Юрий Поляков, живой классик, один из лучших русских писателей за последние лет эдак семьдесят, настоящий патриот и человек, достаточно лояльный к действующей власти, - внезапно был исключен из состава президентского совета по культуре и искусству. По странному стечению обстоятельств, произошло это буквально через несколько месяцев после выхода сборника его публицистики «Желание быть русским».
Нужно сказать, что Юрий Михайлович патриот, но одновременно интернационалист в самых, без преувеличения, лучших советских традициях. До сих пор помню, как он в статье «Лезгинка на Лобном месте», посвященной беспорядкам на Манежной площади из-за убийства выходцами с Северного Кавказа русского парня Егора Свиридова, выводил причины произошедшего во многом из разрушения советской многонациональной литературы:
«Если вы полистаете учебники по литературе советского периода, то сразу заметите, сколь почётное место отведено в них творчеству писателей «народов СССР и РСФСР». Тут вам: Чингиз Айтматов, Эдуардас Межелайтис, Василь Быков, Олесь Гончар, Кайсын Кулиев, Рыгор Бородулин, Петрусь Бровка, Павло Тычина, Мирзо Турсун-заде, Сильва Капутикян, Нодар Думбадзе, Ираклий Абашидзе, Джамбул, Юрий Рытхэу, Расул Гамзатов, Олжас Сулейменов, Давид Кугультинов, Габдула Тукай, Юхан Смуул и т.д. и т.п.
Не берусь судить, действительно ли они самые лучшие в своих национальныхлитературах того периода, но думаю, уверен: из лучших…
А теперь возьмите современные, так сказать, общероссийские учебники по литературе! Вы очень удивитесь, но национальных писателей там почти не осталось. Раз, два и обчёлся. Так, остатки былой советской роскоши. Неужели, получив свободу слова и суверенитета от пуза, сбросив путы пролетарского интернационализма, русификаторства и «старшебратства», национальные авторы стали писать хуже и не выдвигают теперь из своих рядов общефедеральных титанов? Да, разрушение советской культурной политики с её целевой поддержкой национальных литератур не могло не сказаться. Но чтобы будто корова языком слизала…Так не бывает!».
Вот и в первых строках нового сборника Поляков открещивается от звания русского националиста (которое, кстати, периодически примеряет на себя и глава государства): «Не волнуйтесь, друзья, автор – не русский националист, а скорее русский заботник – есть у Даля такое хорошее словцо. И заметки эти написаны именно с позиций русского заботника».
И одновременно, с определенной периодичностью отвешивая дежурные дипломатичности и комплименты верховной власти, бьет в этих заметках совершенно искреннюю тревогу по поводу состояния дел русского народа и табуированности русской темы в общественно-информационном пространстве: «Почему я, чувствуя себя русским, испытываю некий дискомфорт в России, как, впрочем, и многие мои соотечественники? Поверьте, прежде чем усесться за свои заметки, я долго колебался, мол, стоит ли так подставляться? В нашей стране русская тема в открытой публицистике если не запретная, то и небезопасная: тронув ее, легко прослыть русским националистом, а быть русским националистом - совсем не то, что литовским или грузинским националистом. В нашем языке слово «националист», в отличие от английского, имеет отчетливо отрицательную, как сказали бы специалисты, коннотацию. А сочетание «русский националист» - вообще ярлык, который по опасности приближается к желтой звезде времен фашистской оккупации. После публикации моих заметок, полагаю, меня выставят вон из многих почетных общественных органов, из того же совета по культуре и искусству при президенте России. Жаль, конечно, но судьба Отечества важнее, а она напрямую зависит от русского вопроса».
Можно предположить, что вывод Юрия Михайловича из состава президентского совета по культуре и искусству именно после этого сборника суть обычная случайность и совпадение. Можно счесть случайностью и то, что именно после выхода этого сборника книги Полякова стали со всей целенаправленностью пропадать из российских книжных магазинов. Но одновременно с отводом маститого писателя вакантное место в Совете занял воронежский драматург Михаил Бычков, местная версия Марата Гельмана и Кирилла Серебренникова. Г-н Бычков небезуспешно пытается превратить проводящийся в Воронеже Платоновский фестиваль в карнавал либеральных ценностей, в частности, пропихивая в его программу низкопробный спектакль о страданиях немолодого ненатурала, мечтающего стать актером.
И вот эту де-факто замену классика на развратника считать совпадением уже как-то не получается.
Точно так же не получается закрыть глаза на связь этой замены со скандалом вокруг запрета на реконструкцию севастопольского Матросского бульвара. Нет, связь эта не прямая – скорее, концептуальная, в рамках общего отношения правящей нами системы к гражданско-патриотическим ценностям, культуре и историческому наследию.
Ленин в свое время выдвинул теорию существования в каждом государстве двух культур, одной – эксплуатирующего класса, другой – эксплуатируемого. Что ни думай и ни говори про Владимира Ильича, но в современной Российской Федерации эта теория подтверждается совершенно неоспоримо. Русский народ и большинство примыкающих к нему как этносов, так и отдельных граждан вне зависимости от этнической принадлежности, находятся под двойным гнетом собственной, фактической колонизаторской олигархии и бюрократии – и направляющих её как идейно, так зачастую и организационно зарубежных центров сил.
Соответственно, с одной стороны есть истинная национальная культура и стремление к защите русской исторической памяти, одновременно фактически стоящие на защите общей культуры и исторической памяти подавляющего большинства российских граждан. К слову, здесь находится и точка отстаивания и защиты социальных интересов подавляющего надэтнического большинства российских граждан.
Как у социальных, так и у национально-культурных интересов 9/10 российских граждан один и тот же враг: космополитическая властная де-факто захватническая прослойка, опирающаяся на отдельных идейно близких граждан и отдельные социальные и этнические группы, являющиеся выгодополучателями нынешнего положения дел.
Таким образом, с одной стороны мы видим культуру, отстаивающую национальное мировоззрение и консервативные ценности русского народа, а заодно и социальные интересы подавляющего большинства российских граждан вне зависимости от этнической принадлежности. Эту культуру представляет как раз Юрий Поляков и другие громкие и не очень писатели, публицисты, критики, журналисты и иных направлений деятели, трубящие о национальных и социальных (они если не полностью, то в основном совпадают) проблемах страны.
С другой стороны, им противостоит культура – точнее, бескультурье - чиновно-бюрократической прослойки и присосавшихся к ней либеральных, этнических и безыдейно-циничных меньшинств. Для этой «культуры» или бескультурья характерны принципы (точнее, беспринципы) леволиберального и праволиберального толка, а также следующие установки: «патриот это тот, кого таковым считает текущая власть», «патриотизм определяется текущей методичкой от куратора» и, наконец, «патриотизм дело хорошее, но как бы ничего не вышло».
Беспринципы эти, вроде как где-то противоречивые, на самом деле прекрасно стыкуются друг с другом.
Скажем, замена искреннего патриота Полякова на М.Бычкова, проповедника нетрадиционной любви и разнузданной безнравственности и последователя Гельмана и Серебренникова, вполне логична, учитывая, что ранее государство десятками миллионов рублей и престижными должностями поддерживало непосредственно Гельмана и Серебренникова, пока они не начинали впадать в нигилистический раж против текущей власти. Этот нигилизм, в отличие от нигилизма против России как таковой, крайне не поощряется. Ну, а «публицисты» и «аналитики» из провластных СМИ готовы в любой момент обосновать и поддержать выделение любых грантов и льгот любым певцам гомосексуализма. Надо будет – обоснуют, почему гей-парады это традиционная многовековая консервативная наша «скрепа». Обосновывают же вовсю возможную передачу Японии Курил, что никак не лучше гей-парадов. Такой вот ЛГБТ-патриотизм.
Если классово, национально и социально близким персонажам можно и должно получать от управленцев гранты на любые непотребства, то классово чуждым, которые не вышли лицом или свитером, нельзя делать гражданско-патриотические добрые дела даже за свой счет – и ситуация вокруг Севастопольского бульвара как раз тому порука.
В случаях же, где отсутствуют неказенные патриоты, желающие восстановить или попросту сохранить какой-то объект культурно-исторического наследия, а сами чиновники не имеют в этом сохранении какого-то прямого корыстного интереса, побеждает логика «раз нет навара – с глаз долой». Так было месяц назад в городе Боровске, где лишь вмешательство не местных, а столичных общественников помогло спасти уже приговоренные к сносу полтора десятка старинных зданий.
Этот «патриотизм» и эта «культура», которым я чуть выше дал приставку «гей», но которые более уместно и всеохватывающе назвать «патриотизмом и культурой денег, власти и политической сиюминутности» пропитывают всю нашу жизнь и регулярно дают о себе знать мелкими случаями вроде маркерами вроде замены Полякова на Бычкова.
Но порой бывают и особо показательные зарисовки, когда самые главные небожители из властной культуры собственнолично опускаются в низины гонимой культуры исторического и национального большинства, чтобы объяснить всю низменность и неуместность последней. Показательный пример – в 2008 год Петр Авен, один из отцов российского олигархического капитализма девяностых и, через это, всего нынешнего положения дел, написал рецензию на роман только-только матеревшего Захара Прилепина «Санькя». Рецензия была богата одной-единственной мыслью: негоже проповедовать пафос социального переустройства мира, заколачивание «бабок» - вот единственная достойная цель жизни и одновременно культурно-литературная тема.
Прилепин, к слову, урок усвоил, и сначала через дружбу с либеральными борзописцами вроде Дмитрия Быкова, а затем и через сотрудничество непосредственно с властью интегрировался в ту культуру, что престижнее, выгоднее и стоит на авеновских догматах. Полностью в своего, правда, пока не превратился, есть еще маркеры успешности – скажем, британское подданство, которым, как давеча выяснилось, обладает один из главных официозно-патриотических тележурналистов Сергей Брилев…
…И, согласитесь, чего уж нам ждать хорошего при безоговорочном доминировании культурно-информационного поля, все мало-мальски значимые лица которого либо имеют паспорта враждебных России стран, либо получают зарплату у обладателей таких паспортов, либо стремятся попасть в одну из перечисленных категорий.
Впрочем, данный расклад сил всего лишь один из частных фрагментов общей картины «кому на Руси жить хорошо» - но от этого лишь еще тоскливее.
Станислав Смагин
Обсуждение (18)
Россия Империя- у неё должен быть имперский народ который эксплуатирует все остальные народы. Это Московиты- москвичи по современному. Они стырили всё бабло. Они процветают,а вся остальная Россия нищенствует. Надо столицу построить новую для Чиновников посреди России- как Назарбаев Астану построил. Можно им и Кремль построить побольше. Что бы все чиновники за кремлёвской стеной работали.
Везде враги.
Читать не стал. Могу ответить и так. Мне на Руси жить хорошо.
Попытка с помощью "Точки сборки" показать важность Русской весны Платоном Бесединым некогда тоже упёрлась в тупик. Отвод Юрия Полякова также звено этой цепи.. А когда появился в качестве поводыря некий Беркович, то прояснился и вектор на замыливание русского фактора бывшего главным акцентом Русской весны Только киборги не понимающие сакральность великого русского города могли приостановить реконструкцию Матросского бульвара.
Явная ангажированность "эховцев" и их либерального окружения в СМИ откровенно глумящихся над Русским миром не встречает противодействия. Не сложно представить сценарий, как на деньги Ходорковского новоиспечённый "президент" (например, Собчак) поступил бы не только с Крымнашем, но и со всей страной..."Спящие" по прежнему ждут время "Ч"...Труба зовёт.?
Как заявил Жириновский: "Этот новый год будет последним мирным". Будет ли кино "Последнее оливье в Киеве" после 31 марта явью? Вот в чём вопрос...
Аха. И засылают на места губернаторов, которые воруют и ртом и жопой. Достаточно вспомнить недавние аресты в Дагестане ))) Хрень не пишите.
to Корабельщик:
Читать не стал. .
И - правильно. Заказная статейка и автор ничем не лучше упоминаемого поэта Быкова (он тоже весьма образован и некоторые его вещи, напр, лекция о Высоцком весьма полезны (и объективно, и познавательно)). Я бы даже сказал, что Смагин примерил на себя одежку "патриота по методичке от куратора" (заказчика статьи), но не дотянул до того ловкачества, каким обладают жидовины, притягивая за уши "невпихуемое". Судите сами:
1. Когда речь идет о патриотизме вообще (на примере Ю. Полякова), я согласен и поддерживаю 2-мя руками. Но связать замену Полякова на какого-то гея со скандалом на Матросском бульваре - это, извините, из серии "глаз на ж... натянуть" (не в смысле угрозы, а в смысле - самого действия (глаз очень далек от ж...)).
2. А кто такая эта "чиновно-бюрократической прослойка"? - по Смагину - это весь РОССИЙСКИЙ чиновничий аппарат. Но давайте выделим те примеры, которыми он иллюстрирует такой вывод: Брилев с британским паспортом, Авен, Гельман, Серебрянников, Бычков ...Батюшки святы - ни одного русского, одни жидовины! Но если ты пишешь аналитическую статью, так и давай анализ явления, а не греби всех под одну гребенку, сцуко))). А так ты голословно обвиняешь всю власть, куда, между прочим, входит и ЧАМ.
Да, камрады, мы должны признать засилье жидовинского элемента в наших эшелонах власти (я намеренно употребляю староцерковный термин, ибо и жид, и еврей носят отрицательную коннотацию, шо б избежать обвинений в антисемитизме). Но почему автор это замалчивает, если он такой патриот? - то-то...
3. И, наконец, "неказенные патриоты, желающие восстановить или попросту сохранить какой-то объект культурно-исторического наследия" - это истинные патриоты? Пмсм, НЕТ. Объяснение см в моем блоге (пост, и так длинный получился).
Статью в УК о запрете быть русским никто не отменял. Поэтому и иносказательно.Возмущаться не совсем разумно. Недавно было столетие великого русского композитора Георгия Свиридова, так тандем и бровью не повёл... Все ветви т.н. власти и СМИ юбилей проигнорировали, но дружно освещали открытие "Стены скорби". Россия не Русь. Реинкарнированная Хазария.
))) И это пишет украинский тролль. Смотри Ходоса и бойся таких слов, как "Хазария". На Украине этого могут не понять.
1. Даже не знаю, как дальше жить буду...
2. С этой целью чего только не делают, вот и статью написали, которую мы обсуждаем.
3. Синие глаза и блондинистость у ....... тоже бывает, не знали? - так что русскость Вашу это еще не доказывает. Я тоже отношусь с уважением к ним, но это не мешает мне отметить ФАКТ их национальной черты: безудержное стремление к власти. "Так или нет? - в глаза смотреть!"
... А суть моего мнения Вы так и не поняли, ибо выделили второстепенные мом-ты. Читайте блог, там подробнее раскрыто (правда, я не уверен, шо его опубликуют здесь).
Нет, гер-палицай, не так.
Безудержное стремление к власти свойственно всем людям, не имеющим опоры в жизни и мира в душе.
А большинство наших евреев - люди крещеные, многие - воцерковленные.
Все их "кокурентное преимущество" - тысячелетний приоритет семейных ценностей. Люди знающие для кого живут - всегда добиваются большего в этом мире.
В нашем обществе человек без веры и семьи не может иметь стабильную психику. А уж - еврей он или русский - не имеет значения.
У людей с нестабильным нервным состоянием есть два пути - одни ищут власти, другие им завидуют.
Но и те, и те свои эмоции направляют против общего врага - людей стабильностью обладающих. Русских ли - евреев ли... совершенно не важно.
Не отводите свою энергию с решения жизненных задач на "громоотвод" иррациональных эмоций. И все получится.
Властолюбцы будут бороться за власть (единицы ее получают, остальные борятся впустую), завистники - им завидовать... А у Вас все сложится, по уму.