сб, 11/02/2017 - 20:59
1
6448

Вице-губернатор Севастополя Вячеслав Гладков: проблема "варягов" все-таки имеет надуманный и политический подтекст

кэт

Гостем студии ForPost был вице-губернатор Севастополя Вячеслав Владимирович Гладков. Начали, традиционно, с биографии.



- Из Пензы, где вы родились и закончили школу, вы попадаете в Санкт-Петербург...



- Я учился в Высшем военном училище имени Ленсовета. Сложное было время, 90-е годы:  события в Прибалтике, на Северном Кавказе.  Мне не нравится слово, но оно правильное - развал Советского Союза…  Мы, курсанты, голосовали, мы все-таки были воспитаны в духе не просто патриотизма, это было  основой  всех наших побуждений, мыслей – служить Родине. У меня на курсе училось 120 человек, осталось 40. Когда я уволился из армии,  в этот же день пошел и подал документы в  Санкт- Петербургский (университет) на экономику и финансы, который закончил.



- Вы говорите, голосовали тогда курсантами, - вы ведь тогда  это делали с чистым сердцем?



- Абсолютно. Как и последующие голосования, в которых я принимал участие, вплоть до сегодняшнего момента.



- Сейчас обсуждается законопроект  о прямых выборах губернатора Севастополя. Говорили, что  могут использовать военных, что они будут голосовать не сами.  Как  вы считаете, этот вот фактор может быть использован в Севастополе  на предстоящих выборах губернатора?



- Если откровенно, мне очень странно слышать такие  замечания. Объясню почему. В городе  очень  много  военных, и кому, как не военнослужащим, особенно офицерскому  составу, людям старшего возраста, знать, как все происходило всегда... Законопроект о выборах губернатора Севастополя в первом чтении принят. Ничего нового для Севастополя по сравнению с другими субъектами он не несет. Это с одной стороны. Кроме этого, закон РФ  запрещает агитацию в воинских частях. Я присутствовал на общественных слушаниях в Ленинском районе, мне понравился один  из севастопольцев, который встал, вышел и сказал понятные и правильные слова: как можно отнимать конституционное право  у человека, который отдает свой воинский долг  своей Родине? Даже думать об этом  противоестественно.



- С 2009 года  вы были мэром закрытого города Заречный , где, насколько я понимаю, вы и познакомились с Дмитрием Овсянниковым …



- Да.



- Вы помните, что это была за встреча?



- Да, было очень интересное мероприятие,  в  течение нескольких дней мы с Дмитрием Владимировичем общались.  Рассматривали вопросы стратегии развития  города. Тогда состоялось наше знакомство.



- С того момента 7 лет прошло,  вы поддерживали отношения, созванивались?



- Нет, мы не поддерживали отношения, а встретились в  Сколково,  когда вице-премьер Шувалов собирал  глав моно-городов,  и, общаясь с министром, он дал поручение своему заместителю - Дмитрию Владимировичу.  Дмитрий Владимирович поздоровался,  и я его не узнал. Он  напомнил нашу встречу, я, конечно, был очень  удивлен, обрадован,  это была очень приятная, яркая встреча. Меня интересовало, какие в  Минпроме есть меры поддержки для приборостроительного кластера, которые мы создали в условиях санкций. Я благодарен Дмитрию Владимировичу, что он  меня пригласил…



- Говорят, что  вы предложили свои услуги, это не так?



- Я первый раз такое слышу. Мы с ним созванивались, и было предложение провести заседание и обсуждение на территории города Севастополя…



- И он сказал - приезжай и оставайся?




- Можно сказать и так. Я сказал «нет», и положил трубку. Потом долго мучился и перезвонил. Часов  через 12, и договорились, что я приеду. Я приехал, посмотрел, увидел , столько всего сложного  и неоднозначного,  и принял решение.



- А как вы принимали это решение? Сказали нет,  положили трубку и ходили по кабинету, или вы дома были, или советоваться пошли с кем-то, с семьей, может быть?



- Я был на работе, был обычный рабочий день. Был обход по городу, было несколько совещаний, встреч, но мысль - ее же нельзя вытащить из головы… Принимал решение перезвонить Дмитрию Владимировичу после того,  как поговорил с семьей, конечно же. У меня  мама уже более 10 лет болеет, не ходит, для меня это большая проблема, маленький ребенок, который  в школу пошел, старший, который поступил, внучка  родилась, другая дочь, которая еще не закончила... Нужно было всё разложить, и мы готовились к выборам в Госдуму, была ответственность перед людьми. Все моменты со всеми обговорил, и  с членами семьи, и с губернатором Пензенской области.



- В одном из ваших интервью говорится, что до своего назначения в Севастополь  вы были в Севастополе 35 лет назад на экскурсии, это правда?



- Да, приблизительно такой срок. Мы отдыхали в Евпатории,  в пионерском лагере имени Олега Кошевого, это был ведомственный лагерь, и 2 раза я приезжал на экскурсию в Севастополь.



- Севастополь 35 лет назад и сейчас -  ваши впечатления совпали?



- Они разные.  Малахов Курган, Сапун -ора,  памятник затопленным  кораблям, море  - всё это осталось в памяти, это все на месте. Живого общения с севастопольцами не было. Конечно, сравнить детские впечатления  с тем, что у меня сейчас на душе,  – неправильно. Город с огромной историей, с очень сложными взаимоотношениями, с  одной стороны, а с другой - здесь люди с детской непосредственностью, открытые, что держат за пазухой - сразу выплескивают.



- Вам это близко?



- Да. Мне очень импонирует, и очень многие поведенческие реакции схожи с тем городским сообществом, из которого я приехал.



- Вы сами по сути такой?  Ваши коллеги говорят, что вы очень легко сходитесь с людьми?



- Если говорили,  то, наверное, да.



- Вы в Севастополе занимаетесь, в частности, местным самоуправлением. Эффективно работать муниципальные образования смогут, когда у них будет бюджет.  По вашему мнению, можно на уровне отдельных районов, муниципальных образований  создавать внутри города "регионы" с достаточными профицитными бюджетами?



- Нет, невозможно. Есть бюджетный кодекс, есть доходная часть любых субъектов. Достичь профицитного бюджета, с моей точки зрения, шансов нет, нужно идти в сторону увеличения доходной базы, заниматься развитием малого и среднего бизнеса, создавать  инвестиционную привлекательность, сокращать  текущие расходы на госуправление,  повышать эффективность реализации госпрограмм,  создавать эффективную управленческую модель... 

У нас нет нефтяных скважин, у нас нет с вами газа, который позволил бы иметь такую доходную часть, которая бы перекрывала  расходную.

Главное, все-таки, - думать о том, что очень часто забывается, я сейчас не говорю про Севастополь, я говорю в целом, - о ценностях, которые лежат или должны лежать в основе решения чиновника. Человеку повезло, он пришел в кабинет, у него есть машина и у него все хорошо, и ему все равно, что происходит на улицах города. Это неправильно. Чиновник - это человек, на котором лежит безумно тяжелая ответственность, и эта ответственность не может позволять ему ни одну секунду находиться в спокойном состоянии. Кабинет, должность - все должны понимать, что это временно. Постоянно - это люди, это город. В бизнесе это называется клиентоориентированность. Ценности - это когда каждое действие должно быть направлено на улучшение качества жизни человека во всех сферах, и мне кажется, что если мы будем об этом говорить, а не строить золотые замки, будет  больше порядка.

Есть поддержка федерального центра. Есть Овсянников, мне кажется, он уникальный человек, это мое личное впечатление. Абсолютно уникальная работоспособность. Я такого в своей жизни не встречал.



- Эффективность? Что вы имеете в виду?



- Он ориентирован на результат. Скорость принятия решения, быстрота мышления, качество работы - это залог успеха. Мне очень приятно находиться в команде у него, я уверен, что те усилия, которые мы прилагаем, дадут результат. И этот результат будет высокого уровня.



- Не так давно было объявлено о возможности для всех жителей Севастополя  пройти конкурс и попасть  в кадровый резерв правительства Севастополя.  Пока, насколько я понимаю, не очень идут?



- Больше 200 заявок поступило, половина из них не соответствует критериям и отсеялось, а 50% пришли ко второму этапу. Проходили тестирование, с моей точки зрения, это правильный, системный подход к формированию резерва. Но я удивлен, что не очень много севастопольцев претендует. Открываешь любое интернет-издание, особенно СМИ, и первое, что видишь - вот они 5 человек, которые "понаехали". И никто не говорит, что в правительстве под две тысячи человек работает. Соотношение приезжих и жителей иное. И, как показал конкурс на управленческий резерв, очереди из местных нет...

- Почему это происходит?



- Мне кажется, что проблема  "варягов" все-таки имеет больше надуманный и политический  подтекст. Наши партнеры, наши коллеги, те, кто  помогают нам не занимать кресла, они больше  всего, конечно, поднимают этот вопрос,  уходя от решений и обсуждений  существенных и конструктивных тем...



- То есть это такой инструмент для спекуляций, для подмены понятий?



- Я соглашусь с вами. Надеюсь, что дальнейшие этапы нахождения в управленческом резерве (он тоже регламентирован и длится определенное время) поспособствуют обновлению, что после окончания 2 этапа  и устройства людей в управление появится второй эшелон севастопольцев, который  закончит университеты и высшие учебные заведения  Севастополя и в других городах, вернутся  на работу сюда с багажом знаний, с опытом общения, с новыми силами,  с другой энергией. И все выйдет на тот уровень, который присутствует во всех городах нашей большой страны.



- Есть еще одна инициатива, озвучена она губернатором, - конкурс на самый дружный двор. Лучшим дворам выделят 79 миллионов на реализацию, и вроде бы даже деньги на свое усмотрение можно будет израсходовать, правда ли это? Это такая форма диалога губернатора с жителями?



- Безусловно. Но я бы немного расширил определение. Все-таки двор - это место, где люди живут. И входить без спроса в это решение можно, но это неправильно. Придти в квартиру и поклеить обои, не спрашивая, нужны ли они или какого цвета, - такого ведь не бывает... Что касается инициативы губернатора - это первая часть проекта, 174 миллионов на  замену асфальтового покрытия  во дворах, 60 миллионов на малые детские формы, 60 миллионов на спортивные площадки. Плюс вторая часть, это то, о чем вы говорите - конкурс, который позволяет всем  дворовым сообществам, соседским сообществам объединиться, показать свою дружность и получить через управляющие компании деньги на благоустройство своего двора. Плюс к этому третье - еще 81 миллион в рамках проекта Единой России, поддержанной Президентом РФ  В.В.Путиным. Севастополю по этой программе и выделен тот самый 81 миллион, для нас это и есть большая часть программы благоустройства.

Но основа, вы правильно говорите, - это диалог. Мы делаем то, что жители считают  в первую очередь важным,  безусловно, мы не сделаем за один год в каждом дворе все до идеального состояния,  у нас есть то, что надо сделать в первую очередь в этом году, что - в следующем году, что нужно сделать через год. С моей точки зрения, программа должна иметь постоянный характер на длительный период времени.



- В Севастополе была инициатива  похожая, когда лучшему двору дарили  детскую площадку, нужно было тоже участвовать в конкурсе, облагородить территорию, победитель получал детскую площадку. Такие площадки появились, но сразу потекли жалобы: одним людям нужна площадка,  а бабушкам мешает шум с этих площадок,  возник диссонанс.  Вроде бы люди выиграли, благое дело, с другой стороны - есть люди, которые недовольны. Как такие моменты, углы можно обойти?



- Это нормальная ситуация. Я могу второй пример привести, когда нет асфальта и все ругаются. Если мы поймем и начнем слышать своих соседей, если мы  хотя бы 1 раз или 2 раза в год сделаем совместными усилиями что-то для общего блага, - мы поймем, что делать ремонт по ночам противоестественно,  если у соседей снизу только что родился ребенок, если мы хотим в течение ночи отметить день рождения или юбилей - нужно просто заранее пройти и предупредить соседей. Если мы хотим сделать наш двор краше, кто нам  помешает сделать праздник?! Не нужно ничего особенного: открыли дверь машины, сделали музыку погромче, вынесли столы,  напекли блинов, и, когда  собрали мусор, купили банку краски, подкрасили  немножко здесь, там, повесили какие то детские качели, побегали, получили удовольствие, провели день субботний или воскресный с семьей, - и сделали большое полезное дело. Мне кажется, такая конфигурация жизни в многоквартирном доме  - правильная. А если мы расходимся по углам, начинаем  опускать головы, прятать глаза, когда  встречаем  людей, с которыми вместе живем - мы не слышим друг друга. Я убежден, что это произойдет, что в итоге люди начнут слушать друг друга. Это приведет к большим результатам.



- Вопросы от читателей: как правительство Севастополя допустило создание ещё одной городской  организации ветеранов  с идентичным названием, ведь это ведет к расколу  ветеранских организаций?




- Все процессы в общественном пространстве Севастополя крайне активны. Правительство Севастополя, в частности, в рамках  взаимодействия с ветеранским движением  инициативы по созданию такой организации не проявляло. Есть большая часть ветеранских организаций, где сказали о том, что хотели создать организацию, что от этого будет лучше, что смогут улучшить качество  заявок, подаваемых на гранты, смогут консолидировать усилия,  смогут более качественно работать с теми ветеранами, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Пришли с этим и говорят: вы нас поддержите. Мы сказали, что, конечно, поддержим.

Есть другая часть ветеранского сообщества, которая сказала: нам эта инициатива не нравится. "Вы что, против нас?"

Мы сказали - нет. Мы за всех, мы не собираемся делить на хороших и на плохих. Мы находимся  в диалоге со всеми. Уважаем мнение каждого ветерана. Я думаю, что  мы очень дружно и ярко отметили и провели все мероприятия осенние, которые касались начала второй обороны Севастополя и 4 ноября, сейчас готовимся к 23 февраля.

В один день у нас и субъектовый праздник, День  народной воли, и День защитника Отечества.  Готовимся и к 18 марта, ко дню присоединения Севастополя к России. Будем оргкомитет собирать по подготовке к 9 мая, мы понимаем, что Севастополь - один из тех городов,  где такие мероприятия проходят, может  быть, самыми яркими среди всех городов страны, когда приезжает огромное количество гостей, когда выходят все ветераны, все жители города, поэтому  мы поддерживаем все инициативы ветеранских организаций. Мы не создаем раскол, наоборот, мы будем  работать с каждым человеком, который будет  высказывать инициативу.



- Не все ветераны, которые имели статус Ветерана Великой Отечественной при Украине, получили такой же статус  в России.  До сих пор есть проблемы, и по одному из случаев - пройдены все суды, все инстанции, и сейчас это дело будет рассматриваться в Конституционном суде, проблему со статусом этих людей как можно решить?



- Здесь нет стандартного подхода,  здесь подход должен быть индивидуальный. Каждая история имеет большую уникальность. Нужно разбираться, должно быть обращение ветерана, обращение жителя Севастополя, севастопольца, у нас есть  юристы.



- Вы готовы разбираться?



- Да, не только готовы, мы занимаемся этим. Когда человек не согласен и пошел в судебные инстанции - это  абсолютно правильный, естественный подход. Конституционный подход. Я не согласен с решением, я иду в суд, добиваюсь его решения. Есть решение суда, которое обязаны выполнить все и гражданин и органы власти.



- Последний вопрос касается технологии единого окна. Когда в Севастополе будет выстроена эта система взаимодействия гражданина и структур всех уровней власти?



- Мы находимся только в самом начале пути. МФЦ только в прошлом году открылись в Севастополе и пока далеки  от совершенства. На сегодняшний день есть обращения граждан с 2015 года, не получившие ответ, их количество превышает 1,5 тысячи. По закону на ответ дается 30 дней. Нами прилагаются все усилия,  я надеюсь, что севастопольцы это видят, например, запущена электронная платформа "Активный гражданин". Которая тем людям, что имеют электронные устройства, позволяет сократить сроки и расстояния и даёт возможность получить компетентный ответ в удобной форме.

Мы надеемся, что в ближайшее время подойдем к уровню построения коммуникаций в рамках российского законодательства, исходя из пожеланий севастопольцев. Если нам не будет хватать тех инструментов, которые прописаны в законе, мы будем смотреть, как расширить их за счет других коммуникационных площадок. Вопрос по ветеранским организациям, вопрос по благоустройству дворов, платформа "Гражданин", прием по личным вопросам - это все называется коммуникация между  властью и жителями. В большом городе их должно быть много, таких площадок. Люди все разные, по возрасту, по отношению, по своей активности,  но вот это окно - оно должно быть у каждого человека. Кому удобно прийти - нужно с ним поговорить, а кому удобно во время перерыва на обед отправить по Интернету вопрос и получить компетентный ответ от директора департамента или заместителя  губернатора. Мы готовы, мы все современные формы будем использовать, и те предложения, которые поступили от севастопольцев, мы готовы совместно обсудить. Нам нужны эффективные коммуникации.

Беседовал Сергей Абрамов