пн, 07/05/2018 - 10:22
1
2067

«Роспатриотнадзора на вас нет». Что делать с фальшью, окружающей День Победы?

Каждый год я жду наступления 9 мая с замиранием сердца. Не только потому, что для меня этот день так важен. Скорее потому, что я очень чувствителен к фальши. А ее, к сожалению, вокруг этого праздника слишком много.
Антон Пархоменко
Взять, к примеру, замечательную инициативу «Бессмертный полк». Она укладывается в фабулу, которая проще, чем дважды два: в День Победы мы выходим с портретом своего воевавшего родственника. Все, точка. И это уже по-настоящему народная традиция, некий ритуал, интуитивно понятный и вместе с тем – невероятно мощный драматургически.



Идя в этом строю или даже просто видя массу людей, идущих в нем, мы понимаем, как близки события 70-летней давности, как сильно они нас сплотили, чувствуем солидарность и общность с совсем, казалось бы, чужими людьми.

 
Так вот: кто сказал, что этой акции нужен руководитель? Неужели люди настолько глупы, что их нужно организовать и повести в заданном направлении? Или им нужно обязательно распечатать одинаковые по форме и размеру портреты на палочке? Тем не менее, вот уже который год подряд в канун 9 мая мы вынуждены наблюдать отвратительную грызню руководителей разномастных общественных организаций за право вести за собой колонну «Бессмертного полка».

 
Взять те же георгиевские ленточки. Ладно уже, пусть печатают их в Китае – раз наша текстильная промышленность не в состоянии это сделать. Но никогда не забуду, как несколько лет назад, когда в Севастополе их бесплатным распространением (за счет мецената) занималась организация «Центр развития туризма», находились люди, которые тащили их пачками и потом перепродавали.

 
Я уже давно иронично комментирую подобные события так: «Роспатриотнадзора на них нет». Шутки шутками, но не ровен час, появится и такая структура… Раз уж тонкие материи вроде патриотизма – следующие на очереди в планах по контролю всего и вся.

 
Или вот еще случай: в этом году телеканал НТС поддержал инициативу севастопольца Виктора Савицкого и уже 7 мая состоится первая народная акция «Мой дед штурмовал Сапун-гору».

 
А вскоре после этого анонса на редакционную почту пришло письмо примерно такого содержания: «Сообщаю, что спецпроект НТС «Мой дед штурмовал Сапун-гору» нарушает авторские права на организацию и проведение мероприятий моего Потомственно-патриотического Проекта «Мемориал Славы города-героя Севастополя». Далее автор предлагает «прекратить самовольные действия по данному проекту или согласовать со мной его проведение» – в досудебном порядке. Прилагается ссылка на сайт, где выясняется, что автор водит организованные патриотические туры по Крыму и Севастополю. В том числе – на априори бесплатную для посещения гражданами 35-ю батарею. Конечно, эти туры продаются за деньги.

 
Я все понимаю: весеннее обострение, общая неадекватность среднестатистического «письма в редакцию». И тем не менее, сам факт подобных притязаний очень огорчает. Запатентованные патриотические акции, георгиевские ленточки на продажу, «Бессмертный полк» имени Прудниковой… Что дальше? С замиранием сердца жду очередного Дня Победы.
 
Вспоминаю, как одна пожилая жительница нашего города несколько лет назад звонила в редакцию телеканала. Мы как раз делали то ли первый, то ли второй концерт проекта «Как будто вновь я вместе с ними…», суть которого – дать молодым музыкальным коллективам возможность спеть песни военных лет и песни о войне. Звонившая была крайне возмущена тем, что солистка одной из групп была одета в футболку с изображением черепа, не осталась довольна и манерой исполнения в целом.

 
В этом году тема концерта – военные песни Владимира Высоцкого. Настоящими открытиями, на мой взгляд, стали две композиции:  «Братские могилы» (группа СУРОГАТ) и «Давно смолкли залпы орудий» (группа Plug aNd Burn).
Допускаю, что старшему поколению не вполне понятны такие аранжировки классических произведений. Но ответьте, положа руку на сердце: разве эти мальчики и девочки в футболках, которые вам не нравятся, не достойны уважения?
 
Мы живем в эпоху воспоминаний о воспоминаниях. Ведь сам Высоцкий не воевал – он писал песни о войне, опираясь на рассказы других. Мы – последнее поколение, которое видит живых ветеранов той великой войны. Не так далек тот день, когда исчезнет и поколение тех, кто застал эпоху Высоцкого.


И именно вот эта условно «потерянная молодежь», бренчащая на гитарах, делает невероятно важную работу: они переводят те песни на современный язык. И делают это здорово. Значит, нужные книги они в детстве читали.
 
И пока есть такое народное, настоящее, живое отношение – обойдемся как-нибудь без Роспатриотнадзора.

 
Антон Пархоменко