Севастополь

Новая выставка на 35-й батарее: военное небо и прекрасные лица защитников Севастополя

Выставка под названием «Зенитное братство Севастополя» открылась вчера.

Новая выставка на 35-й батарее: военное небо и прекрасные лица защитников Севастополя
Фото:
Ольга Смирнова

Покорёженный кусок фюзеляжа самолёта, сбитого над Севастополем в дни его обороны, орудия, из которых защитники города вели огонь по врагу, и многое другое смогут увидеть посетители выставки «Зенитное братство Севастополя», которая открылась вчера на «35-й береговой батарее».

Чтобы помнили

Вчера был особенный для Севастополя день — 78-я годовщина начала второй обороны города. Сначала на «35-й батарее» состоялся памятный митинг, а затем всех пригласили на открытие выставки, которую здесь готовили с волнением и любовью. Как и все мероприятия, которые организуют сотрудники музейно-мемориального комплекса, оно прошло в самой тёплой атмосфере и при этом было в высочайшей степени познавательным.

«Через месяц с небольшим, 8 декабря, мы отметим столетие со дня создания отечественной школы стрельбы по воздушному флоту — именно на базе этой школы создавались в дальнейшем училища подготовки кадров для войск противовоздушной обороны. Создана она была в Нижнем Новгороде и кочевала по многим городам, а в октябре 1924 года прибыла в Севастополь. Тогда она называлась „Курсы усовершенствования командного состава” и располагалась на Корабельной стороне, возле памятника матросу Петру Кошке», — рассказала замдиректора «35-й батареи» Татьяна Уманская.

Позже курсы были переименованы в школу зенитной артиллерии, а в 1937 году — в Севастопольское училище зенитной артиллерии. Под этим названием оно продолжало существовать и после того, как его эвакуировали в Уфу. До войны училище успело выпустить более 4,5 тысяч, а за годы войны — 5645 командиров. Последний предвоенный выпуск пришёлся на 1 июня 1941 года. Тогда никто и представить не мог, что спустя всего три недели любимый город придётся защищать от вражеских самолётов.

«Мы хотим напомнить о том, как начиналась война, ещё раз напомнить об истории нашего города», — говорит директор музейно-мемориального комплекса Валерий Володин.

В первую очередь, конечно, напоминать об этом нужно людям молодым. Именно поэтому на открытие выставки пригласили курсантов и студентов севастопольских колледжей и вузов. Почётными гостями «35-й батареи» стали и потомки тех, кто защищал город. Один из них — капитан 2 ранга Александр Балышев, правнук начальника противовоздушной обороны флота полковника Ивана Жилина.

«Войска ПВО, зенитчики сыграли в обороне нашей страны в первые дни войны огромную роль, — говорит он. — Флот не был блокирован на базе, немецкие самолёты не выполнили свою задачу — не заминировали вход в бухту».

«Поднять голову вверх»

Оборона города, напоминает Татьяна Уманская, длилась 250 дней. Но для зенитчиков она продолжалась больше года, поскольку началась с первый же день войны. За это время было уничтожено порядка 170 самолётов, нёсших городу смерть. Почувствовать себя в той обстановке помогают «окошки» в потолке помещения, где разместилась выставка. Идея показать посетителям кусочек военного неба принадлежит руководителю экскурсионно-просветительского отдела «35-й батареи» Степану Самошину.

«Нам хотелось, чтобы люди поднимали головы и всматривались в небо, как это приходилось делать зенитчикам, — говорит он. — Очень приятно видеть сегодня заполненный зал. Создание выставки было непростым — делал её весь музей, и не только он».

Выставка, подчёркивает Степан, была бы невозможной без участия Севастопольского военно-исторического музея-заповедника, который предоставил несколько редких и очень интересных фотографий (на открытии выставки его представляла Ирина Агишева). Помогали и сотрудники Музея Черноморского флота. Две фотографии предоставил даже Российский государственный архив кинофотодокументов.

Отдельный блок выставки посвящён оружию — здесь можно увидеть пушки и пулемёты тех лет.

«Мы хотели показать, насколько это была сложная техника. Прибор управления зенитным огнём — это вообще то, с чего началась советская кибернетика. Это сложнейшая вещь: сбить самолёт, который движется с большой скоростью и не всегда предсказуемо на высоте 7-8 тысяч метров, — это очень сложно», — говорит Степан Самошин.

Люди и судьбы

Обо всех экспонатах выставки, конечно, не расскажешь. Но в центре внимания, подчёркивает Степан, всё-таки люди и их судьбы. 3 августа 1941 года была спущена на воду уникальная плавучая зенитная батарея № 3, получившая название «Не тронь меня». Руководил круглосуточной работой над ней инженер Лавр Ивицкий, а командиром батареи был назначен старший лейтенант Сергей Мошенский, погибший 19 июня 1942 года.

Чтобы принять участие в открытии выставки, на «35-ю батарею» приехали внук Ивицкого Вадим Вадимович и дочь Сергея Мошенского.

«Я родилась в ноябре 1941 года, и папа никогда не держал меня на руках — видел только мою фотографию. И так получилось, что люди, знавшие папу, стали моими родственниками. Сейчас уже и их не осталось, но благодаря вам у меня появляются новые родственники», — сказала Аза Сергеевна.

Больше узнать о батарее «Не тронь меня» можно из фильма «Железный остров» — на «35-й батарее» его показывают часто, а летом, по словам Валерия Володина, каждый день.

«Мошенский — потрясающий человек, настоящий герой. Он всего один раз сошёл на сушу, хотя у него семья была в городе. Конечно, мы не смогли не сказать и о знаменитой 365-й батарее. Это знаковое место, на котором воевало три Героя Советского Союза, и это место, с которого началось поисковое движение в Севастополе», — говорит Степан Самошин.

От имени поисковиков на открытии выступил Александр Запорожко. Конечно, мы не можем перечислить всех выступавших и упомянуть все интереснейшие факты, о которых шла речь. В финале встречи все потомки защитников Севастополя сфотографировались на память. И все выступавшие самыми тёплыми словами благодарили сотрудников музейно-мемориального комплекса за память и замечательную выставку. Увидеть её можно на «35-й батарее» — как пообещал Валерий Володин, выставка станет постоянной.

Ольга Смирнова



По заказу БФ "35-я Береговая Батарея"

1814
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (20)

Profile picture for user Адепт 50
148

Это здорово, помнить о тех, кто защищал небо Севастополя! А где же тогда ПАМЯТЬ о защитниках Мекензевых гор, батарее Пьянзина? Или как и с 35-й батареей - сами взорвали, сами и воскресили? Пьянзинцев не было, как не было и 30-й батареи? Никто не вызывал огонь на себя и никого не травили газами в подземных казематах 30-ки? СТРАННАЯ какая-то ПАМЯТЬ! Ведь у защитников этих героических мест - СОЛДАТ и МАТРОСОВ, ОФИЦЕРОВ - не было кораблей, катеров, просто лодок или плотов для эвакуации ... Да и куда ... Только море ... Но это тогда, в уже для многих далёкие дни. Так почему же и сегодня они оставлены, БРОШЕНЫ в НЕБЫТИЕ? 

Profile picture for user Адепт 50
148

Сразу слышу - установлены памятные плиты, камни, стелы, монументы и т.п. А люди, а их ИМЕНА, ФАМИЛИИ? Многих знают и помнят? Найдется кто-нибудь, кто прямо сейчас назовёт фамилии пяти краснофлотцев и их, пусть и временно, но командира, или защитников ДЗОТа №11? А как же НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО! ?

Profile picture for user Zemfira
388

Уточнение: не внук Жилина, а правнук Жилина - капитан 2 ранга Александр Балышев.

Profile picture for user Всё просто
2361

to Адепт 50:  

Не надо истерить. Севастополь помнит всех. Выставки на 35ББ всегда тематические. И не просто фамилии защитников, а информация о людях, добросовестно собранная работниками 35ББ. Что касается краснофлотцев, то пожалуйста: Николай Фильченков, Юрий Паршин, Василий Цыбулько, Иван Красносельский, Даниил Одинцов. Удовлетворены?

Profile picture for user Lubel 71
1078

to Адепт 50:  Выставка "ЗЕНИТНОЕ БРАТСТВО"...Конечно, мы не смогли не сказать и о знаменитой 365-й батарее. -А где же тогда ПАМЯТЬ о защитниках Мекензевых гор, батарее Пьянзина?  К чему Ваш"гневный"пост?

Profile picture for user Турист /не местный/
754

to Адепт 50:  Если вы пишете весь этот набор глупостей, то это говорит только о том, что в Музейном комплексе 35-я береговая батарея вы никогда не были... Даже если не имеете возможности посетить Севастополь, можно хотя бы в интернете видео посмотреть... если есть желание что-то понять...bye2

Сразу слышу - установлены памятные плиты, камни, стелы, монументы и т.п. А люди, а их ИМЕНА, ФАМИЛИИ? Многих знают и помнят? Найдется кто-нибудь, кто прямо сейчас назовёт фамилии пяти краснофлотцев и их, пусть и временно, но командира, или защитников ДЗОТа №11? А как же НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО! ?

 

Profile picture for user Турист /не местный/
754

to Lubel 71:  Это больше похоже на комментарии из рубрики "Музейный комплекс не посещал, в Севастополе не был, но осуждаю..." Не обращайте внимания ok

to Адепт 50:  Выставка "ЗЕНИТНОЕ БРАТСТВО"...Конечно, мы не смогли не сказать и о знаменитой 365-й батарее. -А где же тогда ПАМЯТЬ о защитниках Мекензевых гор, батарее Пьянзина?  К чему Ваш"гневный"пост?

 

Profile picture for user Тина Севастополь
8695

Сейчас школьные каникулы.

Детей можно повести на 35-ю батарею.

Посмотреть новую выставку.



 

Profile picture for user Адепт 50
148

Гражданин Турист! В отличии от Вас, я не "путешественник" и помню любимый Севастополь не по сегодняшним фотографиям, открыткам, видео на экране компьютера или смартфона. Ещё будучи пацаном-школьником я исползал названные мною места на коленках. Я помню город с ещё не везде восстановленными домами и улицами, пещеры-квартиры послевоенных жителей города на Северной стороне, Севастопольские бухты, заполненые кораблями мощного Черноморского флота, "живые" ещё линкоры "СЕВАСТОПОЛЬ" и "НОВОРОССИЙСК", не восстановленный Константиновский равелин, "живой" бронепоезд "ЖЕЛЕЗНЯКОВ".взорваные штольни Инкермана, ещё действующую 30-ю батарею, вложившую больше 35-й в оборону города во время войны. И ещё Безусловно, Вы назовете фамилию командира 30-ки. Но разница в том, что я её узнал и запомнил без Википедии, а со слов живших тогда людей. Всё упоминаемое в тексте (и не только) для меня не "Музейный комплекс ..." - ЭТО МОЯ ЗЕМЛЯ, Я ПО НЕЙ ХОДИЛ И ЛЮБЛЮ ЕЁ !

Profile picture for user Адепт 50
148

Lubel 71: Сожалею, что Вы увидели в моих словах только "гнев" и "глупость" и не увидели БОЛЬ за ПРЕДЛАГАЕМУЮ приниженную и ДОЗИРОВАННУЮ ПАМЯТЬ. Не увидели боль за МОЮ ЗЕМЛЮ, на мкоторой я вырос, по которой ходил, ЗЕМЛЮ,  КОТОРУЮ ЛЮБЛЮ И ПОМНЮ  в разные времена!

Profile picture for user Турист /не местный/
754

to Адепт 50:  

Могу вам только повторить, что ваши замечания в адрес Музейного историко-мемориального комплекса "35–я береговая батарея" и его сотрудников неуместны… Если бы вы его посетили, то наверняка побывали бы в Пантеоне памяти, где благодаря усилиям сотрудников музея, увековечены десятки тысяч имён защитников Севастополя, и эта работа продолжается постоянно. И тогда, возможно, вы бы заметили, что со времени вашего детства что-то изменилось… Более душевного музея ни в нашей стране, ни где-либо еще, мне видеть не доводилось.

P. S. Сейчас и другие названные вами объекты отреставрированы. В Константиновской батарее открыт музей, также действует музей в Михайловской батарее, один из залов посвящен упомянутому вами линкору Новороссийск… И это лучше, чем заброшенные развалины.

Profile picture for user Адепт 50
148

Турист/не местный/: Вы уже перешли от "гнева" и "глупостей" к "замечаниям" - бдлагодарю. Это означает, что мы всё-таки близки в подходе к памяти и делам людей того времени. Разница в том, что я считаю, что невозможно в одном месте собрать и охватить всё то, что нельзя никогда забывать. Пример: Вы в курсе, что участки на месте 30-й батареи Александера принадлежат уже кому-то персонально и копошится строительная техника? И возводиться там будет не что-то памятное о героях жесточайшей войны и для памяти будущих поколений? И где об этом будет сказано, в каких аналлах? Другой: В Севастополе уже не первый раз поднимается вопрос о создании панорамы (называют по разному) событий Крымской войны 1854-56 годов, связанных с разгромом элиты британской армии. Это так важно ДЛЯ НАШЕЙ ПАМЯТИ? Важнее памяти о погибших в Инкерманских штольнях?

Profile picture for user Турист /не местный/
754

to Адепт 50:  

Давайте не будем переиначивать, и будем последовательны… Это вы отметились гневными комментариями в адрес музея и его сотрудников, при этом о деятельности музея вам ничего известно не было. Если ваши претензии к музею исчерпаны, то вы можете об этом так и написать… сотрудники этот сайт читают, и надеюсь, отнесутся к вам с пониманием и судить строго не будут…ok

Теперь об остальном, не имеющем отношения к музею. В Севастополе памятники, музеи, и просто памятные места, относящиеся к различным эпохам, находятся в самых разных частях города. Едва ли кто-то полагает возможным собрать всё в одном месте.

Что касается ББ № 30, то территория по-прежнему принадлежит ЧФ, орудия на месте и законсервированы. А вот земельные участки вокруг батареи были распроданы лет 10-15 назад, некоторые застроены… спасибо «государству» Украине. Забор одного из частных домов стоит почти вплотную к братской могиле батарейцев, и хозяевам это, видимо, спать по ночам не мешает. Это печально, но ни музей, ни мы с вами, с этим сделать ничего не можем. Вопрос, в первую очередь, к властям города…

О создании панорамы в память о разгроме британской армии в Крымской войне ничего не читал. Не могу знать, откуда берутся такие проекты, тем более, что разгром британской армии в Крымскую войну не случился… Если речь идет о легкой кавалерии, то памятник Балаклавскому сражению ухожен и стоит на своём месте, английское военное кладбище вроде бы также на месте. Судить о том, какие памятники важнее, не берусь… русская армия и флот выполнили свой долг в Крымскую войну, как и в ВОВ выполнили свой долг РККА и КЧФ.

Турист/не местный/: Вы уже перешли от "гнева" и "глупостей" к "замечаниям" - бдлагодарю. Это означает, что мы всё-таки близки в подходе к памяти и делам людей того времени. Разница в том, что я считаю, что невозможно в одном месте собрать и охватить всё то, что нельзя никогда забывать. Пример: Вы в курсе, что участки на месте 30-й батареи Александера принадлежат уже кому-то персонально и копошится строительная техника? И возводиться там будет не что-то памятное о героях жесточайшей войны и для памяти будущих поколений? И где об этом будет сказано, в каких аналлах? Другой: В Севастополе уже не первый раз поднимается вопрос о создании панорамы (называют по разному) событий Крымской войны 1854-56 годов, связанных с разгромом элиты британской армии. Это так важно ДЛЯ НАШЕЙ ПАМЯТИ? Важнее памяти о погибших в Инкерманских штольнях?

 

Profile picture for user Адепт 50
148

Турист: Вы опять заговорили о гневности моих слов и предвзятости к сотрудникам Меморила. Нет у меня ни того , ни другого. И сотрудники, безксловно, делают много. Но Вы сами сказали, что памятных мест много. Так знать и помнить о всех их надо. Но разве можно почувствовать и ощутить близость того тяжёлого, страшного,  но героического времени, находясь в атмосфере фотографий и слайдов, а не в окопах под Дуванкоем? Понять, каким образом береговая батарея, находящаяся в сотне-двухсот метров от морской глади и предназначенная уничтожать врага в море могла вести огонь прямой наводкой по танкам врага? Как можно представить труд защитников батареи и специалистов артиллерийских служб флота (а проще говоря - матросов, слесарей, механиков инженеров) по замене орудийных стволов на голой местности под огнем противника? Разве может фоторграфия осевшей скалы на входе в штольню заменить прикосновение к ней самой и почувствовать героический дух героизм жобровольно пошедших на смерть людей?

Profile picture for user Адепт 50
148

Турист: А что касается застройки - да, согласен. участки на 30-й были проданы до возвращения Севастополя в состав России. Но строить начали СЕЙЧАС! И происходило это не месяцы назад, а недели и и дни!

Profile picture for user Адепт 50
148

Турист: И последнее. Говоря о Балаклавском сражении, я имел в виду лишь элиту британской армии, а не её целиком. Они сами её так называли. Просто на это слово не обратили внимания.

Profile picture for user Турист /не местный/
754

to Адепт 50:  Безусловно, музей был бы очень интересным и познавательным! Но на сегодняшний день ББ № 30 является режимным объектом ЧФ, и решешние о создании музея, полагаю, может быть принято только на самом высоском федеральном уровне... Сейчас экскурсии на батарею в принципе возможны, но только в составе группы и по согласованию со штабом ЧФ. Так что абсолютное большинство пока может только читать книги о её истории...

Турист: Вы опять заговорили о гневности моих слов и предвзятости к сотрудникам Меморила. Нет у меня ни того , ни другого. И сотрудники, безксловно, делают много. Но Вы сами сказали, что памятных мест много. Так знать и помнить о всех их надо. Но разве можно почувствовать и ощутить близость того тяжёлого, страшного,  но героического времени, находясь в атмосфере фотографий и слайдов, а не в окопах под Дуванкоем? Понять, каким образом береговая батарея, находящаяся в сотне-двухсот метров от морской глади и предназначенная уничтожать врага в море могла вести огонь прямой наводкой по танкам врага? Как можно представить труд защитников батареи и специалистов артиллерийских служб флота (а проще говоря - матросов, слесарей, механиков инженеров) по замене орудийных стволов на голой местности под огнем противника? Разве может фоторграфия осевшей скалы на входе в штольню заменить прикосновение к ней самой и почувствовать героический дух героизм жобровольно пошедших на смерть людей?

 

Profile picture for user Турист /не местный/
754

to Адепт 50:  Был на батарее весной прошлого года, и многие постройки имели вполне законченный вид, с высокими заборами и благоустроенными териториями...вряд ли это было возведено после 2014 г. На участке слева от часовни, расположенном вплотную к территории батареи, был только фундамент и табличка "продается"....

Турист: А что касается застройки - да, согласен. участки на 30-й были проданы до возвращения Севастополя в состав России. Но строить начали СЕЙЧАС! И происходило это не месяцы назад, а недели и и дни!

 

Profile picture for user Турист /не местный/
754

to Адепт 50:  Подумал именно об этом эпизоде...вряд ли планируется отдельный музей, посвященный этому событию. Тем более, что есть Музей героической обороны Севастополя (панорама "Оборона Севастополя"). Хотя у нас всякое возможно...

Турист: И последнее. Говоря о Балаклавском сражении, я имел в виду лишь элиту британской армии, а не её целиком. Они сами её так называли. Просто на это слово не обратили внимания.

 

Profile picture for user Адепт 50
148

Турист: Головой, сердцем и всей душой я за ГЛАНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ - СОХРАНИТЬ и ПЕРЕКДАТЬ НАШУ ПАМЯТЬ О ЖИВЫХ И ОТДАВШИХ СВОЮ ЖИЗНЬ в те суровые дни уже ИХ ПОТОМКАМ !  Воспитать УЖЕ У НИХ ГОРДОСТЬ за их дела и БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ ИЗВЕСТНЫМ И НЕ ИЗВЕСТНЫМ ГЕРОЯМ!

PS. А что это будет - мемориал, панорама и т.п. - уже не столь важно.

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
355

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
1
404

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
28666

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
19
2299

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
82
9382

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
11745