694

Донбасс за неделю: Донецк-Россия. 150 лет в пути

Спустя 5 лет простоя в Донецке, наконец-то, запустили ж\д вокзал, а еще справили полуторавековой юбилей города, рождением своим обязанного России и так отчаянно туда вновь стремящегося. 
Донбасс за неделю: Донецк-Россия. 150 лет в пути

Железка заработала?

В понедельник, 19 августа донецкие СМИ и группы в соцсетях облетела позитивная новость – после пятилетнего простоя запускают донецкий железнодорожный вокзал. 



Донецкий ж/д вокзал 19 августа

Обновленный и реконструированный к Евро-2012, принимавший сотни поездов и электричек в день, донецкий вокзал в 2014 году прекратил свою работу. Как рассказывал ранее ForPost экс-председатель Народного совета ДНР Андрей Пургин последний состав, ушедший оттуда в 2014 году, был составом с обломками малазийского Боинга и останками погибших в авиакатастрофе в небе над Донбассом.

С тех пор пять лет гавань для поездов оставалась закрытой – составы спрятали в депо, голос диспетчера замолк, спешащие люди с сумками и бабушки, торгующие пирожками, исчезли. Казалось, что навсегда. 

Досталось за эти году донецкой железке не мало: снаряды не раз вздымали поржавевшие рельсы, а перрон регулярно усыпали зеленые стекла наземного перехода, вылетавшие из-за осколков украинских снарядов.



Вокзал после обстрела 2015 года

Тем не менее, вокзал никогда не оставался пустым полностью. За время простоя он выполнял другие функции: был наблюдательным пунктом для СЦКК и ОБСЕ, убежищем для жителей поселка Застанционный, кого обстрел застигал по дороге домой, переговорным пунктом. В конце 2017 года, когда в Донецке пропал МТС, практически единственным местом, где люди могли выходить на связь с родственниками с украинской части Донбасса, был именно он. Устойчивый сигнал был справа от главного входа, ближе к выходу на перроны, где в 2012 году была построена новая часть вокзала – из металла и стекла. Сюда, на пятачок в несколько десятков метров в диаметре приезжали позвонить люди всех социальных слоев: старики, подростки, предприниматели на дорогих машинах. Приезжали с ноутбуками, чтобы осуществить платежные операции, получить смс о приходе украинской пенсии, сообщить близким, что все в порядке.



«Переговорный пункт» на донецком ж/д вокзале, январь 2018

И вот теперь, спустя 5 лет правительством ДНР было принято решение расконсервировать объект и вернуть ему возможность выполнять первоначальные функции. На табло с расписанием появились заветные цифры и номера поездов, приехали журналисты, первый состав даже сопровождали проводницы – открытие вокзала прошло под вспышки телекамер и при участии одетых в форму сотрудников ДонЖД. 

Ну а на деле пока пустили только две электрички – в находящуюся в 25 км от Донецка Еленовку (где расположен КПВВ с Украиной) и на станцию Мандрыкино (в 13 км от города). Конкретики о поездах дальнего следования, например на Ростов-на-Дону или Москву, чего так ждали жители, на сегодняшний день нет. 

Но делать выводы все же еще рано: возможно именно эти два состава – первые ласточки, положившие начало большому проекту по запуску железнодорожного сообщения с Россией, которое уже пообещали осуществить власти ДНР до конца текущего года. 

Кому Донецк обязан юбилеем

На этой неделе столица Донбасса отмечает один из главных праздников года – свой День рождения. Несмотря на длящиеся вот уже пять лет военные действия, ежегодное празднование Дня шахтера и Дня города, которое выпадает на последние выходные дни августа, проводится без исключений пышно и массово. В этот раз празднование Дня города пришлось начать заранее – всем мероприятиям, подготовленные городскими властями, было попросту не уместиться в один день. Да и повод для этого, действительно, исключительный – в этом году Донецку исполнилось 150 лет со дня основания, валлийскому предпринимателю Джону Юзу, которого принято считать основателем Донецка - 205. 

Историю создания маленького поселка Юзовка, превратившегося в 1978 году в город-миллионник, ведут обычно именно с этого лица. Принято говорить, что город начал своё существование благодаря построенному им металлургическому заводу. Тем не менее, как настаивает историк-краевед Анатолий Жаров, валлийского промышленника Джона Хьюза (в России его фамилию переделали на более привычный лад и стали называть Юзом) нельзя назвать классическим основателем города. Сюда Юза пригласило русское правительство не ставив перед ним конкретной задачи основать город.

«У нас здесь были уже в этой местности села и "правильные" шахты, т.е. каменноугольные шахты устроенные по новым правилам горного дела. Они находились возле села Александровка. Пригласили Джона Юза на Юг России не для того, чтобы строить город, а для строительства нового завода и новых шахт, нового участка железной дороги. Русское правительство создало валлийцу режим наибольшего благоприятствования в этом деле. Это было практически во всём. Те же карты залегания угольных пластов были даны самые новые, а не как говорит легенда – ещё со времен экспедиции француза Ле Пле. Помогал выбрать место под строительство завода русский инженер Майер – сын прототипа главного героя повести Лермонтова "Герой нашего времени"», – рассказывает ForPost Анатолий. 

Он отмечает, что именно русское правительство поставило строительство завода под свой тщательный контроль и именно по российским законам Юз начать строить всю инфраструктуру российского рабочего поселка.

«Когда в первую его зиму в России среди строителей завода началась холера, от которой умерло 6 русских рабочих и 2 англичанина, Юз отправил восвояси фельдшера из Бахмута с требованием построить холерный барак. Но потом, согласно уложения российских законов, директору-распорядителю завода пришлось строить больницу, так как закон требовал, что если на предприятии более 1000 рабочих, то нужны больничные койки», – отмечает историк.

Потом в Юзовке появились первые магазины, базар, началось строительство церкви и синагоги. Завод наращивал обороты, развивался, внедрял новые технологии, работая по полному металлургическому циклу и постепенно становясь одним из индустриальных центров Российской империи.

«В донецкой степи произошло промышленное чудо – Россия стала получать на Юге качественный чугун и сталь. И следили за качеством этой продукции на заводе Юза аж два русских правительственных инспектора», – рассказывает Жаров.

В 1924 году Юзовку переименовали в Сталино, в 1961 – в Донецк. Во время Великой Отечественной войны завод был практически полностью разрушен, однако уже в 1943 началось восстановление и реконструкция - 14 февраля 1944 года завод дал первую плавку стали из мартеновской печи, в марте 1944 года были введены в эксплуатацию прокатный стан и первая доменная печь. Удалось даже сохранить легендарный гудок – когда в 1941 году перед вступлением фашистов в город на заводе взорвали паровые котлы, рабочий Маркелов обнаружил на руинах гудок, унёс его домой, сохранил во время оккупации, а после освобождения вернул на завод.

Сегодня завод, подаривший городу Донецку жизнь, переживает не лучшие времена. С начала конфликта 2014 года его останавливали несколько раз, а сотрудников распускали по домам на 2/3 оклада. И причина тому даже не обстрелы и военные действия, которые особо не повлияли на работу ДМЗ, а непризнанность ДНР, из-за которой возникают практически непреодолимые проблемы со сбытом.

В марте 2019 года в СМИ появилось сообщение об очередном запуске ДМЗ и возобновлении производственного цикла – заговорили о раздувке доменной печи, восстановлении производства. Тем не менее, звука привычного заводского гудка, будившего рабочих, начиная с 1873 года, сегодня не слышно. Дончан это не сколько пугает, сколько расстраивает. Привычный гудок ДМЗ в этом году замолчал, а это говорит об одном – завод не работает.

«Гудок в Донецке гудел всегда, сколько себя помню. Это один из символов нашего города, символов моего детства и юности, по которому несколько раз в день мои родители, металлурги, сверяли часы. Сегодня гудок молчит и от этого грустно. Грустно, что такие промышленные гиганты Донбасса простаивают зазря», – делится с ForPost Сергей Мещерский, представитель Донецкой металлургической династии, который тоже успел поработать на ДМЗ до начала конфликта в Донбассе.



Гудок Донецкого завода, экспозиция на бульваре Пушкина

Экспозиция, посвященная Донецкому металлургическому заводу и Джону Юзу, размещенная на стендах бульвара Пушкина еще в 2014 году, до сих пор радует жителей, а гостям города рассказывает об истории создания сначала Юзовки, затем Сталино, и, наконец, современного Донецка — многострадального города, отметившего сегодня свой 150-ый юбилей. 

Конечно, в День рождения любимого города жители выйдут на площадь Ленина, посетят фестиваль диджеев в парке Щербакова, послушают знаменитую пианистку из США Валентину Лисицу, порадуются новому экспонату в парке кованых фигур, посмотрят праздничный салют. 



Концерт Валентины Лисицы в Донецке

Но ровно в 23:00 все они вернутся домой, не по своей воле – комендантский час на праздники никто не отменял. И, положительные эмоции и праздничное настроение вновь сменит ощущение нестабильности и отсутствия определенного будущего, которые вот уже пять лет переживают все без исключения жители республики. 

Донецк – город-герой. Именно такие таблички вот уже несколько лет подряд к празднику вывешивают городские власти в центральных районах города. 

Да, это так. Донецк и есть герой – герой так и необъявленной войны, которую на Украине до сих пор стесняются назвать своим именем, пряча то под термином «антитеррористическая операция», то под аббревиатурой ООС. И лучшая награда для этого героя, безусловно, одна – мир, который может случиться только через возвращение на свою историческую Родину. Ведь Донецк обязан своим существованием именно российскому правительству, которое в свое время приняло решение о постройке завода и приглашении Джона Юза. Дело за малым – принять российскому правительству следующее историческое решение, которое позволит Донецку официально стать частью большой семьи русских народов.

Марина Лютая

Фото автора

Поделитесь с друзьями:

Комментарии