ср, 28/11/2018 - 12:33
1
1434

Кому на Руси жить хорошо 2.0

«Патриотизм определяется текущей методичкой от куратора»? «Патриотизм дело хорошее, но как бы ничего не вышло»?
Станислав Смагин

Юрий Поляков, живой классик, один из лучших русских писателей за последние лет эдак семьдесят, настоящий патриот и человек, достаточно лояльный к действующей власти, - внезапно был исключен из состава президентского совета по культуре и искусству. По странному стечению обстоятельств, произошло это буквально через несколько месяцев после выхода сборника его публицистики «Желание быть русским».



Нужно сказать, что Юрий Михайлович патриот, но одновременно интернационалист в самых, без преувеличения, лучших советских традициях. До сих пор помню, как он в статье «Лезгинка на Лобном месте», посвященной беспорядкам на Манежной площади из-за убийства выходцами с Северного Кавказа русского парня Егора Свиридова, выводил причины произошедшего во многом из разрушения советской многонациональной литературы:

«Если вы полистаете учебники по литературе советского периода, то сразу заметите, сколь почётное место отведено в них творчеству писателей «народов СССР и РСФСР». Тут вам: Чингиз Айтматов, Эдуардас Межелайтис, Василь Быков, Олесь Гончар, Кайсын Кулиев, Рыгор Бородулин, Петрусь Бровка, Павло Тычина, Мирзо Турсун-заде, Сильва Капутикян, Нодар Думбадзе, Ираклий Абашидзе, Джамбул, Юрий Рытхэу, Расул Гамзатов, Олжас Сулейменов, Давид Кугультинов, Габдула Тукай, Юхан Смуул и т.д. и т.п.



Не берусь судить, действительно ли они самые лучшие в своих национальныхлитературах того периода, но думаю, уверен: из лучших…

А теперь возьмите современные, так сказать, общероссийские учебники по литературе! Вы очень удивитесь, но национальных писателей там почти не осталось. Раз, два и обчёлся. Так, остатки былой советской роскоши. Неужели, получив свободу слова и суверенитета от пуза, сбросив путы пролетарского интернационализма, русификаторства и «старшебратства», национальные авторы стали писать хуже и не выдвигают теперь из своих рядов общефедеральных титанов? Да, разрушение советской культурной политики с её целевой поддержкой национальных литератур не могло не сказаться. Но чтобы будто корова языком слизала…Так не бывает!».



Вот и в первых строках нового сборника Поляков открещивается от звания русского националиста (которое, кстати, периодически примеряет на себя и глава государства): «Не волнуйтесь, друзья, автор – не русский националист, а скорее русский заботник – есть у Даля такое хорошее словцо. И заметки эти написаны именно с позиций русского заботника».



И одновременно, с определенной периодичностью отвешивая дежурные дипломатичности и комплименты верховной власти, бьет в этих заметках совершенно искреннюю тревогу по поводу состояния дел русского народа и табуированности русской темы в общественно-информационном пространстве: «Почему я, чувствуя себя русским, испытываю некий дискомфорт в России, как, впрочем, и многие мои соотечественники? Поверьте, прежде чем усесться за свои заметки, я долго колебался, мол, стоит ли так подставляться? В нашей стране русская тема в открытой публицистике если не запретная, то и небезопасная: тронув ее, легко прослыть русским националистом, а быть русским националистом - совсем не то, что литовским или грузинским националистом. В нашем языке слово «националист», в отличие от английского, имеет отчетливо отрицательную, как сказали бы специалисты, коннотацию. А сочетание «русский националист» - вообще ярлык, который по опасности приближается к желтой звезде времен фашистской оккупации. После публикации моих заметок, полагаю, меня выставят вон из многих почетных общественных органов, из того же совета по культуре и искусству при президенте России. Жаль, конечно, но судьба Отечества важнее, а она напрямую зависит от русского вопроса».



Можно предположить, что вывод Юрия Михайловича из состава президентского совета по культуре и искусству именно после этого сборника суть обычная случайность и совпадение. Можно счесть случайностью и то, что именно после выхода этого сборника книги Полякова стали со всей целенаправленностью пропадать из российских книжных магазинов. Но одновременно с отводом маститого писателя вакантное место в Совете занял воронежский драматург Михаил Бычков, местная версия Марата Гельмана и Кирилла Серебренникова. Г-н Бычков небезуспешно пытается превратить проводящийся в Воронеже Платоновский фестиваль в карнавал либеральных ценностей, в частности, пропихивая в его программу низкопробный спектакль о страданиях немолодого ненатурала, мечтающего стать актером.

И вот эту де-факто замену классика на развратника считать совпадением уже как-то не получается.



Точно так же не получается закрыть глаза на связь этой замены со скандалом вокруг запрета на реконструкцию севастопольского Матросского бульвара. Нет, связь эта не прямая – скорее, концептуальная, в рамках общего отношения правящей нами системы к гражданско-патриотическим ценностям, культуре и историческому наследию.



Ленин в свое время выдвинул теорию существования в каждом государстве двух культур, одной – эксплуатирующего класса, другой – эксплуатируемого. Что ни думай и ни говори про Владимира Ильича, но в современной Российской Федерации эта теория подтверждается совершенно неоспоримо. Русский народ и большинство примыкающих к нему как этносов, так и отдельных граждан вне зависимости от этнической принадлежности, находятся под двойным гнетом собственной, фактической колонизаторской олигархии и бюрократии – и направляющих её как идейно, так зачастую и организационно зарубежных центров сил.



Соответственно, с одной стороны есть истинная национальная культура и стремление к защите русской исторической памяти, одновременно фактически стоящие на защите общей культуры и исторической памяти подавляющего большинства российских граждан. К слову, здесь находится и точка отстаивания и защиты социальных интересов подавляющего надэтнического большинства российских граждан.

Как у социальных, так и у национально-культурных интересов 9/10 российских граждан один и тот же враг: космополитическая властная де-факто захватническая прослойка, опирающаяся на отдельных идейно близких граждан и отдельные социальные и этнические группы, являющиеся выгодополучателями нынешнего положения дел.



Таким образом, с одной стороны мы видим культуру, отстаивающую национальное мировоззрение и консервативные ценности русского народа, а заодно и социальные интересы подавляющего большинства российских граждан вне зависимости от этнической принадлежности. Эту культуру представляет как раз Юрий Поляков и другие громкие и не очень писатели, публицисты, критики, журналисты и иных направлений деятели, трубящие о национальных и социальных (они если не полностью, то в основном совпадают) проблемах страны.

С другой стороны, им противостоит культура – точнее, бескультурье - чиновно-бюрократической прослойки и присосавшихся к ней либеральных, этнических и безыдейно-циничных меньшинств. Для этой «культуры» или бескультурья характерны принципы (точнее, беспринципы) леволиберального и праволиберального толка, а также следующие установки: «патриот это тот, кого таковым считает текущая власть», «патриотизм определяется текущей методичкой от куратора» и, наконец, «патриотизм дело хорошее, но как бы ничего не вышло».



Беспринципы эти, вроде как где-то противоречивые, на самом деле прекрасно стыкуются друг с другом.

Скажем, замена искреннего патриота Полякова на М.Бычкова, проповедника нетрадиционной любви и разнузданной безнравственности и последователя Гельмана и Серебренникова, вполне логична, учитывая, что ранее государство десятками миллионов рублей и престижными должностями поддерживало непосредственно Гельмана и Серебренникова, пока они не начинали впадать в нигилистический раж против текущей власти. Этот нигилизм, в отличие от нигилизма против России как таковой, крайне не поощряется. Ну, а «публицисты» и «аналитики» из провластных СМИ готовы в любой момент обосновать и поддержать выделение любых грантов и льгот любым певцам гомосексуализма. Надо будет – обоснуют, почему гей-парады это традиционная многовековая консервативная наша «скрепа». Обосновывают же вовсю возможную передачу Японии Курил, что никак не лучше гей-парадов. Такой вот ЛГБТ-патриотизм.



Если классово, национально и социально близким персонажам можно и должно получать от управленцев гранты на любые непотребства, то классово чуждым, которые не вышли лицом или свитером, нельзя делать гражданско-патриотические добрые дела даже за свой счет – и ситуация вокруг Севастопольского бульвара как раз тому порука.

В случаях же, где отсутствуют неказенные патриоты, желающие восстановить или попросту сохранить какой-то объект культурно-исторического наследия, а сами чиновники не имеют в этом сохранении какого-то прямого корыстного интереса, побеждает логика «раз нет навара – с глаз долой». Так было месяц назад в городе Боровске, где лишь вмешательство не местных, а столичных общественников помогло спасти уже приговоренные к сносу полтора десятка старинных зданий.



Этот «патриотизм» и эта «культура», которым я чуть выше дал приставку «гей», но которые более уместно и всеохватывающе назвать «патриотизмом и культурой денег, власти и политической сиюминутности» пропитывают всю нашу жизнь и регулярно дают о себе знать мелкими случаями вроде маркерами вроде замены Полякова на Бычкова.

Но порой бывают и особо показательные зарисовки, когда самые главные небожители из властной культуры собственнолично опускаются в низины гонимой культуры исторического и национального большинства, чтобы объяснить всю низменность и неуместность последней. Показательный пример – в 2008 год Петр Авен, один из отцов российского олигархического капитализма девяностых и, через это, всего нынешнего положения дел, написал рецензию на роман только-только матеревшего Захара Прилепина «Санькя». Рецензия была богата одной-единственной мыслью: негоже проповедовать пафос социального переустройства мира, заколачивание «бабок» - вот единственная достойная цель жизни и одновременно культурно-литературная тема.



Прилепин, к слову, урок усвоил, и сначала через дружбу с либеральными борзописцами вроде Дмитрия Быкова, а затем и через сотрудничество непосредственно с властью интегрировался в ту культуру, что престижнее, выгоднее и стоит на авеновских догматах. Полностью в своего, правда, пока не превратился, есть еще маркеры успешности – скажем, британское подданство, которым, как давеча выяснилось, обладает один из главных официозно-патриотических тележурналистов Сергей Брилев…



…И, согласитесь, чего уж нам ждать хорошего при безоговорочном доминировании культурно-информационного поля, все мало-мальски значимые лица которого либо имеют паспорта враждебных России стран, либо получают зарплату у обладателей таких паспортов, либо стремятся попасть в одну из перечисленных категорий.



Впрочем, данный расклад сил всего лишь один из частных фрагментов общей картины «кому на Руси жить хорошо» - но от этого лишь еще тоскливее.



Станислав Смагин