вт, 05/05/2020 - 14:56
1
6469

Как из нужды делают добродетель

Есть возражения против онлайнобесия, объявляемого ныне лекарством от всех скорбей.
Максим Соколов

Скандал, случившийся с Никитой-бесогоном и эффективными менеджерами канала "Россия-24", вряд ли связан с разоблачениями бесовской сущности Билла Гейтса, которые позволил себе Н. С. Михалков.

Гейтса давно обличают во всех смертных грехах – "По рогам ему и промеж ему" – а ему все равно, он не внемлет ничему. И почему он должен остро реагировать на речи режиссера?

Более интересна жесткая реакция начальства в связи с тем, что Н. С. Михалков критически отозвался не только о далеком Гейтсе, а и знатных людях нашего города – главе Сбербанка Г. О. Грефе и главе верхней палаты В. И. Матвиенко. Которые отметились чрезвычайно энтузиастическим отношением к практике дистанционного образования.

Греф, давно уже выдвигающий смелые идеи насчет реформирования школы, сегодня, когда по причине морового поветрия закрыли школы и институты, ощутил себя на коне:

 

"Последние три года мы очень активно разрабатывали школьную цифровую платформу, наша цель была в следующем году, с 1 сентября 2021 г. эту школьную платформу разместить в тысяче школ. А с 1 сентября 2020 г. — в 150 школах. Что сделал с нами кризис? За полтора месяца кризиса, по просьбе губернаторов и директоров школ, мы развернули эту платформу в двух тысячах школ, и сегодня на ней уже реально учатся 500 тысяч школьников".

О благодетельной эпидемии говорила и В. И. Матвиенко:

"Будущее именно за такой системой. Во всяком случае, я придерживаюсь такой позиции… Надо понимать, что дистанционное обучение теперь уже не будет практиковаться как резервный, временный способ только в чрезвычайных ситуациях вроде нынешней, оно имеет немало плюсов".

О прогрессивном Я. И. Кузьминове и говорить нечего. Он страстный партизан онлайн-жизни, а тут счастье привалило в виде заразы, когда воленс-ноленс пригодится жить онлайн.

Конечно, в экстренных условиях в народном просвещении приходится прибегать к любым средствам, поскольку альтернатива – вообще потеря года, а то и более.

Вспомним, как выглядело школьное дело в годы войны, да и в послевоенные годы при тогдашней страшной разрухе. Не говорим уже о детях, попавших в зону боевых действий или под оккупацию. Но и относительно благополучном тылу была нехватка всего – школьных зданий, преподавателей, учебников и даже простейших принадлежностей для письма. Чтобы дети писали прописи и решали арифметические примеры, в ход шла уже исписанная бумага и старые газеты – нужда заставит.

Однако, никому не приходило в голову объявлять такие приметы лихолетья нормой. Все ждали, когда школы вернутся к своему обычному состоянию.

Нынешнее онлайн-образование – это примерно как писать на старых газетах. В принципе можно, но удобство соответствующее. Даже и при живом контакте учителя и ученика не все получается ладно, сколь же неладно выходит при электронном общении. Жалоб предостаточно.

Но кроме неизбежных блох в программном обеспечении, дающих соответствующее качество интерфейса, кроме того, что не всякий преподаватель является продвинутым интернет-пользователем – а что делать Марьиванне, учительнице начальных классов? – кроме того, что и ученики не все компьютерные гуру, есть еще два принципиальных возражения против онлайнобесия, объявляемого ныне лекарством от всех скорбей.

Во-первых, сейчас все говорят о самоотверженном служении врачей – хвала им и нижайшая благодарность. Но зададимся вопросом: что было бы, если бы медицинский кадр был подготовлен по онлайн-методике Грефа-Кузьминова? Анатомический театр онлайн, визуальная диагностика онлайн, прощупывание "болит – не болит" онлайн etc.

Слава Богу, что реформаторы образования пока не очень наследили в медицине – иначе никакая самоотверженность не помогла бы.

Но это относится далеко не только к медицине, она просто – самый яркий пример. А подготовка офицеров? инженеров? химиков? биологов? Проводить маневры онлайн и резать лягушек онлайн?

Да и вообще уже много веков личное ученичество считалось краеугольным камнем образования. Но, конечно, Греф знает лучше.

Во-вторых, есть такой образовательный феномен, как одноклассники, однокурсники, однокорытники. Т. е. система социальных связей, приобретаемая в процессе образования, которую онлайн не получишь. Те же американские университеты Лиги Плюща, которые для наших реформаторов, как свет в окошке, как раз очень сильно дают эти социальные связи – за что образование в них так и ценится.

См. также неполиткорректное высказывание премьера С. Ю. Витте о выпускниках привилегированного Императорского училища правоведения – "Правоведы все держатся друг за друга, как жиды в своем кагале". Онлайном такого не возьмешь.

И кстати, если дистанционное образование – не вынужденная мера в час лихолетья, но всеобщее светлое будущее, то зачем ВШЭ завладевает, как не в себя, все новой и новой недвижимостью? Оставить одно здание под дата-центр, а остальные площади отдать для богоугодных дел – лазареты, богадельни etc. Ну, и небольшой офис для ректората.

В нынешнем онлайнобесии примечательна неспособность апостолов нового учения отвечать на простейшие вопросы вроде вышеприведенных. Обыкновенно так ведут себя люди, в принципе не готовые кому-либо отдавать отчет.

Максим Соколов