пн, 25/12/2017 - 11:49
1
1126

Розги и карцеры для тридцати

О том, что система среднего образования устарела, не говорит только ленивый, но, тем не менее, реформы, в основном, сводятся к выработке новых методических указаний и программ.
Валерий Кудряшов

Концепция среднего образования остается неизменной - в том виде, в котором она сложилась в начале 20-го века. А в одном из своих основных положений – количество учеников в классе в 30 человек, - с 18-го века. А ведь именно этот показатель делает реформы в современной школе во многом бесполезными.

 Поясню: количество учеников в 30 человек было выработано в условиях жёсткой системы наказаний за нарушение учебной дисциплины в любых её проявлениях.

Розги и карцеры были нормой в системе начального и среднего образования достаточно долго. А советская система образования включала в себя, между прочим, выработанную систему воздействия на родителей нерадивых учеников, вплоть до наказания рублём через лишение премий и т.д. И, кстати, физические наказания со стороны родителей воспринимались как нечто совершенно естественное и даже необходимое.

Кроме того, достаточно долго штатное расписание предусматривало наличие в классе второго педагога-воспитателя. Сейчас эта система разрушена, но количество учеников в классе так и осталось равным тридцати. И это одна из базовых причин чрезвычайно низкого уровня качества современного среднего образования в России.

Визитной карточкой современной школы России стало то, как кричат на учеников в классах педагоги. И для того, что бы это услышать, достаточно войти во время учебного процесса в рядовую школу и постоять в коридоре между классами. Увы, но неподготовленному человеку может показаться, что он находится в колонии для малолетних преступников, такой ор и балаган стоят в очень многих классах. Отсюда и большая текучка кадрового состава учителей, несмотря на неплохие, по российским меркам, зарплаты. Отсюда же и печально большое количество психических расстройств среди учителей.

За рубежом давно развивается альтернативный подход к среднему образованию с небольшими классами, где ученики обучаются учителем фактически в свободной форме по формуле, известной ещё с римских времен – 1 учитель и 12 учеников. И это количество, как оказалось, является максимальным в классе, где ученик и учитель работают в режиме свободного общения.

Возможно ли это в нашей стране? Сейчас большинство ответит, что нет, что денег в стране на это никогда не хватит. Но как ни странно, возможности для реформы в этом направлении есть.

Для этого приведу такой пример: во многих школах сейчас из двух - трёх 9-х классов собирается один 10-й. Только лучшие, только успевающие ученики собираются в один переполненный класс.



Каков результат такой программы?

Уже к концу первой четверти в таких классах вновь появляются отстающие. Почему? Переходной возраст виноват? Нет. В любом классе учитель охватывает вниманием лучших 10-12 учеников, с остальными он просто не успевает работать. И появление отстающих в любом классе в 30 человек – закономерность. Но если эти классы не укрупнять, а наоборот, оставив систему отсева, уменьшить количество учеников до 15 или 20-ти? Учитывая, что эти 2 года мы готовим пополнение наших вузов, будущих студентов, - этот шаг вполне оправдан.  

Для любителей "плача Ярославны" о хроническом дефиците бюджета приведу ещё один довод: подавляющее количество так называемых «троечников» не выносит из стен школ ничего, кроме умения читать, писать и счёту на калькуляторе. Все это преподается в рамках начальной школы. 

Физика, химия, алгебра, геометрия, иностранные языки - всё, что представляет из себя хоть какую-то сложность, требует хоть малейшего напряжения, всё проходит мимо и очень быстро исчезает из памяти учеников. А это значит, что огромные, в масштабе государства, деньги не дают и не могут дать желаемого результата.



Говоря иначе – мы слишком бедны, чтобы позволять себе тратить деньги на дешёвое образование. Только тогда, когда мы будем основываться на этом понимании, мы сможем вести действительно эффективные реформы. Результатом которых будет, например, снижение численности учеников во вновь создаваемых первых классах. Но этот шаг ещё требует обсуждения и понимания.

Валерий Кудряшов