пт, 12/01/2024 - 17:29

Жители городов России замерзают в своих квартирах и греются у костров

То, что система ЖКХ не выдерживает, знают все — от слесаря до начальника коммунальной службы.

Города России замерзают — проблема с отоплением стала массовой. Сообщения об отсутствии тепла в жилых домах приходят из разных регионов страны.

А началось всё с чрезвычайной ситуации в Московской области.

Подольский триггер

Почти 150 тысяч жителей Подольска остались без тепла в морозы после того, как 4 января прорвало теплотрассу.

Это случилось из-за дефектов оборудования котельной, принадлежащей АО «Климовский специализированный патронный завод». Несмотря на то, что в эксплуатации котельной были серьёзные нарушения, власти города подписали акт её готовности к отопительному сезону.

После того, как история из замороженного города прогремела на всю страну, виноватых привлекли к ответственности.

Начальника котельной и генерального директора завода задержали по уголовному делу об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. А заместителя главы администрации Подольска — по делу о превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, сообщили в Следственном комитете.

Кроме того, по словам губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва, президент РФ Владимир Путин принял решение «о возвращении имущества в казну государства».

Воробьёв уточнил: проблемную котельную заберут в муниципальную собственность — и тогда её можно будет модернизировать и нанять квалифицированных сотрудников.

Читайте по теме: В замороженном городе задержали заммэра и начальника котельной

Россия замерзает

Проблемы с отоплением настигли Краснодар, а именно Прикубанский округ: в части домов нет отопления и электроснабжения. Прокуратура начала проверку.

Нет отопления и горячей воды в 219 многоквартирных домах и 16 соцобъектах Волгограда.Прокурорская проверка началась и тут, сказано на сайте надзорного ведомства Волгоградской области.

Следком сообщил о фактах ограничений электро– и теплоснабжения в двух районах Ленинградской области, семи городах и двух районах Московской области.

Так, в Электростали, находящейся в Подмосковье, люди для согрева развели костёр на улице — в их домах нет тепла с середины декабря прошлого года, обратил внимание SHOT.

В Новосибирске из-за аварии в инженерных сетях, произошедшей 11 января, остались без тепла более ста многоквартирных домов и около десятка соцучреждений, а также различные нежилые помещения. Прокуратура области взяла на контроль расследование дела.

В Екатеринбурге без отопления оказались жители комплекса «Городок чекистов», микрорайонов Уктус, Вторчермет и Птицефабрика. На это отреагировали в прокуратуре Свердловской области, пообещав правовую оценку действиям коммунальщиков по организации бесперебойного теплоснабжения.

Без тепла пришлось сидеть жильцам десятков многоквартирных домов в Жигулёвске Самарской области. Причина происшествия — порыв на теплотрассе, сообщил мэр города Ильи Сухих.

Читайте также: Запахом Нового года для городов России стала вонь помоек

СМИ и соцсети подлили масла

Говорить об экстраординарной ситуации в ЖКХ страны не имеет смысла, считает директор факультета медиа Университета «Синергия» Александр Анучкин.

«Безусловно, мы все сочувствуем людям, оказавшимся в новогодние праздники в жутких условиях, недопустимых в XXI веке. Разумеется, мы не хотим оказаться на их месте. Но надо понимать: ЖКХ — одна из самых ''серых'' и коррумпированных отраслей, и это общее место для всей страны. В этом смысле, возможно, медийная волна и вероятные показательные посадки виновных пойдут на пользу не только Подмосковью. Желающих переехать из тёплого кабинета в СИЗО не так уж и много, так что журналисты пугают и жуликам страшно. И, безусловно, не все главы субъектов РФ стоят на ногах так крепко, как губернатор Воробьёв. Для кого-то ЧП такого масштаба может стать конечной точкой в карьере, и это в лучшем случае», — сказал он.

Наказании виновных — это «увы, вопрос из области эмоций, а не фактов», при этом общество готово принять любой вариант, но он не покажется достаточным, считает Анучкин.

«Активная аудитория СМИ в нашей стране традиционно желает искать виновных на самом верху, но с дежурным ворчанием примет и казнь ''стрелочника''. По большому счёту, важна ликвидация последствий и недопущение такого впредь. Поиск виновных — национальная забава, вторичная в данном случае. Не суть, а фон, форма, упаковка», — отметил эксперт.

Аварии на критической инфраструктуре ЖКХ в России — явление не вполне сезонное, и причины известны всем: износ сетей и оборудования, коррупция, нехватка средств на ремонт. Деньги уходят на латание дыр, продолжил директор факультета медиа Университета «Синергия».

«Здесь внутри ещё целый комплекс проблем, главная из которых — тарифы», — добавил он.

И к этому добавились публикации в СМИ, что обусловлено несколькими факторами. Среди них — внимание к проблеме со стороны «главного ньюсмейкера страны — президента» и рост влияния новых медиа — соцсетей и крупных пабликов, полагает наш собеседник.

«Новые медиа обыгрывают СМИ в борьбе за внимание аудитории. Прежде всего потому, что на них не распространяется такое большое количество ограничений, как на ''старые'', традиционные СМИ. ТВ и официальные порталы, чтобы не проиграть в этой борьбе окончательно, вынуждены повышать градус эмоций, допуская повороты и тональность, которые ещё пять-семь лет назад казались недопустимыми», — подытожил Александр Анучкин.

Читайте ещё: Как добиться капремонта, в который не верим, но за который платим

Кому нужно ЖКХ?

Техник по эксплуатации жилищного фонда управляющей компании Мария Андреева считает сложившуюся в стране ситуацию с отоплением, с одной стороны, экстраординарной, а с другой — закономерной.

«Изношенность оборудования котельных и тепловых магистралей — катастрофическая во многих больших и малых городах. И хотя в законодательстве всё очень хорошо расписано о правилах подготовки к отопительному сезону, кто бы его соблюдал? Помните, как раньше посреди жаркого лета вдруг батареи нагревались со страшной силой? Сейчас пробные топки, когда систему отопления проверяют как раз на аварийность, давая максимум нагрузки, ушли в прошлое, хотя обязанность <это делать> осталась, согласно закону. А что проверять, если и так все — от слесаря до начальника управления ЖКХ — знают, что система не выдержит?» — сказала она.

Власти, понимая, что проблемы будут и что только за счёт бюджета невозможно реконструировать все инженерные сети, которыми десятилетиями никто не занимался, позволили бизнесу зарабатывать на ЖКХ. Сейчас массово заключаются концессионные соглашения между частными организациями и муниципалитетами, обратила внимание собеседница ForPost.

По условиям соглашений бизнесу передаётся всё имущество муниципальных предприятий без взимания арендной платы и с возможностью получения всей прибыли от предоставления коммунальных услуг — в обмен на существенное участие в проведении реконструкции инженерных систем, уточнила Мария Андреева.

Эта идея — изначально замечательная: и овцы целы, и волки сыты должны были быть, считает она.

Но в реальной жизни всё иначе.

«Бизнес не очень хочет вкладывать десятки миллионов в реконструкцию объектов, которыми пользуется на безвозмездной основе: зачем вкладывать деньги в эту чужую, по сути, ''клячу'', если она вполне себе тянет и приносит прибыль? Или другая ситуация: при заключении концессии договаривались, что 50% расходов будет финансировать госбюджет, а 50% — концессионер, но местные власти нечаянно не смогли выделить запланированную сумму — и пошло-поехало...» — пояснила она.

По правилам подготовки к отопительному сезону именно власти муниципалитета принимают решение о допуске или недопуске к отопительному сезону многоквартирных домов, котельных, теплопунктов и всей инженерной системы отопления в целом, продолжила наша собеседница.

«Вопрос, будет ли администрация не допускать к отоплению район города или весь город при неполном соблюдении всех норм подготовки, когда по договору концессии деньги должны были быть выделены, но как всегда ''денег нет, вы держитесь''? Виноват ли глава района или города? Вопрос сложный. С одной стороны, да — это его прямая обязанность контролировать ресурсоснабжающие организации. А с другой стороны, концессионные договора заключались давно и зачастую совсем другими людьми, да и необходимый бюджет выделяют зачастую уже региональные власти», — отметила техник по эксплуатации жилищного фонда.

Что тогда делать? Во-первых, нужно произвести реальную независимую оценку состояния инженерных систем и ревизию существующих концессионных договоров с аудитом выполнения взятых обязательств по планам реконструкции как концессионером, так и властями, заключила Мария Андреева.

Читайте также: Россиян ждёт серьёзный рост тарифов на «коммуналку»

Алексей Лохвицкий

Читайте также: