чт, 29/11/2018 - 09:40
1
2384

Парад плоскодонных суверенитетов

Только психически больные расисты ищут в Пушкине «негра», в Дале «датчанина», да и выколупывать из под Земфиры Рамазановой «татарку» никого смысла нет.
Егор Холмогоров

Ситуация с конкурсом вокруг имен российских аэропортов развивается так, как вряд ли планировали его организаторы. Из вполне здоровой мысли расширить круг известных народу исторических героев и достойно прославить их имя получилась серия скандалов вокруг тех или иных аспектов исторической памяти.

Главной ошибкой в данном случае была «демократия», то есть попытки сделать плохо понимающую публику «экспертом» в том, в чем она экспертом быть не может. Необходимо было составить с помощью реальных экспертов - историков, культурологов и политологов закрытый список из ста имен людей, внесших большой вклад в российскую историю и культуру, и предложить местным властям и горожанам выбрать себе из них кого ближе.

В результате развернулось целый ряд противостояний идентичности. Чем закончится противостояние в Мурманске между русским царем и комендантом крымской ЧК или в Калининграде между русской царицей и присягавшим ей немецким философом, скоро увидим. А вот в некоторых национальных республиках РФ всё уже предопределено. Тамошние элиты заранее решили, что никаких русских чужаков им в конкурсе не надо или почти не надо, и очень тщательно организуют голосования за символ национальной идентичности «титульной национальности».

В Башкирии, где вообще-то русские – самая многочисленная национальность, причем со значительным отрывом в численности, все три кандидата на имя аэропорта Уфы - «титульные». Вождь пугачевского мятежа Салават Юлаев, «национальный герой», на руках которого кровь тысяч русских дворян, крестьян и заводских рабочих. Поэт Мустай Карим, автор знаменитой строчки «Не русский я, но россиянин». И летчик, герой Великой Отечественной, Муса Гареев. Первоначально все были уверены, что победит Гареев, и никому особенно не будет обидно, так как память о Великой Отечественной - это то, что нас объединяет поверх многих барьеров. Но уже в ходе голосования башкирская пресса начала кампанию против летчика, вспомнив, что он считался виновным в послевоенной авиакатастрофе в Югославии, в которой погиб маршал Бирюзов – мол, называть аэропорт в честь виновников катастроф плохая примета. И вперед вырвался советский национальный поэт Карим.

В Казани из трех кандидатов к «общероссийской» повестке имеет отношение только один – выдающийся авиаконструктор А.Н. Туполев, строивший именно в Казани свои первые самолеты. Остальные два – вновь этнические знаменитости – погибший в нацистских концлагерях поэт Муса Джалиль и «отец» татарского национализма Губайдулла Тукай. И снова, вопреки надеждам нашего официоза на объединяющий культ Великой Победы, вперед вырвалась этническая, с некоторым сепаратистским  (и уж точно антирусификаторским) привкусом, знаменитость.

Какими методами организуется при помощи админресурса лидерство Тукая, сообщают с мест из Татарстана:

«От классного руководителя приходит предложение всем проголосовать за то, чтобы казанскому аэропорту присвоить имя Габдуллы Тукая (который уже сейчас лидирует с большим отрывом, обойдя первоначально лидировавшего Туполева), а аэропорту Нижнекамска - Набережных Челнов - имя Н.В. Лемаева. Звоню классному руководителю, спрашиваю, откуда такая инициатива. Прислала завуч. А завучу - городской отдел образования. "Значит, это во всех школах так? - Думаю, это во всех организациях так. Но это же не обязательно. - Но вы понимаете, что это накрутка? - Ну... да».

Очень сходным образом развивается ситуация и в Якутии, где филолог «якутизатор» Платон Ойунский на всех парах обходит основателя Якутска казака Бекетова.

Когда известный журналист Олег Кашин не где-нибудь, а на «Эхе Москвы» обратил внимание на эту ситуацию, то на него набросились и либеральные деятели, - Евгения «Вон-из-профессии» Альбац аж призвала его бойкотировать, и местная пресса Татарстана, которая почему-то записала в кашинские вдохновители и едва ли не подстрекатели автора этих строк. Что тот, что другой были объявлены злостными колониалистами-русификаторами, намеренными духовно поработить малые народы (ну не такие уж и малые – и это русских принуждают изучать татарский, а не наоборот).

На самом деле вопрос с диким выбором, не оставляющим альтернативы, и дикой накруткой голосов в другом. Это вопрос не «русификации», или наоборот «татаризации», «башкиризации», «якутизации», а проблема воинствующего провинциализма.

Есть выдающийся вклад в мировую историю и культуру. Есть вклад второстепенный или вообще никакой, когда народ дает что-то только самому себе. Первое – это духовная всечеловечность, второе – духовный провинциализм. Русская культура – это всечеловеческая культура, культура великой литературы, науки, искусства, великой истории. Нет никакой проблемы, будучи представителем любого этноса, внести в эту культуру огромный вклад и в её ореоле вознестись к всечеловеческой памяти. Только психически больные расисты ищут в Пушкине «негра», в Дале «датчанина», да и выколупывать из под Земфиры Рамазановой «татарку» никого смысла нет.

Однако весь ХХ век, вместо того, чтобы давать народам России возможность вливать своих представителей в русскую науку и культуру «на равных», их искусственно отделяли, конструировали им вымышленных «великих поэтов», надували второсортных и третьесортных по российскому и мировому масштабу деятелей до национальных символов. Это был один из аспектов «ленинской национальной политики», которая привела, к примеру, к массовой насильственной украинизации Юга России.

А затем продолжилась в ельцинском «берите столько суверенитета, сколько можете проглотить».

При этом республиканские элиты так по сути и не знают никакой другой модели кроме как накручивание «титульной национальности» в ущерб русских и при помощи демонстративной дискриминации русских с помощью принудительного изучения зыка, навязывания сомнительных символов, распространения точки зрения, что «вы у нас в гостях». Не знают и другого способа поднятия этнической самооценки, кроме накачивания сомнительных и второстепенных фигур в качестве «национальной гордости» и культивирования обидчивости за эту гордость.

И дело не только в том, что это путь в этнический сепаратизм. Дело еще и в том, что это путь в культурный тупик. Потому что нет никакой гарантии, что Россия затрещит и развалится (я уверен скорее в противоположном). И то, что тот или иной этнос будет вываливаться из русской мировой культуры, из общероссийского пространства, будет вести исключительно к его упадку. Если у тебя главный национальный поэт Пушкин, тебе есть к чему стремиться. Если – третьесортный виршеплет, некоторую литературную ценность которому придавали исключительно советские переводчики  на русский, то и твои дети останутся виршеплетами.

В интересах самой же Казани было бы назвать аэропорт в честь человека, который, проведя всю жизнь в этом городе, внес величайший вклад в мировую науку – Николая Ивановича Лобачевского. Математика, который решился обнародовать принципы неевклидовой геометрии, которые не решился опубликовать даже великий Гаусс, так как побоялся, что его сочтут сумасшедшим. Раз уж Казань лишилась из-за несчастного «имени Ленина» возможности назвать в честь Лобачевского университет, то уж аэропорту точно следовало дать имя человека, который обессмертил собой этот город и его науку. При этом гордиться Лобачевским одинаково могут и русские, и татары, и любые другие жители Татарстана, одни русские его ни в коем случае себе не присваивают – в нем нет ничего «спорного» в смысле каких-то этнических дискуссий и недоразумений.

Весьма показательно, кстати, что идеей назвать аэропорт в честь Канта в Калининграде тоже громче всех возмущался татарстанский депутат. Кажется мысль, что великий человек делает честь месту, а не место человеку, тут абсолютно никому не понятна.

Спору нет, таким примитивным вульгарным «антиколониализмом» больны сейчас во многих частях света. Сносят памятники Колумбу и Магеллану, борются с «ориентализмом» великих европейских писателей, то есть с их пристрастным интересом к Востоку, даже проклинают музеи и египетские пирамиды, как «интересовавшие лишь колонизаторов». Требуют всевозможного равноправия и равного интереса для своих этнических групп.

Получается из этого полная чушь, поскольку большинство таких этнических культурных звезд реально неинтересны по сравнению с Шекспиром и даже Виктором Гюго, не говоря уж о Достоевском. Поэтому подражать подобной дикости в России, где отсутствует расизм и не существует реально никаких препятствий взойти на самые вершины русской культуры – попросту глупость.

Система маленьких слабых независимых наций – это не какая-то естественная константа истории. Она родилась в рамках американского миропорядка, «доктрины Вильсона», которую американцы начали осуществлять в мире по итогам Первой мировой войны. Однако американский миропорядок на глазах угасает. Евросоюз, к примеру, готов даже большие и самостоятельные нации загнать в одно общее стойло. Китай о чем речь вообще не понимает. Америку же гангрена толерантности разъедает изнутри.

Иными словами, попытки выкроить себе квазинациональные государства внутри РФ (с прицелом дождаться кризиса и выскочить) – это совершенно ложная цель, обращенная в уже почти ушедшее геополитическое прошлое.

Непонятно только, зачем в игры с этой мифологической целью играть на федеральном уровне при организации конкурса.

Егор Холмогоров