пт, 08/03/2024 - 16:09

Женщина, подарившая Севастополю советский герб

Надежду Крылову и ее мужа Сергея Шахунова не узнают на улицах. А зря.

Как бы кто ни относился к Международному женскому дню, для большинства людей 8 Марта остается символом наступающей весны и женственности, прекрасным поводом поздравить прекрасную половину человечества и сказать ее представительницам самые добрые слова. И, конечно, вспомнить о тех женщинах, которые сделали для отдельного человека или всего Севастополя нечто особенное.

Такая интересная жизнь

Претенденток, как сказал бы поэт, тьмы и тьмы. Женщины-врачи, которым обязаны жизнью и здоровьем тысячи горожан, учителя, выпустившие в большой мир несколько поколений школьников, музейные работники, трепетно хранящие для потомков историю Севастополя… Художник Надежда Константиновна Крылова занимает достойное место в этом ряду: она и ее муж Сергей Шахунов создали хорошо известный во всей стране советский герб Севастополя.

В этом году гербу исполняется 55 лет. Пять лет назад, когда ему исполнилось полвека, ForPost впервые рассказал о его авторах. В год 55-летия интервью с Надеждой Крыловой получилось более подробным. При этом выяснились многие интереснейшие вещи: например, родились оба автора советского герба далеко от Севастополя. И приехали в наш город уже взрослыми людьми, специалистами с высшим художественным образованием.

Надежда Константиновна родилась в Ташкенте, куда ее родителей забросили вихри 20-го века.  Мама нашей героини родом из Нагорного Карабаха, отец – с Волги. Будучи ребенком, он видел отца Ленина Илью Ульянова, который останавливался в доме его родителей в качестве инспектора народных училищ. Место для «постоя» было выбрано не случайно: дед надежды Николаевны был церковным старостой, и дом у него был самый опрятный в округе.

Отец Надежды Константиновны стал коммунистом, следователем по особо важным делам. Образование его закончилась несколькими классами церковно-приходской школы, однако был он, по воспоминаниям дочери, грамотнейшим человеком. Писал и рассказы о своей работе. Но, заболев после войны открытой формой туберкулеза, возможности проявить свой талант не имел. 

В Ташкенте Надежда Крылова окончила школу и начала учиться в художественном училище. С этим городом связаны самые теплые ее воспоминания – в том числе и потому, что здесь она встретила удивительных людей, во многом определивших ее жизненный путь. Например, Нину Вячеславовну Волкову, главного художника республиканского театра кукол. О ней наша героиня вспоминает как об «интеллигентнейшем человеке» – Нина Волкова не только передавала ученикам свое мастерство.

«Она сделала из нас образованных людей», – вспоминает Надежда Крылова.

Уже в художественном училище, куда она поступила после 10 классов, в числе преподавателей оказались два царских офицера – оба после революции уехали из страны, но затем вернулись. Из-за их прошлого въезд в центральную часть страны для них был закрыт, а вот в Ташкент – пожалуйста. Так среднеазиатский город оказался прибежищем интереснейших людей, которым в других местах, простите за каламбур, места не нашлось.

Особняком стоят в этих воспоминаниях люди, жившие в Ташкенте во время Великой Отечественной войны. Буквально напротив дома Крыловых в годы эвакуации жил Алексей Толстой. А чуть дальше по улице Жуковского – Анна Ахматова.

«У нее были открыты окна, из которых лилась прекрасная музыка Шуберта», – вспоминает Надежда Константиновна.

Сама она в те годы ничего об Анне Ахматовой не знала. Музыка же была ей знакома благодаря сестре-музыканту. Второй сестре, ставшей врачом-хирургом, наша героиня благодарна за самые необходимые медицинские навыки, которые много раз помогали в жизни. 

Ташкент в те годы представлял собой сообщество представителей самых разных народов – узбеков, киргизов, других жителей Средней Азии, русских, греков… Жили трудно – Надежда Константиновна до сих пор помнит день, когда школьникам вдруг выдали перед выходными по четвертинке белого хлеба. Это было настоящее сокровище, которое она донесла до дома, не отщипнув ни крошки.

«Слушайте сердце»

Воспоминания о детстве у Надежды Константиновны самые теплые. Но вскоре после начала профессионального обучения она перевелась в Москву, в знаменитое Строгановское училище (сейчас Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова.). Там познакомилась со своим будущим мужем, а после окончания училища вместе с ним приехала по распределению в Севастополь.

Как ни удивительно это звучит, первым местом работы для Надежды Крыловой и Сергея Шахунова стал Севастопольский морской завод, а первой должностью в трудовой книжке – должность инженера 1-й категории. Художникам предстояло заниматься оформлением интерьеров разного рода общественных помещений, которых в распоряжении крупнейшего севастопольского завода было немало – от столовой до парикмахерской. 

«Это был город в городе, где было все – не надо было выходить за пределы завода, чтобы удовлетворить какие-то бытовые нужды», – вспоминает собеседница.

Созданием «внутренней атмосферы», то есть оформлением, занималось заводское Бюро эстетики. Именно его начальник спустя два года после приезда супругов в Севастополь рассказал им, что в городе объявлен конкурс на лучший эскиз герба.

«И мы независимо ни от кого стали в свободное время над этим работать», – рассказывает Надежда Константиновна.

И она, и Сергей Александрович понимали: на гербе место самому главному, что заставит любого взглянувшего идентифицировать его как символ Севастополя, а не какого-то другого города. Вариантов было несколько – например, на эскизах появлялись символы, связанные с Малаховым курганом. Очевидным казалось одно: зритель должен понять, что речь идет о городе, перенесшем две тяжелейшие войны, пережившем тяжелейшие утраты, но выстоявшем.

На вопрос, а каково работать вдвоем, Надежда Константиновна отвечает в духе пословицы – «одна голова – хорошо, а две лучше». По сути, это был художественный совет на дому.  Работали долго, и в итоге герб стал таким, каким его знают далеко за пределами Севастополя. Почему конкурсная комиссия выбрала из всех вариантов именно созданный ею и ее мужем, Надежда Крылова не знает – победителям это не объясняли. А претендентов было много, в том числе и из других городов. Позже, уже при Украине, были попытки «добавить» к гербу цвета украинского флага. Но, к счастью, до дела так и не дошло.

Сказать, что после создания герба Севастополя его авторы были бы обласканы вниманием властей, было бы большим преувеличением. Вплоть до 1988 года они работали в сыром подвале, где, как говорит Надежда Константиновна, ее муж застудил ноги, которые с тех пор и болят. И только когда Сергей Александрович стал призером одного из международных конкурсов, его жена не выдержала и обратилась к властям с просьбой дать им другое помещение.

После этого супругам-художникам выделили мастерскую на улице Суворова, в доме, где находилась последняя квартира вице-адмирала Владимира Корнилова. Там они проработали 30 лет. Сейчас Сергей Александрович довольно серьезно болен и работать уже не может. Живут супруги скромно, как самые обычные люди. Но пожелания севастопольцам у Надежды Константиновны самые добрые.

«Слушайте свое сердце. Это главное», – говорит она.

Мы поздравляем Надежду Крылову с этим чудесным весенним днем и тоже желаем ей самого доброго и светлого.

Ольга Смирнова

Читайте также: