чт, 10/01/2019 - 10:31
1
986

Томос, томос, выходи из дома

Не очень хорошо начался новый год. А когда было по-другому, уже и не упомнишь.
Станислав Смагин

Итак, томос о предоставлении автокефалии, выданный Константинопольским патриархатом (он же Фанар) раскольничьей «Православной церкви Украины», накануне Рождества стал фактом, и весьма прискорбным.

Можно сколько угодно возмущаться вопиющей незаконностью этого факта и акта, на уровне, извиняюсь за криминальный жаргон, беспредела. Что толку? Он уже свершился, у него есть крайне могущественный заступник и покровитель за океаном, а, как известно, винтовка рождает власть. В данном случае «винтовка» это возможность делать что-то безнаказанно; кто накажет Киев, Фанар и тем более Вашингтон за содеянное?

Точно так же можно зубоскалить по поводу совершенно фальшивой «независимости», якобы обеспеченной томосом. Настолько фальшивой, что все ровно наоборот: фактически независима или как минимум предельно автономна как раз таки законная УПЦ МП по отношению к материнской церкви в Москве.

«ПЦУ» же будет в полной, серьезной и унизительной зависимости от Фанара по всем важнейшим вопросам, включая кадровые, административные и хозяйственно-экономические.

И вновь – а толку?

Настоящий украинец или, иначе сказать, сторонник «проекта Украина», в ответ лишь злорадостно улыбнется. Известный российский историк и политолог Олег Неменский, специализирующийся на теме Польши и как раз таки Украины, однажды спросил у одного из своих польских контрагентов, почему они полагают, что Польша в период нахождения в соцлагере была лишена независимости - ведь при вдумчивом разборе фактов независимости у нее было больше, ну, уж точно не меньше, чем в рамках ЕС и НАТО. Контрагент, подумав, ответил, что для его нации независимость, не предусматривающая возможность русофобии и вражды с Россией, таковой считаться не может. К «проекту Украина», по русофобии, враждебности к России и иным сборочным параметрам выступающему в роли точного слепка Польши, но при этом еще и лишенному любого самостоятельного содержания и положительного наполнения, эта формулировка относится в еще большей степени.

Любая колониальная зависимость, обеспечивающая или обещающая обеспечить независимость от России и право безнаказанно оплевывать оную, - для истинного «политического украинца» несомненное благо.

Точно так же можно зубоскалить и одновременно возмущаться присутствию в составе украинской делегации на подписании томоса известного украинского криминального авторитета Александра Петровского по кличке «Нарик». Советник П.Порошенко Ростислав Павленков в лучших традициях нашего отечественного Д.Пескова туманно ушел от вопросов об этой пикантной детали, заявив, что комментировать не будет, у него имелось достаточно работы, чтобы обращать внимание на такую ерунду и вообще вход на церемонию был свободным, заходи кто хочешь бери что хочешь.



Думается, с учетом предыдущего пункта присутствие «Нарика» надо было, наоборот, всячески раздуть. Бандит присутствует на церемонии оформления бандитской «автокефалии», очередного акта бандитизма в отношении России, русских и Православия. Более художественно законченный образ сложно помыслить.

Не иронизировать и зубоскалить, а слегка порадоваться можно было бы осуждению томоса рядом восточноевропейских и ближневосточных церквей, которые раньше старались отмалчиваться и не озвучивать четкую позицию как по причинам дипломатическим, так и из-за откровенного американского давления.

Так, сербский патриарх Ириней (у православного Белграда проблемы, абсолютно аналогичные украинской, с Косово, Македонией и Черногорией) был в рождественском послании даже жестче, чем сама РПЦ:

«Мы не болеем ни за Константинополь, ни за Россию, а придерживаемся канонов, в которых все четко указано...Если по логике этого мира автокефалия будет пониматься как элемент государственного суверенитета и обособления, тогда она не способствует единству и созиданию Церкви, но провоцирует самовольство и самодовольство. И она становится, как ни парадоксально, хулой на Святого Духа...Константинопольский патриарх взял на себя право, ни с кем не посоветовавшись и, вероятно, в согласии с некоторыми другими силами этого мира, по-своему решать вопрос, который был решен 300 лет назад. Реальные причины этого носят не канонический, а, скорее, политический характер. Насколько мы видим, это решилось самым катастрофическим способом. Если исключить политику, то канонический момент очень ясен... На Украине одержимые шовинисты-русофобы, предводимые коррумпированными политиками, при "ассистировании" униатов и, к сожалению, при незаконном соучастии Константинопольской патриархии, углубили и расширили раскол, и поставили под угрозу единство Православия в целом».

Антиохийский патриарх Иоанн призвал константинопольского визави Варфоломея (Д.Архондониса) «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей, ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира» и призвал сделать «самое полезное для мира в Церкви, ее единства и для общего православного свидетельства в нашем мире сегодня — остановить и отложить этот процесс, пока украинская проблема не будет изучена и пока не будет найдено всеправославное решение». Предстоятель Польской Православной церкви Савва заявил: «Статус автокефалии может быть предоставлен, только если в одной стране существует одна Церковь. В Украине существует несколько раскольнических церковных групп, которые должны сначала совершить покаяние и вернуться в каноническое лоно Церкви. Только тогда может начаться дискуссия о предоставлении автокефалии…Согласно убеждению Поместных Православных Церквей, автокефалия предоставляется по представлению Матери-Церкви после консультации со всеми Предстоятелями Поместных Православных Церквей».

Таких отзывов можно насчитать еще несколько, но радость от них все-таки очень умеренная. Ибо верно заметил патриарх Ириней – «мы не болеем ни за Константинополь, ни за Россию, а придерживаемся канонов, в которых все четко указано».

У каждого из осуждающих или отмалчивающихся предстоятелей есть опасения по поводу «восточно-папистских» амбиций Фанара, который точно так же беспардонно может влезть во внутренние дела любой из сестер по диптиху (списку) поместных церквей. Сделать хор недовольных из ситуативного устойчивым не получится, и потому, что все церкви против Фанара, но не за Россию, и потому, что сама Россия не предпринимает особых усилий, чтобы кто-то был за нее.

Тут как бы уже непосредственно на территории РФ не началось создание какой-нибудь «ПЦР» под вашингтонско-стамбульским омофором. О.Андрей Кураев лет пять как открыто рвется в главы такой структуры. Дадут ему в подмогу какого-нибудь фрика-самосвята вроде Якова Кротова, подвизающегося в «УАПЦ» и на «Радио Свобода», предоставят прямую линию с американским посольством – и процесс пойдет, да что там, побежит. Российская власть, патологически боящаяся чем-то огорчить уважаемых западных партнеров, будет только испуганно вжимать голову в плечи.

Я всегда говорю, что сложно ожидать от Российской Федерации поддержки Донбасса, Новороссии и русских Украины, видя ее отношение к собственным гражданам в собственных формальных границах. В духовно-церковной плоскости та же история.

Простой пример четырехдневной давности. В Крыму (который, кстати, до сих пор входит в зону юрисдикции УПЦ, пусть хотя бы и МП) в сочельник верующих, желающих попасть в Свято-Владимирский собор Херсонеса, но приехавших не строго к началу богослужения, не пустили к храму, так как это теперь это «федеральная территория», где без охраны полиции с людьми непременно что-то может случиться (например, с дорогой винтовкой убойной силы нападет студент, распсиховавшийся из-за плохих оценок, и за минуту положит человек пятьдесят).

В итоге приехавшие остались ждать на морозе на пару часов, а многие развернулись и ушли. А священничество уже после случившегося вступило в увлекательный спор с дирекцией музея, какое время записано в прошении о пропуске людей, как будто невозможно было, зная о такой нахлынувшей толпе, попросить пропуск сразу на целые сутки, а охране музея - не быть привязанными к порогу привратниками, а послужить на территории.

Как в том анекдоте – «все для блага людей, и мы этих людей знаем». Впрочем, как и всегда.

Не очень хорошо начался новый год. А когда было по-другому, уже и не упомнишь.

Станислав Смагин