пн, 13/05/2019 - 14:02
1
1173

Максимальный запрос Севастополя и новые политики

Если на губернаторе уже не поставили жирный крест в Москве, ему практически всегда оставляют несколько месяцев на «исправление». Есть ли они у Овсянникова?
Борис Рожин

Попадание губернатора Овсянникова в рейтинг губернаторов, которые рискуют лишиться своего поста по итогам оценки их эффективности, является достаточно симптоматичным сигналом для местной власти.

Изнуряющая внутриполитическая информационная и аппаратная война, которая разъедает местные органы законодательной и исполнительной власти, даже по чисто медийному содержанию выглядит с высот федеральной политики излишне токсичной и нарушающей многие неформальные аппаратные нормы. Но есть и объективные показатели, которые куда опаснее для Овсянникова, нежели подпорченный имидж. В конечном итоге, если бы план по ФЦП полностью выполнялся, губернатор был стабильно популярен у жителей, а город демонстрировал хорошие темпы развития, то медийные проблемы Овсянников мог бы пережить.

Проблема в том, что у первого избранного руководителя Севастополя за очень долгий период есть определенные проблемы с достижением результата и по объективным показателям.

Предстоящие осенью выборы в Законодательное собрание станут своеобразным референдумом о доверии к местной власти, где неудача «Единой России» (как вследствие внутреннего политического конфликта, так и вследствие протестного голосования против пенсионной реформы) может привести к оргвыводам не только в отношении местных партийных функционеров, которых должно подкрепить появление фигур Саблина и Витко.

Важно помнить, что граждане не столько смотрят на партийную агитацию, сколько на конкретные результаты работы. Поэтому, с одной стороны, у граждан могут возникнуть серьезные вопросы к депутатам «Единой России» и тем результатам, которых они добились за почти 5 лет безраздельного господства в Законодательном Собрании.

С другой стороны, все прекрасно понимают, что в политическом клинче участвуют две стороны. И пребывающий в эпицентре долгоиграющей информационной войны Овсянников так или иначе является частью сложившейся ситуации, которая вызывает общее недовольство граждан проводимой в Севастополе политикой.

Публикации в федеральных СМИ информации о закрытых опросах Управления внутренней политики АП являются своеобразной желтой карточкой для «проблемных» губернаторов. В них не идет речь о том, что их уже завтра снимут, скорее обозначается проблема, что их позиции с точки зрения Кремля не устойчивы. Не потому, что их ругают в СМИ – для этого проводятся отдельные исследования как для АП, так и для ФСБ. А именно с точки зрения доверия граждан к губернатору, как избранному представителю центральной власти.

То, что эта информация выносится в публичную сферу, выглядит как предупреждение – если ситуация принципиально не поменяется, могут быть приняты кадровые решения.  Уже не раз и не два публикация подобных рейтингов предшествовала замене губернаторов (подающих досрочно в отставку по собственному желанию) в «проблемных» регионах.

Что может предпринять Овсянников, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

Погасить информационную войну и конфликт с нынешним составом Заксобрания, а также группой Чалого он вряд ли сможет. Уж слишком много резких слов было сказано друг другу, и если бы все ограничивалось только словами. Ситуация с Матросским бульваром и его реконструкцией достаточно ярко показала, что пространства для цивилизованного диалога осталось не очень много.  Антагонизм сторон очевиден всем, и стороны скорее ждут выборов как некой точки бифуркации, нежели ищут точки соприкосновения.

Более реалистичным для Овсянникова и правительства города выглядит вариант с активизацией внутригородской работы (дороги, благоустройство, активизация «зависших» проектов, внятные шаги в ситуации с застройщиками), дабы показать конкретный результат, который могут пощупать горожане и учесть это на выборах или в закрытых соцопросах, которые проводятся для выяснения реального уровня доверия людей к власти.

Можно, конечно, списать высокий процент недовольных Овсянниковым только на результат информационной войны, но, на мой взгляд, первопричина все же в деятельности самого губернатора и его команды, которую само собой разбирают по косточкам политические оппоненты.

Тем не менее, помимо опыта отставки губернаторов, которые не предприняли ничего для повышения доверия к себе у местного населения, существуют и обратные примеры, когда некоторые губернаторы делали выводы, начинали более активно работать и у них получалось изменить общественное мнение и отношение Кремля. Так что в вопросе «исправления ошибок» все в руках Овсянникова и тут только от него зависит, потянет ли он эту задачу.

Чиновники АП уже не раз давали понять, что рейтинги и выставление оценок губернаторам (особенно после прихода в администрацию Кириенко) служат не только инструментом отсеивания не справляющихся и выделения из общей массы проблемных регионов, но и своеобразным кнутом, которым подстегивают отстающих, мотивируя их работать лучше.

Соответственно, если на губернаторе уже не поставили жирный крест в Москве, ему практически всегда оставляют несколько месяцев на «исправление».

В случае с Овсянниковым существует еще такой фактор, что он лишь относительно недавно был избран прямым голосованием, и Кремлю, возможно, не хотелось бы организовывать досрочные выборы губернатора в условиях роста протестных настроений и кризиса внутри «Единой России» в Севастополе. Но если результат «Единой России» на выборах будет с точки зрения управления внутренней политики неудовлетворительным, то издержки от перезагрузки всей системы власти, включая правительство, могут показаться приемлемыми.

Опыт выборов на Дальнем Востоке показал, что в приоритетных регионах управление внутренней политики не стесняется переходить к фактически ручному управлению выборных и пост-выборных процессов для перенастройки местной системы власти.

В итоге команде губернатора в ближайшие месяцы предстоит пройти через серьезный кризис – она либо сможет изменить негативные социологические тренды, убедив севастопольцев и Москву в том, что она может показывать более высокие результаты в вопросах управления и развития, либо же она будет заменена на новых людей, которые не обременены перманентным внутриполитическим конфликтом и равноудалены от враждующих сторон.

Поэтому не случайно столько внимания в СМИ уделяется фигурам Саблина или Витко. Новый политик в городе автоматически рассматривается через призму возможности его аппаратного катапультирования на место Овсянникова. Но есть мнение, что так просто Овсянников свой пост не сдаст и будет пытаться доказать, что его рано списывать со счетов.

Оценку этих попыток предстоит дать севастопольцам – как на осенних выборах, так и на тех самых закрытых соц.опросах, которые так напрягают «отстающих» губернаторов.

Борис Рожин