Число пользователей Интернета растет с каждым годом, через пару лет это будет обычное дело, как 0 телефон. Надо начинать заниматься. ИМХО, надо готовить обращение к власти, чтоб они занялись темой.