1400

Мудрых преподавателей слушают невнимательно

«Каждый образованный человек — это наш будущий враг…»
Мудрых преподавателей слушают невнимательно

Наверное, каждый мало-мальски здравомыслящий россиянин подозревает, что в стране дела идут не совсем так, как надо, и имеются кое-какие проблемы. Что кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет, и имена этих «кого-то» мы регулярно узнаем из криминальных сводок вместе с шестинольными суммами изъятого у них, а про тех, насчет кого не узнаем, все равно догадываемся. Зато если кто-то кое-где у нас порой честно жить ЗАХОЧЕТ – с ним-то и надлежит вести незримый бой с помощью налогов на сбор грибов, стоптанную обувь и деревянную уборную в углу огорода, а также судебного преследования за критику этих прекрасных нововведений. В общем, если такой чудак, который захочет, найдется, то долго ему не прожить – запутается в стремительно спадающих штанах и лоб расшибет. Большая часть страны если еще не расшибла, то с разной степенью стремительности мчится навстречу асфальту.

Однако верным признаком, что «кое-какие проблемы» перешли в стадию катастрофы, можно считать их признание самими представителями системы. Обычно-то нам рассказывают упоительные истории прямо противоположного характера – о том, как Россия стремительно встает с колен, а если каким-то участком колена еще не встала, то вот-вот. Многим памятен попавший в конце 2002 г. в прессу проект манифеста тогдашней партии власти (до сих пор, по странному стечению обстоятельств, сохранившей сей статус), в котором говорилось

  1. В 2004 г. каждый житель России будет платить за тепло и электроэнергию в два раза меньше, чем сейчас
  2. В 2005 г. каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России
  3. В 2006 г. у каждого будет работа по профессии
  4. К 2008 г. каждая семья будет иметь собственное благоустроенное жилье, достойное третьего тысячелетия, вне зависимости от уровня сегодняшнего дохода
  5. К 2008 г. Чечня и весь Северный Кавказ станет туристической и курортной "Меккой" России
  6. К 2010 г. будет построена транспортная магистраль Санкт-Петербург-Анадырь, Токио-Владивосток-Брест и другие
  7. К 2017 г. Россия будет лидером мировой политики и экономики

Манифест, правда, в итоге принят не был, а его авторам даже влетело за совсем уж вопиющую завиральность, но за последующие полтора с лишним десятилетия партия и правительство в сумме уже наговорили не меньше.

На фоне этой благодати отрезвляющий шок вызывают данные вроде тех, что на «правительственном часе», посвященном нацпроекту «Образование», озвучила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова. По ее словам, расходы на нацпроект «Образование» за весь период его реализации составляют менее 800 миллиардов рублей. Учитывая, что в целом расходы на образование – около 27 триллионов рублей, на «прорыв» предусмотрено менее 3%. Как отметила Орлова, сейчас расходы на образование составляют 3,6% ВВП в год, притом что в лучшей мировой практике затраты в эту сферу находятся на уровне 5-7% ВВП.

Рассказала аудитор и о резком сокращении мест в образовательных учреждениях в результате «оптимизации», начатой как раз тогда, когда разрабатывались наполеоновские или, точнее сказать, остапо-бендеровские планы относительно магистрали Токио-Брест и превращения Чечни в новый Куршавель. По словам Орловой, результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тысяч, сельских школ – с 46 до 24 тысяч, городских – с 23 до 18 тысяч единиц. Как итог, детям порой приходится учиться во вторую или даже третью смену. В таком режиме учится 13% школьников или более 2 миллионов учащихся. Всего же на сегодняшний день школьное образование получают 16 миллионов детей и подростков. «К 2024 году численность школьников составит почти 20 миллионов и система общего образования должна отвечать этому вызову. На первый план выходят качественные, одинаково доступные по всей России образовательные услуги», - резюмировала представительница Счетной палаты.

В общем-то, честное, жесткое и подкрепленное статистическими выкладками выступление Орловой лишь подтвердило, что в рамках стремительно надвигающейся катастрофы как государства в целом, так и конкретных его уровней и отраслей, образование деградирует особенно  впечатляющими темпами, причем и количественно, и качественно. И если в лихие девяностые эта деградация выглядела скорее частным случаем общей разрухи, то в благословенную послеельцинскую эпоху сложно избавиться от ощущения регулируемости именно образовательных процессов.

Снижение качества образования идет будто по директивам и лекалам, озвученным три четверти века назад, в ходе Великой Отечественной: «Образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек — это наш будущий враг… Вполне достаточно обучать местное население, в том числе так называемых украинцев, только чтению и письму…Ни один учитель не должен приходить к ним и тащить в школу их детей. Если русские, украинцы, киргизы и пр. научатся читать и писать, нам это только повредит. Ибо таким образом более способные туземцы смогут приобщиться к некоторым историческим знаниям, а значит, и усвоят политические идеи, которые в любом случае хоть как-то будут направлены против нас…В остальном им достаточно знать знаки дорожного движения, чтобы не попадаться у нас на пути». Кто автор(ы) этих идей, несложно узнать с помощью поисковиков, да, думаю, читатель и так знает (или догадался). А если меня обвинят в злостной провокационности или лютой конспирологии, я возражу – практически то же самое, только сжато, заявил экс-министр образования Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». 

Простолюдину достаточно разбираться в кнопках гаджета или телевизора, чтобы с помощью оных, в свою очередь, разбираться в хитросплетениях отношений Армена Джигарханяна, Виталины Цимбалюк-Романовской и Прохора Шаляпина. Или не разбираться, а путаться – главное, чтобы не пытался разобраться в чем-то более серьезном. И про «знать знаки дорожного движения, чтобы не попадаться у нас на пути» оказалось в тему. Многочисленные случаи попадания простолюдинов под колеса машин разноранговых вельмож и их родных, как правило, не приводят к наказанию виновников, порой суд и вовсе стремится взыскать в их пользу моральный ущерб с потерпевших – но лишний шум и внимание СМИ все равно ни к чему.

Уничтожение же городских и особенно сельских (здесь впору говорить об акте прямого геноцида) школ приводит к тому, что даже к изувеченному оглупленному образованию значительная часть детей имеет максимально затрудненный, на грани полного отсутствия доступ, либо же обучается в бесполезном для мозга и вредном для организма в целом режиме третьей смены. Количество пересеклось с качеством на дорожке, ведущей под откос, и, обнявшись, они стремительно ринулись вниз.

Дополнительный вопрос и проблема – чему, даже при наличии личного желания переломить ситуацию на своем небольшом конкретном участке, может научить детей педагог? Средний рядовой педагог. Заваленный ворохом бессмысленной и нелепой документации, требующей заполнения и отчетности. Давно лишившийся прежнего почти сакрального статуса эдакого светского священника-проповедника и вынужденный буквально-таки драться с подопечными – притом что альтернативой является стойко терпеть их пренебрежение и оскорбления. Не имеющий в деле поддержания авторитета практически никакой поддержки начальства. По воле этого же начальства собирающий с школьников и их родителей разного рода мзду (еще одна болезненная образовательная подпроблема), но не получающий с этого почти ничего, кроме карикатурной репутации главного коррупционера всея Руси. По факту повсеместного размещения избирательных участков на территории образовательных учреждений вынужденный участвовать в разного рода «вбросах» и «каруселях», вновь не получая взамен ничего, кроме обывательского раздражения – в фальсификации ведь вовлекают не столько обещанием пряника, сколько угрозой увольнительного кнута.

Многим, в том числе и мне, положительным знаком казалось появление у руля образования три года назад Ольги Васильевой, человека отчетливо консервативно-патриотических взглядов. И слова она поначалу говорила очень обнадеживающие. Прошли эти три года, а воз и ныне там, если не глубже. Лишнее подтверждение, что в нашей системе от конкретной персоны, даже с министерским портфелем, мало что зависит (да и персона за отчетный период дискредитировала себя, например, поддержкой пенсионной «реформы»). Без кардинальных перемен общероссийского характера ждать прекращения количественной и качественной деградации образования, не говоря уже о его развитии и новом росте, вряд ли приходится. Поэтому пока что все останется по-прежнему – красивые полуфантастические картинки из партийных планов-программ и суровая реальность из «Плана Ост».

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user niksy46
1805

Трындеть -  не мешки ворочать."Я планов наших люблю громадьё..." , -  В. Маяковский.

Profile picture for user Загава88
1317

остался извечный вопрос- что делать... И второй вопрос- кто будет исправлять ошибки ( если не назвать это гуманитарной диверсией), если бразды правления отдаются молодым, уже воспитанным на ЕГЭ и деградированном образовании 

Profile picture for user Fronsac
338

Автор заблуждается в основном -

понятие "образованный человек" не тождественно "человеку умному". Тем более мудрому. Рассуждения автора приводят к окончательному заблуждению (ума).

Подмена грамотностью и умением читать-писать подлинного образования - которым образуется человек умный и нравственный, умелый и созидательный - горе и беда нашего времени.

Мои замечания основаны на знании "предмета обсуждения".

Profile picture for user patriot7
1621

Автора опять накрыло. Много критиканской слизи и ни одно внятного предложения ( мнения) -" А как правильно?". То, что все те, куда тебя не пустили, или не по Сеньке,  дураки и пройдохи, допустим. Так расскажи- как надо то!!! Возьми сделай. Куда там! Проще пёрышком скрипеть. Понимаю - журналист. Так иди на ТV, спорь, доказывай свою правоту, выдвигай предложения.... АХ да! Там ведь тоже есть журналисты, политологи, аналитики... Боязно, видать, на их фоне бледненько выглядеть.smile

Profile picture for user Монолит
3534

to patriot7:  

Да как надо. Да хотя бы отменить идиотский ЕГЭ. для начала.

 

Нынешнему государству дикого капитализма действительно нужны гастарбайтеры, а не образованные профессионалы. Первые согласны работать за еду, а вторые качают права, видете ли.

 

Еще надо сильно ограничить трудовую миграцию. Надо вести реальную борьбу с гастарбайтерами-нелегалами. А не так как сейчас, чисто для вида.

 

Тогда придется за работу платить людям, а не кидать на еду и проезд (я не беру две столицы, там уже привыкли платить за работу). Пока государство не научится ценить труд своих граждан, в нем всегда будет бардак.

Profile picture for user patriot7
1621

to Монолит:  

А чего его отменять? И почему дурацкий? Почему не попробовать нормально к нему готовиться. Так же как и законы - может проще их соблюдать,  а не пытаться обходить. Мэров, пэров и министров тоже имею ввиду. 

Profile picture for user Монолит
3534

to patriot7:  

Потому, что учат выбирать варианты ответов, а не отвечать на вопросы. Поговорите с профессиональными преподавателями на эту тему. Они Вам быстро объяснят, почему такой подход вреден.

Profile picture for user patriot7
1621

to Монолит:  

Чтобы выбрать правильный вариант ответа нужно знать тему. Чтобы знать тему её нужно изучить. Это и есть ПРАВИЛЬНОЕ обучение в рамках ЕГ. А то  что препады тупо натаскивают детей на ответы ради показателей это есть хитрож.... лазейка в тех же рамках идеи ЕГ. Поэтому я и говорю - почему бы не соблюдать правила как оно было задумано. Ведь принципы самой идеи изначально всем были прекрасно известны и понятны. 

Profile picture for user Lubel 71
1078

to patriot7:ЕГЭ-дурацкий ,потому что-тест,а не выполнение(решение)заданий, и у ВУЗов ,были разные требования и абитурьентам    

Profile picture for user patriot7
1621

to Lubel 71:  

Согласен. Недодумок и недоработок полно. Шлифовать и шлифовать. ЕГ задумывался чтобы выпускникам школы не приходилось одни и те же экзамены дважды за месяц сдавать. Хотя на некоторые профессии, по некоторым предметам можно, при поступлении, какие-то тесты/экзамены дополнительно ввести. 

Profile picture for user ulogin_facebook_100004208791652
2716

to Загава88:  включать мозги и не развешивать уши при выступлениях руководства страны, не обожествлять руководство и искать ему альтернативу, не позволять водить себя за нос громадьем планов и замалчиванием их невыполнения.  Сейчас ЕР проводит кампанию сбора пожеланий избирателей по территориальному принципу, а где вопросы продовольственного снабжения города за счет местных ресурсов. Земли бывших пригородных совхозов Севастополя приватизированы, своих ресурсов нет, цены на продукты не снижаются, рабочие места не создаются, о майских указах молчат. И не поддаваться на митинговые возражения "А что Вы сами сделали?"  Кто шел во власть брал на себя программные обязательства и должен отвечать за их выполнение. Людям нужна работа с достойной оплатой , а не сообщения о достигнутой средней зарплате в регионе. Почему нет  развернутой  статистики по зарплатам?  Ответ очевиден - небывалое расслоение по уровню доходов. 

Profile picture for user ulogin_facebook_100004208791652
2716

to Fronsac:  Вы в принципе против улучшения дел в образовании? Вы сами себе противоречите, сказав "Подмена грамотностью и умением читать-писать подлинного образования - которым образуется человек умный и нравственный, умелый и созидательный - горе и беда нашего времени."  Школа в настоящее время утратила воспитательные функции как и государство без идеологии.