2408

Пираты XXI века: Украина пытается блокировать Крым с моря

Провал блокады подтолкнул Украину к более серьезным действиям.
Пираты XXI века: Украина пытается блокировать Крым с моря

Летом 1979 года на крымских берегах снимали блокбастер «Пираты ХХ века», ставший в следующем году самым кассовым фильмом за всю историю советского кино. Никто тогда не мог предполагать, что сюжет киноленты – захват грузового корабля пиратами – спустя каких-то сорок лет станет реальностью для Черного и Азовского морей.

Как заявил 4 февраля украинском журналу «Фокус» помощник председателя Государственной пограничной службы Олег Слободян, в настоящий момент в портах Украины находятся 15 задержанных кораблей, вина которых состояла в заходе в порты Крыма в 2017 – 2018 годах.

Это, по словам Слободяна, «суда под флагами Танзании, Тувалу, России, Белиза, Коморских островов». Среди них, очевидно, учтен и российское рыболовецкое судно «Норд», задержанное украинскими пограничниками еще 25 марта 2018 года и с тех пор находящееся под арестом в Мариуполе. В октябре прокуратура Автономной Республики Крым (такая действует на Украине) передала «Норд» Национальному агентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Агентство выставило судно на аукцион, то есть по сути обращает его в доход государства. Государства-пирата.

Морская блокада полуострова с захватами кораблей началась с того, что 30 апреля 2014 года правительство Украины приняло распоряжение от № 424-р «О временном закрытии пунктов пропуска через государственную границу и пунктов контроля», закрывавшее не только сухопутные пути в Крым, но и пункты пропуска в аэропорту Симферополя, паромную переправу в Керчи, морские порты в Севастополе, Черноморске, Ялте, Феодосии, Керчи и Евпатории.

В мае 2014 года Международная морская организация (IMO) была уведомлена Украиной о закрытии морских портов Крыма. 16 июня 2014 года Министерство инфраструктуры Украины приняло и 24 июня зарегистрировало в Минюсте приказ № 255 «О закрытии морских портов», объявлявший порты Ялты, Евпатории, Феодосии, Керчи и Севастополя ликвидированными и тем самыми закрытыми для судоходства. Приказ вступил в силу с момента публикации 15 июля 2014 года, соответствующие уведомления были направлены в международных морских изданиях.

25 июля 2014 года Евросоюз внес в очередной санкционный список государственные предприятия «Керченская переправа», «Керченский морской торговый порт» и «Севастопольский морской торговый порт». 7 ноября 2014 года Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения обнародовало новый список портов, уполномоченных выдавать судовые санитарные свидетельства (такие необходимы, чтобы корабли могли зайти в следующий порт), из которого были исключены порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория.

К делу подключился и Украинский независимый морской профсоюз. «Начиная с июня, наш профсоюз регулярно направляет уведомления администрациям флага судов, заходящих в Крым, государствам, в которых находятся судовладельцы, международным страховым организациям, – рассказал 26 декабря 2014 года сайту «Крым. Реалии» (проект Радио «Свобода») директор профсоюза Борис Бабин. – Также мы отправляем письма классификационным обществам, надзирающим за соблюдением соответствующими судами международных конвенций.

В своих уведомлениях мы сообщаем, что территория Крыма является оккупированной, и есть соответствующие резолюции Генассамблеи ООН и ОБСЕ. Пишем, что в апреле этого года Украина официально закрыла морские порты в Крыму, и этот процесс завершен к началу июля этого года. Кроме того, Украина установила уголовную ответственность за незаконное нарушение государственной границы на оккупированных территориях, повлекшее ущерб государству».

Деятельность Бабина, по его словам, принесла свои результаты – ряд государств, предлагающих удобные флаги для кораблей (возможность пользоваться условиями налогообложения, предусмотренными для этой страны) пошли ему навстречу: «В частности, это администрации Сент-Китс и Невиса, Палау, Тувалу. Кроме того, мы имеем и другие формы реакции на наши обращения. Например, Молдова дала соответствующий циркуляр с запретом на вход в порты Крыма. Санкции Евросоюза касательно запрета на заход туристических судов – это в том числе результат и нашей работы. Потому что единственный судозаход европейского круизного лайнера в эти порты был в августе [2014 года]. Он повлёк за собой наши обращения в необходимые инстанции».

29 апреля 2015 года правительство Украины приняло распоряжение № 415-р: «Внести изменения в приложение к распоряжению Кабинета министров от 26 июня 2013 г. № 466 «Об утверждении перечня морских портов Украины, открытых для захода иностранных судов», исключив позиции «Севастополь», «Евпатория», «Ялта», «Феодосия», «Керчь».

Насколько действенной оказалась эта блокада? Относительно.

Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) в докладе, представленном 15 августа 2016 года, отметил, что, несмотря на запреты Украины и Евросоюза, «как западные, так и ближневосточные бизнесмены продолжают торговать с Крымом в нарушение официальной линии своих правительств». И привел конкретные цифры: «По данным Государственной гидрографической службы Украины, Министерства инфраструктуры Украины и неправительственной организации «Майдан иностранных дел», по состоянию на июнь 2016 года с момента введения санкций в порты Крыма зашли 602 судна. Большинство из них были зарегистрированы в России или шли под российским флагом… Однако вести бизнес с полуостровом продолжают и европейцы. Так, за два прошедших года здесь появлялись 24 судна под флагами стран ЕС, 43 судна, зарегистрированные в ЕС, и 22 судна, чьи собственники находятся в ЕС».

В свою очередь, "прокуратура Автономной Республики Крым" представила 7 февраля 2018 года данные, согласно которым по состоянию на 1 февраля 2018 года в ведомом этим ведомством реестре судов-нарушителей находилось 665 кораблей.

Данные разных организаций очевидно расходятся из-за разницы в методике подсчетов, источниках данных и т.д. По статистике, регулярной публиковавшейся на сайте «Майдана иностранных дел», например, в апреле 2017 года в порты Крыма зашло 75 кораблей, из которых 60 несли флаг России, пять – Монголии, три – Палау, по два – Панамы и Сьерра-Леоне, по одному – Болгарии, Сирии, Коморских островов, Сент-Китс и Невис. При этом, если вычесть базирующиеся на полуострове корабли и паромы, число зашедших за месяц кораблей составит 32 (и из них 15 иностранных).

Стоит еще раз пояснить, что в случае с Монголией (вообще не имеющей выхода к морю) и прочими далекими островными государствами речь идет про «удобный флаг», дешевый в этих странах. В расследовании «Майдана иностранных дел» было выяснено, что реально из зашедших в порты Крыма в апреле 2017 года судов 66 принадлежали российским компаниям, 6 – турецким, по одному – румынской, сирийской и ливанской.

Похожая статистика у Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины. Например, по его данным, в августе 2018 года в порты Крыма зашли 34 сторонних грузовых корабля, из которых 11 несли иностранный флаг (Палау, Сьерра-Леоне, Того, Коморские острова, Танзания).

В общем, блокаду было сложно считать эффективной. Тем более, в статистике украинских ведомств отдельно упоминаются также корабли под иностранным флагом, появлявшиеся в водах рядом с Крымом, но вроде бы в его порты не заходившие. OCCRP в своем исследовании описывает распространенный метод – чтобы не подвергаться санкциям, на корабле просто отключают навигационное устройство, связанное с Автоматической идентификационной системой (AIS), он «исчезает» на несколько дней на время захода в крымский порт и затем снова «появляется» в общедоступной системе локации.

Очевидно, провал блокады и подтолкнул Украину к более серьезным действиям.

6 декабря 2018 года Верховная Рада приняла, а 29 декабря президент Петр Порошенко подписал закон «О прилежащей зоне Украины». Закон, вступивший в силу с 30 декабря 2018 года, объявляет прилежащей зоной Украины морской район на протяжении 24 морских миль (ранее – 12) от береговой линии страны.

Таким образом украинские пограничники получили юридическую возможность задерживать корабли, подходящие к берегам Крыма, но дальше либо перегружающие груз на местные, либо идущие в крымские порты с отключенным навигационным устройством.

Владислав Мальцев

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user ENG
45

ну чтож.удачи погранслужбе украины.посмотрим как они это будут исполнять.и всё у них было бы хорошо....да вот беда одна-НАШ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ.

Profile picture for user Родионов Виталий
9

Даже друг эрдоган нет разрешает открыть линию Крым Стамбул. Можно было Крым завалить дешовыми товарами с Турции и снизить цены.

 

Profile picture for user Монолит
3534

морские порты в Севастополе, Черноморске,

Может все же не в Черноморске, а в Черноморском (пгт.)? Черноморск в Одесской области (до переименования хохлами был Ильичевск) вообще-то, и к Крыму никакого отношения не имел и не имеет.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_486898431
350

 

Даже друг эрдоган нет разрешает открыть линию Крым Стамбул. Можно было Крым завалить дешовыми товарами с Турции и снизить цены.  

 Дешёвым говном нас другие "друзья" снабжают.