ср, 04/06/2008 - 16:12
1
2572

Василий Киселев: «…народ Украины наступать на ющенковские «грабли» больше не станет…»

administrator

Интервью с народным депутатом Украины Василием Киселевым

Тема Черноморского флота в последнее время обсуждается очень активно. Срок договора о его пребывании на территории Крыма истекает только в 2017 году, но и государственные мужи, и политики, и простые граждане все чаще дискутируют о плюсах и минусах размещения иностранной базы в автономии.

Предлагаем вниманию читателей мнения, высказанные депутатами. Не каждое из них разделяется редакцией «Крымских известий». Но мы живем в условиях демократии и даем авторам возможность воспользоваться одним из главных завоеваний — свободой слова. Надеемся, читатели сами сделают выводы.

— Василий Алексеевич, прохладный май принес жаркие споры не только среди украинских и российских политиков, но и рядовых украинцев, особенно крымчан, о статусе Севастополя, Черноморского флота, пролонгации Большого договора между Украиной и Российской Федерацией. Отдельные политики, выходцы из Западной Украины, в полемическом запале предлагают относиться к России не как к стратегическому партнеру, а как к стратегическому врагу. В ответ на это некоторые радикалы Юго-Востока призывают начать процедуру возвращения в Россию Крыма, а также территорий Донецкой и Луганской областей.

В этой разноголосице практически нет высказываний политиков из Партии регионов. Почему? Нет позиции? Или начавшаяся широкая дискуссия в обществе не считается вами важной и актуальной? Представители ряда политических сил на резкой критике регионалов уже пытаются поднять свой рейтинг в глазах избирателей.

Действительно, споры о Севастополе и пребывании Российского флота обозначили спектр внутренних и внешнеполитических проблем Украины. Наша партия, самая мощная и авторитетная в Украине, никогда не уходила от них, всегда демонстрировала взвешенную точку зрения. В отличие от представителей так называемых «диванных партий», для которых важно лишь прокукарекать, а рассвет может и не наступать, наше слово всегда весомо, за ним — дело, государственная позиция. Ярким свидетельством этому стал XI съезд Партии регионов, прошедший в апреле. Он принял новый устав и новую редакцию программы. В документах изложены основополагающие принципы видения регионалами внутреннего развития Украины и ее внешнеполитической деятельности, в том числе и по проблемам, затронутым в нашем разговоре. Это прежде всего: внеблоковый статус Украины, двуязычие, развитие стратегического партнерства с Российской Федерацией.

— В чем же причины обострения и без того непростых отношений с Россией, русофобских настроений части украинского общества?

Их несколько. Севастополь только одно из звеньев этой цепи. Украина, начиная с 2004 года, фактически не может выйти из непрекращающейся избирательной гонки. Сегодня опять говорят о проведении досрочных парламентских выборов, и не исключено — президентских, как о реальности.

Пропрезидентские силы понимают, что народ Украины вновь наступать на ющенковские «грабли» больше не станет, поэтому изменили стратегию идеологической обработки избирателей, особенно Центральной и Юго-восточной Украины. В действиях органов власти, как на региональном, так и на центральном уровнях, в подконтрольных СМИ четко прослеживается политика намеренного обострения отношений с Российской Федерацией. Можно даже говорить не об эпизодической конфронтации, а о хорошо спланированной тактике «холодной войны» во всем комплексе межгосударственных отношений. Из России целенаправленно формируется образ врага.

Среди проблем, которые углубляют раскол в украинском обществе и вызывают понятную озабоченность российской стороны, я бы выделил прежде всего форсирование нынешней властью вступления Украины в НАТО, вопреки убеждениям ее граждан, досрочный вывод Черноморского флота из Севастополя, демонстрацию президентом своего регионального лидерства на антироссийской риторике, масштабные действия по пересмотру отечественной истории, агрессивную украинизацию. Эта политика сознательно направлена на провоцирование российской элиты на адекватные жесткие заявления относительно пролонгации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. По своей значимости его зачастую называют Большим договором.

Действия «оранжевой власти», естественно, приводят к публичным высказываниям влиятельных общественных деятелей России, которые ставят под сомнение будущность этого важного документа, а за ним и пересмотр некоторых государственных актов советского периода об административно-территориальном устройстве Украинской ССР, принятых с нарушением законов того времени. Показательным в этом отношении является заявление мэра Москвы Ю. Лужкова о правомерности передачи Севастополя Украине. Совсем недавно его поддержал и спикер Верхней палаты Государственной Думы С. Миронов.

В. Ющенко и его команда, не сумев решить социальные проблемы в стране, в погоне за будущими голосами избирателей разыгрывают карту защиты территориальной целостности государства от посягательства «недружественной имперской России». По мнению «бжезинских» украинского масштаба, это будет способствовать единению Востока и Запада, даст В. Ющенко возможность надеяться на избрание президентом на второй срок. Примечательно, что недавние ничем не обоснованные жесткие претензии президента Румынии на некоторые территории Украины, не только на остров Змеиный, но и часть Буковины, практически остались без комментариев со стороны властей и патриотов «оранжевого» Майдана и персонами нон-грата никого из румынских политиков не объявляли.

Но Ю. Лужков публично ставит под сомнение принадлежность Севастополя Украине и, по мнению некоторых политологов, подыгрывает «мессианству» В. Ющенко.

Ю. Лужков последователен в своих высказываниях. Он без дипломатических ухищрений выразил то, о чем думают многие россияне, да и крымчане тоже.

На мой взгляд, его слова следует рассматривать, прежде всего, как жесткое предупреждение, что у наших государств могут возникнуть серьезные проблемы в отношениях, если антироссийская политика будет продолжаться. В связи с этим необходимо трезво оценивать сложившуюся ситуацию и возможные перспективы. Уже сейчас общественное мнение в России рассматривает Украину как недружественное государство после США и Грузии.

— То есть вы не расцениваете заявление Ю. Лужкова как брошенную перчатку или кепку с вызовом на дуэль украинской стороны?

В Японии немало радикальных политиков, которые систематически призывают Россию вернуть японцам северные территории. Но ни в России, ни в Японии на государственном уровне против этих людей не применяют никаких санкций. Их слова рассматривают как напоминание о проблеме, которая нуждается в разрешении.

На мой взгляд, высказывания Ю. Лужкова надо рассматривать, в первую очередь, как неординарный обостренный призыв к урегулированию всех непростых вопросов двух взаимосвязанных договоров между нашими государствами. Я имею в виду Большой договор, срок которого заканчивается в апреле 2009 года, и договор о размещении в Крыму Черноморского флота до 2017 года. Во второй статье Договора о дружбе содержится важнейшая и принципиальная норма — уважать территориальную целостность друг друга, подтверждается нерушимость государственных границ. И я убежден, что и Украина, и Российская Федерация неукоснительно будут следовать этой правовой норме. В то же время в договоре есть другое положение — предусматривающее, что стороны не могут заключать с третьими странами каких-либо соглашений, направленных против другой стороны. Ни одна из сторон не должна допускать, чтобы ее территория использовалась в ущерб безопасности другой. И в этой связи проблема вступления Украины в НАТО напрямую затрагивает интересы безопасности российской стороны.

Меня тревожит тот факт, что наши политики не отдают себе отчет в том, что, втягивая Украину в НАТО, они тем самым открывают возможность для размещения на территории Украины военных контингентов и баз этого военно-политического блока. Согласно Лондонскому соглашению 1951 года страна, присоединившаяся к НАТО, обязана предоставлять свою территорию под размещение военных баз альянса. И когда ярые сторонники вступления в НАТО уверяют, что военных баз на территории Украины не будет, это обман. Недавние примеры у нас на слуху: Болгария, Румыния, Чехия, на очереди Польша, где уже есть военные объекты и вооруженные силы альянса.

Последствия расторжения Договора о дружбе станут губительными для Украины как в экономической и энергетической сферах, так и в гуманитарных отношениях. Это будет жесткий удар по народу Украины. 80 процентов украинцев считают, что необходимо сохранять и развивать дружеские отношения с Россией. На наших глазах растет финансовая, военная, политическая мощь России, мир осознает это и в соответствии с данной реальностью строит свои отношения с Российской державой. Русофобская политика В. Ющенко и его команды может отбросить Украину на задворки современной мировой политики.

— Василий Алексеевич, прокомментируйте в нескольких словах судьбу Черноморского флота.

В обществе, особенно среди крымчан, неоднозначно встречен Указ Президента, в котором содержатся поручения правительству, направленные на вывод Черноморского флота из Севастополя. Украинская сторона, к сожалению, от частных заявлений отдельных политиков перешла к плановому государственному выдавливанию флота России. Хотя до окончания срока действия договора еще годы и за это время расклад сил в Украине, России и в мировом сообществе может кардинально измениться. По моему мнению, Указ Президента В. Ющенко о выводе флота — это откровенный сигнал, что Украина не будет продлевать действие Большого договора, а всеми средствами станет добиваться присоединения к НАТО без проведения референдума. В настоящее время по городам Юго-востока Украины проводятся организованные «оранжевой властью» акции в поддержку НАТО вместо всенародного голосования, как того требуют избиратели. К слову, оплаченные мероприятия заказных пикетчиков не получают поддержки подавляющего большинства населения. Это, если так можно выразиться, политическая составная.

Несколько слов о правовой основе вывода флота. После завершения срока договора может вступить в силу положение о временном пребывании ЧФ в Севастополе. Подобная международная практика довольно широко распространена. Наряду с этим нельзя сбрасывать со счетов последний, 14-й пункт Переходного положения Конституции Украины, в котором не содержится никаких конкретных временных ограничений пребывания иностранных военных баз на территории Украины. Так что Россия имеет все формальные права не спешить с выводом флота.

Беседовал Геннадий ПЕТРОВ