ср, 08/07/2020 - 16:10
1
2051

Крым построен и живет на местных связях: инструкция для приезжих

Менталитет крымчан - это выработанный годами навык никому не верить, далеко не планировать, выживать здесь и сейчас, жить в моменте.
Дмитрий Вишневецкий

Крым это очень специфическая тема, своя атмосфера.

В Крыму у меня бэкофис "Купи Слова" с 2004 года.



Сначала все было здорово. Ну как - персонала квалифицированного нет, люди работать не хотят, найти айтишников или маркетологов или копирайтеров вообще нереально.



С 2014 года я перевел весь фриланс в статус обособленного подразделения. Потом аренда офиса начала расти в цене, в итоге офис в Симферополе я закрыл, когда первоначальная ставка аренды выросла в 3 раза.

Зарплаты тоже начали расти. На 30-35к очереди не будет.

Сотрудницы изучили законодательство, трудоустраивались и резко шли в декрет.

1 мая - день уволньнений. Зачем тухлить в офисе, если на побережье начинается туристический сезон?

Менталитет крымчан - это выработанный годами навык никому не верить, далеко не планировать, выживать здесь и сейчас, жить в моменте. Долгосрочные договоренности не работают вообще - тебе никто не верит, крымчане привыкли верить здесь и сейчас, а в следующем году будет новый год и новые люди.

Люди из национальных общин очень клановые - трудоустроились к вам - сразу подтягивают всю родню, потом начинают выжимать других сотрудников, потом потребуется больше денег без увеличения пользы.



Договоренности тоже не работают - то брат-сват заболел, то кошка рожает, то простудился, то надо было к тете съездить, все по срокам переносится на неопределённое время. Сроки и обязательства в Крыму - необязательны.

Есть несколько типов Крыма - Севастополь, Симферопль, ЮБК и степной. Это разные ментальные группы.



Самый деловой и столичный - конечно Симферополь, но каждый симферополец с мечтой смотрит на пророссийский Севастополь, в котором молодежь даже может волосы красить в разные цвета(!)

Локальный потребитель тоже очень специфичен. Беден, прожжет все мозги, будет искать где дешевле, чем у брата-свата, платить не готов и т.д.



Покупать в Крыму что-либо надо так, словно вам это вообще не нужно даже за бесплатно. Если вы случайно проявите заинтересованность - цена необоснованно взлетит до абсурдных значений. И в силу особенностей менталитета вам эту цену уже не опустят. Другому - предложат дешевле, но не вам.



Ценообразование тоже своеобразное. Например, совершенно бестолковый земельный участок в 6 соток вам смело предложат за 600 тыс. Ну а соседний, на котором стоит разваливающийся сарай, - за миллион, потому что сарай. К слову, участок там же через председателя вы сможете купить за 10 тысяч - оплатив долги по членским взносам выбывшего члена СНТ и получив право на его землю.

Кратко: организовать работу в Крыму из местных жителей сложно. Потребители крымчане тоже сложные. Туристический сезон короткий, но денежный.



В плане инфраструктуры и бизнес-ниш Крым пока еще клондайк - ничерта нет, открывай любую услугу - она пойдет.



Привозите в Крым сельхозтехнику для сдачи в аренду или выполнения услуг, строительную технику, специализированное оборудование, материалы - пока еще большой дефицит. Привозите с материка специалистов. Так - пойдет.

Простой пример - я неделю договаривался на экскаватор, надо было сделать шурфы в поле для анализа почвы. На нужное число было 7 договоренностей с разными экскаваторами. Приехало 0. И это нормально.

И наоборот - учитесь договариваться, и люди задействуют все свои связи, чтобы решить задачи. Ищите местных опинион лидеров - они умеют организовывать людей и управлять ими, имеют влияние и вес голоса.



Крым построен и живет на местных связях - это невероятные возможности.

Понять Крым можно - после развала СССР почти 30 лет крымчане были брошены на самовыживание государством, научились рассчитывать только на себя, не привыкли загадывать надолго.



Нельзя было решить ни одного вопроса без взятки, налоги никто не платил, от государства ничего не получал.



Сегодня у крымчан оттепель, репатриация - Россия инвестирует невероятные деньги в инфраструктуру, дороги, благоустройство, заработали школы, сады, поликлиники, больницы, приехал новый клиент - россиянин, более требовательный и более богатый, все чеки выросли - на жилье, на еду, на вино, на услуги, повысился и тип запросов - нужны не лачуги без удобств, а комфортабельное жилье и класс обслуживания.



Крымчане адаптируются, учатся, перестраиваются, осторожно принимают новые блага, с трудом расстаются с деньгами на налоги.



Все придет, все получится, Крым себя еще покажет!

Главное, не путать туризм с иммиграцией.



А вообще Крым - прекрасен.

Все в Крым!

Дмитрий Вишневецкий