1342

Херсонес не наш: русская Мекка или Вавилон?

В местах силы важно сохранять дух и аутентичность.

Херсонес не наш: русская Мекка или Вавилон?
Свято-Владимирский собор в Херсонесе

В Херсонесе на Рождество более 100 верующих не пустили на службу во Владимирский собор. Те возмутились, отшумели. Но история эта, к сожалению, не из ряда вон, а вполне ожидаемая, учитывая то, что происходит в Херсонесе последние годы. И нечто подобное ещё может повториться.

Полагаю, не стоит детально объяснять, что значит Херсонес с исторической, культурной, политической точки зрения. Здесь — неслучайно он включён в списки всемирного наследия ЮНЕСКО — сконцентрировано и греческое, и римское, и византийское, и другое наследие. Собственно, Херсонес во многом уникален именно тем, что нет в России точно, а, возможно, и в мире столь уникальной точки сборки разных культур, разных цивилизаций.

Для Русского мира же, выражусь так, город этот, существовавший 20 веков — исток истоков, начало начал. Здесь, согласно преданию, крестился князь Владимир, и отсюда же Кирилл и Мефодий несли письменность на Русь. Изначально, к слову, они искали мощи папы Климента Римского, проповедовавшего также на территории современного Севастополя — Инкермана.



Так что более чем оправданы знаковые слова Владимира Путина о том, что Херсонес — русская Мекка. То же, что у иудеев Храмовая гора. Уж не знаю, как к своей горе относятся иудеи. Но вот отношение к Херсонесу меня — да и многих севастопольцев — категорически не устраивает. Его превращают не в Мекку, а в Вавилон; «огонь печей Вавилона опаляет твое лицо».

Не пустить верующих на рождественскую службу — не позор даже, а позорище. Однако новость ли это? Ведь чтобы попасть в храм — надо заплатить. Сколько раз я сталкивался с подобным.



Говоришь:

— Я в храм.

А тебе чеканным голосом отвечают:

— В храм рано. Билет купите — и идите.

Так почему, чтобы поставить свечку, помолиться во Владимирском соборе, я должен заплатить 100 рублей? Это, кстати, возмущает и служителей самого храма. А главное — тон, которым говорится «билет купите», больше подходит Томасу Торквемаде, нежели сотрудникам Херсонеса. С каких пор у нас церковь посещают по расписанию?

При этом, да, для севастопольцев вход как бы бесплатный. Однако на кассе я несколько раз показывал фото паспорта на телефоне — с пропиской и всеми делами, — а мне опять чеканным тоном: «Только оригинал». То есть, чтобы попасть в храм, я должен повсюду таскать с собой паспорт? К Богу разве с документами ходят?

Собственно, напомню, что в Херсонесе есть застарелый конфликт между учёными и церковниками. Обе стороны, на самом деле, по-своему правы. Беда в другом — в том, что кто-то, пользуясь русской Меккой, вдруг решил зарабатывать деньги. Впрочем, и это не беда. Зарабатывайте, облагораживайте, но не в таком же тоне и не в таком виде! Оттого и случаются инциденты, как на Рождество.

Или вот приезжаешь в Херсонес с серьёзными людьми, платишь за вход, ясное дело. Прогуливаешься, рассказываешь о столь чудном месте. И тут подлетают возбуждённого вида люди и начинают объяснять, что право экскурсии есть только у сотрудников. Так что, простите, заткнуться и молчать?

Да, Херсонес облагораживают. Тут ведь опера проходит. Сам президент на неё приезжает. И это хорошо. Плохо другое — то, что облагораживание это фанерное, пластиковое, искусственное. Оно, собственно, убивает дух, аутентичность места.

А началось всё с эпической лестницы, которая ведёт к Базилике 1935 года (один из символов Херсонеса). Да, раньше там было старое не пойми что, но кто додумался вместо этого влепить тусклую серую массу, больше соответствующую супермаркетам, но никак не памятнику архитектуры? Или все эти милые деревянные настилы, указатели соответствуют духу Херсонеса? Так, что и по родной земле не пройтись.

Полагаю, что заниматься великим местом, безусловно, надо — однако продуманно и осторожно — так, чтобы не нарушить атмосферы, складывающейся, без преувеличения, тысячелетиями. И если музей античности — новый, открытый при России — просто великолепен, то многое остальное в Херсонесе требует существеннейших доработок, и повторяю — куда более внятного, продуманного, бережливого подхода. Тогда и результаты будут иными. Не то, что сейчас.

                               

А главное — пора уже прекратить (тем более, в таком месте силы) эти вечные поборы и конфликты, оставляющие самое тягостное впечатление. Не сборщики же подати, в конце концов, на входе стоят. Ведь любое место — это не только истории из прошлого, но и люди, пребывающие здесь в настоящем. Общий тон задаётся массой факторов. И если Херсонес, как то задумывалось, станет русской Меккой (а так быть единственно должно!), то подход надо кардинально менять.

Это, впрочем, касается многого происходящего в Севастополе, где у местных появляется всё более явственное ощущение, что выселяют их куда-то на обочину, что они вроде и не хозяева в родном городе. Об этом, впрочем, поговорим в другой раз. Обстоятельно.

А пока передадим большой привет Херсонесу с надеждой на то, что верующие, наконец, смогут беспрепятственно посещать Владимирский собор, а из самого места силы перестанут лепить нечто фальшивое, с обилием инсталляций (работающих, кстати?) и понтов. Есть ведь такое слово «аутентичность». Не стоит о нём забывать. Как и об уважении к людям.

Платон Беседин

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user strelec
23918

Херсонес превращают в Вавилон руководители-менеджеры  без исторического  образования. На иное они не способны.

Profile picture for user zagava
6720

to strelec:  зато эти руководители  знают, как заработать деньги с помощью стражей на воротах. А деньги для них не пахнут

Profile picture for user гейзер
3341

К синанагоге проход свободен. Идите туда, ЯХВЕ един.

Profile picture for user Беспокойный
1256

Написано все верно.

Но как-то уж очень мягко, как будто извиняясь...

За чужое хамство.

Profile picture for user лучик света
911

если вернуться к итсории, то народ же не выбирал себе христианство, его выбрал Владимир, принял здесь, в Херсонесе, и повёз в Киев насаждать и утверждать повсеместно. поэтому политики и государи всегда вмешивались в ход церковных дел, хоть всегда и декларируют обратное. поэтому и символы веры в виде соборо, храмов, ритуалов - это всего лишь символы и порядки, сложившиеся со временем и согласованные с государством, и ничего общего с реальной верой, с внутренними убеждениями человека не имеющие. поэтому не стоит и сильно огорчаться о характере таких правил и ритуалов - это всего лишь пыль, примета времени, равно как и освящение ракетных установок.

Profile picture for user Sana0206
662

to Беспокойный:  точно,уж очень мягко написано,как-будто оглядываясь на строгого дядю,как бы чего не вышло.

Profile picture for user Polrewq
12

 

to Беспокойный:  точно,уж очень мягко написано,как-будто оглядываясь на строгого дядю,как бы чего не вышло.

 

to Sana0206:  Не все же храбрые- а Платона отлучат от эфиров на ГосТВе если будет слишком откровенно писать.  А на форпосте забанят -если откровенно написать о причинах такого поведия чиновников в Севастополе.

 

Profile picture for user Небудилихопокаонотихо
11

Последний раз был в Херсонесе летом. ничего не платил.

Что, стали брать 100 р.? Правильно. Давно пора.

Но на службу закрывать доступ нельзя.

Помню, раньше - идут в шортах, с полотенцами - "мы, на службу" - и охрана их пропускает.

Так что - недорозуменя естественно стали возникать.

Но зимой, на Рождество... Это не опрпавдано ни чем.  

Profile picture for user Небудилихопокаонотихо
11

))) Место силы... Это - не про Херсонес. Не про православную святыню.

Павославие - использует термин благодать.

Места силы - ничто, по сравнению с благодатными местами.

Ищущие мест силы, как правило, церковную благодать ненавидят. У них даже лица кривятся, лишь при упоминании о церковной благолати.

Посмотрите на комментарии на данном ресурсе. Все церковноненавистники пишут о неких силовых и очистительных влияниях купания в водах Херсонеса, когда храм был в поругании. 

Profile picture for user maxs
873

не все такие умники, как современная молодёжь. Большинство живёт ветхими, штампованными представлениями, увы. 

Фото паспорта на смартфоне - не проходит. А паспорт таскать с собой опасно - можно потерять, будешь потом в очереди стоять восстанавливать или не улетишь на самолёте без него. 

Profile picture for user maxs
873

да, "место силы" - для тех, кто исповедует язычество. Варварство исповедует. 

Profile picture for user maxs
873

"право экскурсии есть только у сотрудников" - это вообще возмутительно. Это в высшей степени возмутительно. Знающим людям нельзя рассказывать о Херсонесе на его территории? 

 

Profile picture for user maxs
873

насчёт ветхих, штампованных представлений. Это - общее среднее, так называемое общее среднее. Собирается множество людей, все начинают спорить, талдычат, кричат, шумят, все недовольны. Всем надо прийти к какой-то точке зрения, которая устроила хотя бы общую часть людей. Она и является так называемой общей серединой. Которая обладает устойчивостью. Чтобы все приняли что фото на смартфоне обладает такими же правами как оригинал паспорта - надо поменять свою точку зрения, а с точки зрения консервативного большинства это нелегко. Я тоже не хочу ходить везде со смартфоном!!!!!!!!!!!! Мне смартфон - пустое место! Клавиатура на смартфоне мельче моих и так маленьких пальцев, мне неудобно. Мне не нравится, я не хочу! 

Profile picture for user Absolut
2532

А пока передадим большой привет Херсонесу с надеждой на то, что верующие, наконец, смогут беспрепятственно посещать Владимирский собор, а из самого места силы перестанут лепить нечто фальшивое, с обилием инсталляций (работающих, кстати?) и понтов. 

Большой привет Херсонесу уже передал Тихон Шевкунов в фильме https://www.youtube.com/watch?v=WbJpJIFL72c....А вот мнение Сергея Шаргунова по этому вопросу было бы интересно, как и мнение Никиты Михалкова.

Profile picture for user господин ПЖ
462

Не раз официально заявлялось, что для Руси главная ценность принятия/насаждения православия, византийской цезаре-папистской версии христианства - это использование его как средства для укрепления сильной централизованной авторитарной светской власти, узурпирующей народный суверенитет, утверждение её приоритета перед любыми другими ценностями, превращение такой власти в своего рода идола, кумира для поклонения. Глядя на варварское бюрократическое администрирование, в том числе и в Херсонесе, нельзя не отметить, что оно является, в том числе, и  выражением утверждённой таким православием модели отношений между властью и народом - за что боролись, на то и напоролись. Превращение Херсонеса в "православную Мекку" - звучит пошло, вторично, невежественно и меркантильно: Херсонес не пародия на что либо, Херсонес уникален! Херсонес - это Херсонес во всём богатстве своей двухтысячелетней истории, значение которой вовсе не сводится к легендарному эпизоду с принятием христианства киевским князем, как хотелось бы представить нынешним конъюнктурщикам.

Profile picture for user Амазонка
2607

Это, впрочем, касается многого происходящего в Севастополе, где у местных появляется всё более явственное ощущение, что выселяют их куда-то на обочину, что они вроде и не хозяева в родном городе.

Боюсь. что нас ожидает судьба Москвы, где москвичей в общей массе осталось ничтожное колличество. Слишком привлекательной оказалась  наша земля для желающих пожить на берегу теплого моря. Ну что-то вроде Турции,  только без турок.  Да и хорошо бы без местных. Отдельный разговор  о проходимцах всех мастей, ринувшихся в Севастополь  на большие федеральные деньги  (именно последним очень выгодно объявить севастопольцев недороссиянами, а себя истинными патриотами России).  

Какая там история, какие святыни, о чем вы?