вс, 17/06/2012 - 18:28
1
2942

Владимир Демченко: "У нашего города есть всё, чтобы туристическая отрасль приносила доход, а вот системного подхода к туротрасли нет"

administrator

На днях севастопольское телевидение вот уже в который раз решило поднять тему развития туризма в белокаменном. Сообразить на троих почему же Севастополь до сих пор не стал модным курортом пригласили председателя постоянной комиссии по вопросам молодежи, спорта, культуры и туризма Владимир Демченко, специалиста сектора туризма СГГА Марину Цыганок и директора Севастопольского филиала ТНУ Игоря Воронина. Вернее сказать, приглашали не специалиста сектора туризма, а его начальника – Сергея Баландюка, вот только он не смог – в тот вечер медали и грамоты на СТВ ему вряд ли бы дали, а под пули, пусть и словесные лучше подчиненных подставлять. Но как севастопольский туризм развивается без участия Сергея Серафимовича, так и дискуссия собравшихся вышла весьма интересной и не банальной:

То, что у Севастополя огромный туристический потенциал, естественно, ни у кого сомнений не вызвало. А вот почему же наш город уже второе десятилетие так и остается в «подающих надежды» вопрос интересный:



Владимир Демченко:



- У нашего города есть все, чтобы туристическая отрасль приносила доход - есть история, есть места для отдыха, есть инфраструктура. А вот системного подхода к туротрасли нет – администрация даже не владеет статистикой сколько туристов посещает город. А ведь это нужно хотябы для того, чтобы соответственно увеличивать количество мусорных баков, урн, общественного транспорта на линии. Да что говорить о гостях – город не знает даже собственных поставщиков услуг размещения. Часть гостиниц у нас находится в тени, из-за бюрократической машины. И дело не в том, что зарегистрировать предпринимательство и получить сертификат так сложно. Проблема в том, что как только вы официально зарегистрировались, вам сразу начинают считать воду по другому тарифу, электричество по другому тарифу, с земли вам нужно будет платить налог, причем далеко не скромный, а с начала сезона все службы будут приходить и проверять вас: и СЭС, и пожарные… Поэтому по человечески я понимаю людей, не спешащих выходить «на свет». В нынешних условиях, с копеечными зарплатами и пенсиями каждый старается выжить как может, заработать себе на масло, чтобы на хлеб намазать, а иногда и просто на хлеб. Сами знаете – летний день год кормит. Откройте любую газету – сплошные «сдается». А сертифицировано всего 87 объектов на весь город. Уклоняется же только по официальным данным 123. То есть это те, кто раньше получал эти документы, теперь не получает, либо же ну очень активно рекламирующие себя. Фактически же таких людей гораздо больше.



У этого вопроса есть и другая сторона. Да, как я и сказал – могу понять тех, кто не регистрирует свой бизнес, но тут мы сталкиваемся с двойным стандартом. «Темные» и официально работающие оказываются в неравных условиях. Те, кто официально регистрируется, пролучает сертификат, платит все налоги, сборы и коммуналку по промышленным тарифам не могут выставлять такие же цены, как незарегистрировавшие свой бизнес. И оказываются в проигрыше. Более того, зачастую последние вообще «демпингуют», оставляя без хлеба «светлых». Вот и выходит, что на законодательном уровне нашим людям создали такие условия, что вести свой бизнес официально им не выгодно – куда проще и легче «в темную».



В ответ на это теоретик Игорь Воронин попытался пафосно возмутится: «Так что же, вы предлагаете не регистрировать свой бизнес?», - но неожиданно для себя получил отпор – все таки депутат – это вам не студент, он и ответить может. Демченко терпеливо объяснил ему, что говорит не об идеальной теории, а о сегодняшних севастопольских реалиях. А то у нас как всегда – гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Да и профессору было полезно послушать не мегапрожекты мечтателей о туризме от науки, а опытных практиков.



Тогда Воронин перевел тему и заявил, что спор быть или не быть Севастополю туристическим городом уже завершен:



- Раньше считали, что если Севастополь станет открытым, то сюда приедут проститутки и преступники, теперь мы сделали огромный шаг вперед. Хотя до сих пор севастопольцы не понимают. Что туризм – это индустрия гостеприимства – в своем высокомерии не готовы услужить туристу.



По мнению Марины Цыганок, посещение города снизилось из-за дороговизны услуг музеев, экскурсионного обслуживания:



- В советское время город занимал третье место по экскурсионному обслуживанию и в год, несмотря на то, что он был закрытым, его посещало около миллиона посетителей. В последние годы уменьшилось число экскурсантов в связи с ростом цены экскурсий. Увеличилась стоимость посещения музеев. Если семья состоит из четырех человек, то съездить на экскурсию довольно накладно. Поэтому украинцы посещают экскурсии в самом конце, если еще остались деньги.



Продолжила она и поднятую Демченко проблему «теневого» размещения туристов, правда уже со своей колокольни:



Одна из проблем туристический отрасли, это неофициально работающие в городе минигостиницы, частные пансионаты. В этом году было внесено изменение в постановление Кабмина о предоставлении услуг размещения. Человек имеет возможность теперь не регистрироваться как предприниматель, если у него до 30 мест размещения. По итогам года он должен сдать налоговую декларацию и заплатить налог. Но, с другой стороны, здесь страдают интересы туриста. В этом случае он не защищен законом как потребитель. При этом жалоб на минигостиницы довольно много. Неофициально работающие владельцы гостевых домов в рекламе позиционируют себя как владельцы пансионатов. Предложений по Севастополю очень много, но не все они отвечают действительности.



По мнению главного специалиста сектора туризма СГГА Марины Цыганок, туристско-рекреационный потенциал города у нас достаточный. В прошлом году у нас появилась вторая в Крыму пятизвездочная гостиница – «Аквамарин». У нас более 100 гостиниц и гостевых домов, правда, нет санаторных заведений. Последний санаторий Военных строителей много лет функционирует как военный госпиталь. У нас появилось довольно много экскурсионных фирм, предоставляющих услуги высокого класса. Имеющуюся инфраструктуру изменить нельзя, можно только подкорректировать территорию вокруг объектов размещения. У нас минигостиницы находятся в дачных кооперативах, которые не обладают инфраструктурой. Центр полностью располагает такой инфраструктурой. Развитие инфраструктуры - одно из направлений, которое отражено в проекте программы развития туризма, как отметила Марина Цыганок.



Марина Цыганок рассказала, что в Украине начата работа по созданию единого реестра туристских ресурсов страны. К ним отнесены не только объекты размещения, но и питания, досуга, развлечений. Одна из целей такого реестра – свободный доступ туриста к нему и получения информации об объекте.

По словам директора Севастопольского экономико-гуманитарного института Игоря Воронина, привлекательность Севастополя как туристического центра несколько однобокая, 80% всех экскурсионных объектов связано с героикой. В то же время туризм, рекреация – это прежде всего отдых. Такие объекты появляются, но не могут предложить того объема услуг, который сейчас востребован. Нужно развивать аттракции, привлекательность нашей территории. Особенно взволновало Воронина куда пойти приехавшему в Севастополь солидному бизнесмену с женой вдвое его моложе. Не на 35-ю же батарею…

Владимир Демченко вновь опустил научного сотрудника с небес на грешную землю:

- Причина спада интереса со стороны туристов совсем не в привлекательности нашего города. Практика показывает, что 80% туристического потока формируется за счет внутреннего туризма. А в прошлом году 2/3 украинцев вообще никуда не ездили. Не ездили почему? У людей элементарно нет денег.

Тогда Игорь Воронин решил вернуться к теме низкого качества сервиса в белокаменном, что по его мнению – корень зол и причина туристической непривлекательности Севастополя:

- У наших людей такое гипертрофированное чувство внутреннего достоинства, что они не могут его перешагнуть, забывая, что сфера туризма – это сфера услуг, где клиент по определению должен быть прав. Вы должны вести себя так, чтобы услужить этому человеку. Это говорит не о качестве, а об отношении, это менталитет, который воспитывается поколениями. Одна из главных составляющих туристического обслуживания – создать у туриста хорошее впечатление. Отношение страдает.

Не обошлось и без обсуждения событийного туризма Марина Цыганок заметила:

- Развитие событийного туризма – одно из приоритетных направлений развития туризма в городе. Это один из инструментов расширения сезона. Планируется издание календаря событий, в том числе тех, которые уже ежегодно проводятся. Нужно, чтобы туристы знали об этих событиях. Программой планируется ежегодное издание такого календаря с распространением его на туристических выставках за рубежом и на Украине, чтобы полнее информировать их о событиях в городе.

Председатель постоянной комиссии по вопросам молодежи, спорта, культуры и туризма Владимир Демченко заметил, что никакой программы по туризму в городе нет уже два года. А поэтому сложно говорить о развитии данной отрасли. Что же касается событийного туризма, то и тут Демченко не согласился с чиновницей. По мнению председателя комиссии, пока событийный туризм для Севастополя – лишь строка расходов. Ярче всего это видно на примере фестиваля «Война и мир», организованного Романом Мархолиа. Который год подряд Мархолиа на свои мероприятия выкачивает из городского бюджета деньги, причем не малые – сотни тысяч гривен, а результат для города нулевой – нет ни сумасшедшего наплыва туристов, ни соответственно, дохода для города, ни прямого, ни мультипликативного. Да, фестивали действительно дело перспективное, но с таким подходом, как, скажем, во Львове – фестивальной столице Украины или Каменце-Подольском, где городские власти помогают бизнесменам проводить мероприятия не финансово, а организационно, и потом имеют прибыль в виде миллионных налогов.

На замечание об отсутствии программы главный специалист сектора туризма Марина Цыганок ответила, что программа задерживается на уровне городской госадмиистрации из-за придирок со стороны финансового управления СГГА:

- Программа находится на согласовании. Неоднократно мы ее направляли на утверждение в финансовое управление. С замечаниями нам ее возвращали. Мы устраняем, направляем снова. Пока такая ситуация, но я думаю, что в скором времени она будет готова.

Кроме отсутствия программы, в Севастопольской госадминистрации не могут справиться и с рассчетом числа туристов, отдохнувших в белокаменном, как и говорил ранее Демченко.

- О приеме туристов отчитываются в севастопольской госадминистрации только туроператоры, имеющие лицензию, хотя по закону лицензирование отменено, но предоставление статистической отчетности не отменено. У нас есть информация о количестве организованных туристов. Есть информация о числе туристов, которых разместили туроператоры и турагенты и частично объекты размещения. В прошлом году количество организованных туристов составило около 200 тысяч. Можно уверенно сказать, что частные объекты обслужили еще в два раза больше. Методики определения числа посетителей для регионов сейчас нет, - рассказала Марина Цыганок, - Это затрудняет подсчет доходов от туризма. Доход от туроператоров и турагентов в прошлом году составил 7,5 млн грн. Еще один вид дохода от туризма – это туристический сбор. Ожидали от его больше, но в прошлом году в бюджет было оплачено 701 тыс. грн сбора. Он составляет 1% от стоимости проживания.

Ну а в завершение, хотелось бы привести один из тезисов одного из участников дискуссии – Владимира Демченко – ни в Севастополе, ни в Украине в целом туротрасль не считается приоритетной. В этом году из госбюджета на нее выделено всего 6,7 миллионов гривен – 4,2 – на зарплаты чиновникам и 2,5 на указатели, чтобы гости Евро-2012 не заблудились. Более того, в прошлом году в международном туристическом рейтинге Украина находилась на 85-м месте из 139 возможных – между Намибией и Гватемалой. Так о чем тогда говорить?

Василий ПЕТРОВ