826

Донбасс за неделю: операция «реинтеграция» и коммунальный саботаж

Неделя была полна идеями о реинтеграции Донбасса в состав Украины.
Донбасс за неделю: операция «реинтеграция» и коммунальный саботаж

Жизнеспособна ли хоть одна из идей о реинтеграции и от чего страдали жители республик, пока политики пиарились?

Сама садик я садила…

На этой неделе в украинский политикум и в европейские круги стремительно ворвалась новая мода – создавать на бумаге планы возвращения Донбасса и презентовать их СМИ и общественности.

Первооткрывателем недели стал спецпредставитель СММ ОБСЕ в Контактной группе в Минске Мартин Сайдик. О своем плане он рассказал австрийской газете Kleine Zeitung в понедельник, 28 января.

Так, согласно новому плану, в Донбассе должно быть создано агентство по реконструкции под эгидой Евросоюза, подобное тому, которое ранее действовало во время конфликта на Балканах, и переходные нейтральные администрации ООН под управлением ЕС. Кроме того, Сайдик считает необходимым объединение ООН и ОБСЕ, которые буду работать под одним руководством, неся в себе полицейский и военный компоненты. Эдакий боснийский вариант – «голубые каски» по всей территории Донбасса.

Дипломат-европеец считает, что новый план должна согласовать «нормандская четверка» и утвердить парламенты стран. Однако Россия сразу же заявила, что с концептом не знакома и передала эстафету его оценки и согласования сторонам конфликта – республикам и Украине. В Донецке план сразу же отвергли, заявив, что ничего общего с Минскими соглашениями в нем нет, а украинский МИД Павел Климкин отметил, что в нем отсутствуют те предложения, которые устраивают Киев. Да и в ООН отметили, что никаких документов на этот счет от ОБСЕ им не поступало и они вообще не в курсе планов спецпредставителя миссии. Выходит почти как в русской народной песне - "сама Сайдик я садила.

На следующий день, 29 января, свой альтернативный план представил общественности небезызвестный Виктор Медведчук, которого в Донецке уважают за помощь в согласовании обменов пленными между Киевом и Республиками. Украинский политик предложил возвращать Донбасс политическим путем, но впихивать его обратно в Незалежную не на правах «особого статуса», как прописано в Минске-2, а предоставить региону автономию и закрепить это право конституционно. Также, по его словам, народу должны быть предоставлены гарантии безопасности. Вероятно, речь здесь идет об амнистии для тех, кто принимал участие в конфликте со стороны ополчения.

Республики и Украина от комментариев плана Медведчука воздержались. Очевидно, что на Украине всерьез этого политика пока не воспринимают и на такие условия пойдут только в случае полной смены конфигурации украинской власти – начиная от президента и заканчивая парламентом, выборы которого состоятся осенью 2019 года. А Донбассу попросту не была дана команда комментировать фантазии украинского депутата.

Использовала в качестве предвыборного пиара тему Донбасса и Крыма и Юлия Тимошенко. «Вона» также сформулировала свои предложения, назвав их новым планом урегулирования, который базируется на переговорном процессе в стандартах Будапештского меморандума и создании новой украинской армии по стандартам НАТО. И больше никакой конкретики и подробностей. Зато красиво, с чувством и расстановкой, прямо со сцены во время съезда возглавляемой партии.

Прорекламировал себя на украинских мечтах о возврате Донбасса на этой неделе и кандидат в депутаты экс-глава СБУ Анатолий Гриценко. В среду, 30 января он озвучил свои предложения на тему реинтеграции шахтерского края. Почему-то бывший силовик считает, что неподконтрольные Киеву районы можно вернуть в течении пяти лет. Для этого на первом месте, по его мнению, необходим контроль над 400 км границы между республиками и Россией, ведь «если будет заходить новое оружие, то никакая международная миссия туда не войдет». Также кандидат отметил важность амнистии для тех, кто не причастен к тяжким преступлениям. Впрочем, все то же самое – нереализуемые Минские соглашения, только в профиль, и в том порядке, который выгоден Украине.

Ну и, конечно, свои высказывания на тему Донбасса неоднократно озвучивал в течении последних нескольких недель действующий гарант украинской конституции Петр Порошенко. Правда, все они достаточно разрозненны и отрывочны, мало похожи на план или концепцию и за версту несут популизмом. Часть из них президент озвучил во время своего томос-тура по городам Украины, часть ввернул в сочинение на общую тему во время съезда своей партии и объявления об участии в выборах. Итак, основные тезисы по Донбассу, озвученные Порошенко: «холодный мир» с Россией, никакого «особого статуса» и федерализации, а вместо этого миротворческий контингент Донбассу и боеспособная армия у его границ. В общем, старая песня – Порошенко остается верен себе и своему курсу сохранения конфликта в состоянии ни войны, ни мира.

Как видим, концепты решения конфликта в Донбассе на этой неделе предоставлены в разных вариациях и, фактически, на любой вкус. Конечно, в рамках избирательных кампаний кандидатам грех не давить на больные точки электората, будь-то Донбасс или Крым. Тем не менее, на словах и бумаге, как обычно, все бодро и задорно, а на практике же ни одна из предложенных версий реинтеграции Донбасса не является жизнеспособной и даже частично воплощаемой в жизнь. Да и спросил ли хоть кто-то у самих жителей Донбасса, хотят ли они туда возвращаться?

Мусорные проблемы и кадровый голод

Пока украинские и европейские политики устраивали мозговой штурм по поводу реинтеграции региона обратно, внутри самой ДНР всю неделю жители страдали от проблем коммунальных. В первую очередь, это снова касалось прекращения вывоза мусора, о котором ранее уже писал ForPost. Проблема по-прежнему остается нерешенной. Фото в соцсетях донбассовцы публикуют неутешительные, посты – гневные.

Это при том, что погода в Донбассе уже стабилизировалась – снег укатан под колесами машин и доступ к мусорным бакам для мусоровозов теперь открыт. В конце этой недели глава ДНР Денис Пушилин заявил, что дает коммунальщикам три дня на решение этой проблемы, которая вот уже месяц портит настроение жителям и превращает город в большую свалку. В Луганске, кстати, ситуация аналогичная. Проблемы в ЛНР начались ровно в те же сроки, что и в Донецке – с начала года, однако внятных объяснений почему так произошло власти обеих республик не дают.

С перебоями в последнюю неделю стал работать и городской электротранспорт – жители жалуются, что трамваи ходят раз в час, да и количества троллейбусов на маршрутах стало катастрофически не хватать.

«С утра на работу доехать стало проблематично – трамвай №3 ходит раз в 40 минут - час, вагон приезжает уже битком набитый. Такое ощущение, что на маршруте их максимум два. Раньше такого не было, что же произошло? С нового года и с мусором проблемы, и с трамваями», - сетует дончанка Лариса Мельникова. 

Отчасти это связано с погодой (наледь на рельсах), отчасти виной этому побитая временем и снарядами техника и кадровый голод - согласно официальным данным, предприятию Донэлектроавтотранс сейчас не хватает 152 водителя троллейбуса и почти 100 водителей трамваев. Объявление о срочном поиске работников висит не только на официальном сайте предприятия, но и внутри каждого вагона. Зарплату потенциальным сотрудникам предлагают от 6500 тысяч до 9200 рублей за посменную работу. Особо не разгуляешься.

Помимо этого, срочно необходим городу и обслуживающий городской транспорт персонал – электрики, слесари, электромонтеры контактных сетей, уборщики подвижного состава. Здесь зарплаты еще меньше, поэтому желающих работать днем с огнем не сыщешь. Тем не менее, проблема острая и требующая оперативного вмешательства властей, так как Донецк попросту погибнет без общественного транспорта.

Троллейбусы прекратили движение из-за повреждения контактной сети

«В 2014 и 2015, когда в город с разных сторон летели снаряды и каждый день убивали людей, транспорт работал почти без перебоев. Всё оперативно ремонтировалось – порванные троллеи, поврежденные рельсы. Снег чистили, дорожки посыпали ото льда, летом сажали цветы, воду подвозили, когда не было. Власти и коммунальщики реагировали на все проблемы очень оперативно. Сейчас же происходит что-то непонятное, какие-то бесконечные перебои, какой-то коммунальный саботаж. Это все повергает в уныние и отражается на нас всех, на нашей вере в будущее», - делится с ForPost житель Донецка Ярослав Т.

Понятно, что новым властям, только недавно приступившим к работе, необходимо время для налаживания ситуации и оперативного решения проблем. В относительно мирные времена все негоразды, которые не видны были за активной фазой войны, всегда вылазят на первый план, приводя за собой недовольство граждан и неверие во власть. Но в данном случае, выход из сложившейся ситуации один – повысить стоимость проезда в общественном транспорте, чтобы иметь возможность хотя бы на 20% поднять зарплаты и привлечь сотрудников в коммунальные предприятия. Без сомнения, граждане отнесутся к такой мере с пониманием, учитывая, что нынешняя стоимость проезда в донецких трамваях и троллейбусах остается смехотворно низкой - 3 рубля. Иначе республика рискует еще больше погрузиться в бесперспективность, оставшись без общественного транспорта насовсем.

Закончилась неделя на Донбассе позитивно только для автомобилистов - бензин подешевел еще на 2 рубля и теперь его цена сравнялась с ценой для российского потребителя.

В Донецке по этому поводу шутят – это знак, что всем пора пересаживаться на машины.

Марина Лютая

Фото автора

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Прохор Николаевич
20

С Донбасса все работоспособные свалили, остались только старики. Работать там некому. Укры старикам платят пенсии.