чт, 22/02/2024 - 17:29

Врач обозначил пять самых опасных ошибок самолечения

Почему россияне на зло себе парят ноги в горчице и дышат над картошкой.

В Санкт-Петербурге произошёл несчастный случай. Двухлетняя девочка получила тяжёлые ожоги лица второй-третьей степени из-за того, что её мать не нашла лучшего лечения для ребёнка, как подышать над горячей картошкой, сообщает РИА Новости.

Почему люди вместо того, чтобы пойти в поликлинику, наугад «лечат» себя и своих детей первыми попавшимися таблетками, самодельными настойками и народными методами, разбирался ForPost.

Что может навредить

«Современная медицина уже далеко шагнула на молекулярный уровень, а мы всё ещё проводим ингаляции над картошкой, распариваем ноги в горчице. Случай, когда ребёнок получил ожоги, это, конечно, уже совсем далеко зашедшая ситуация, но в повседневной работе мы нередко сталкиваемся с неприятными последствиями самолечения», — сказал ForPost ассистент кафедры пропедевтики детских болезней, врач детского приёмного отделения клиники Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Андрей Гоголев.

Гоголев напомнил, к каким ещё вариантам самолечения прибегают родители.

Одна из частых ошибок — давать детям жаропонижающие без необходимости. Как правило, показание к таким препаратам — «температура выше 38 градусов у людей, не страдающих неврологическими заболеваниями», например, эпилепсией или фебрильными судорогами, уточнил врач.

«Очень часто <родители> назначают жаропонижающие. Чем данная ситуация опасна — прежде всего тем, что может возникнуть так называемое лекарственное отравление. Могут проявиться побочные действия лекарств, особенно нестероидных противовоспалительных, которые используются очень часто в качестве жаропонижающих средств», — отметил врач детского приёмного отделения клиники СПбГПМУ.

К нестероидным противовоспалительным препаратам, которые используются наиболее часто, по данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей, относятся:

  • аспирин,
  • анальгин,
  • диклофенак,
  • ибупрофен,
  • кетопрофен,
  • напраксен,
  • пироксикам,
  • мелоксикам,
  • нимесулид.

Впрочем, речь идёт, по словам Гоголева, в принципе о любом жаропонижающем средстве.

Ещё одна частая ситуация — когда при острых аллергических реакциях у детей родители дают антигистаминные препараты, которые не всегда нужны и могут быть даже опасны, добавил Андрей Гоголев.

Распознать аллергическую реакцию родители в состоянии, а вот назначать правильное лечение самостоятельно — неверно, подчеркнул медик.

Аллергические проявления у детей бывают разные: крапивница, экзема, атопический дерматит, отёк Квинке.

Родители дают ребёнку без назначения врача препараты, не понимая, для чего каждый из них предназначен. Это препараты первого поколения, часть которых запрещена для применения у детей до 12 лет, и антигистаминные средства длительного действия. Родитель не всегда может оценить остроту аллергической реакции: иногда требуется препарат быстрого действия, иногда, наоборот, длительного.

Бывает, что родители категорически отказываются от предложенной госпитализации детей, хотя доктор считает это необходимым, или игнорируют назначения врача, обратил внимание наш собеседник.

Причина такого поведения, по мнению Андрея Гоголева, кроется в отсутствии взаимопонимания между врачом и родителями пациента:

«Компетентность врача в глазах мамы пациента рождается тогда, когда между ними — мамой и врачом — имеется коммуникация, результатом которой является полное доверие. Если этого доверия нет, то, конечно, <возникает> этот момент самолечения».

Такая ситуация может быть, например, следствием недостаточных коммуникативных навыков врача или результатом предыдущего негативного опыта пациента.

Кроме того, продолжил наш собеседник, неправильно поступают люди, которые при самолечении используют растирание водкой.

Когда спиртосодержащий раствор попадает на кожу, она «дубеет» — поры, отвечающие за потоотделение, не раскрываются, не происходит теплоотдача. В моменте, когда испаряется спирт, теплоотдача усиливается, но лечебного эффекта не наступает. Изменяется кислотность кожи, её барьерные функции меняются, она становится сухой. Да и вредные пары алкоголя никто не отменял, пояснил Андрей Гоголев.

В общем, такие растирания — не эффективны и опасны.

Также неправильно и очень опасно при самолечении использовать баню, чтобы «пропариться» и «выгнать инфекцию», подчеркнул врач детского приёмного отделения клиники СПбГПМУ.

При больших температурах в бане у человека происходит изменение обмена веществ — перекисное окисление липидов. Глюкоза в организме начинает неправильно утилизироваться, превращаясь в ацетон, и поэтому нарастает закисление крови, обратил внимание он.

На фоне интоксикации и высокой температуры тела в крови образуется много токсинов, а в бане температура тела ещё растёт, инфекционный процесс усиливается, а иммунитет снижается. Вырабатывается большое количество биологически активных веществ — так называемых цитокинов, которые могут генерализовать — распространить по организму — инфекцию и привести к серьёзным осложнениям и даже к катастрофическим последствиям, особенно у детей.

Это наиболее опасно при гнойных осложнениях, пневмониях, бронхитах. Так как родитель не может определить, начался ли у ребёнка отит, гайморит, бронхит или пневмония — и в бане его можно нагреть до серьёзных осложнений. И не только ребёнка, но и взрослого, констатировал Андрей Гоголев.

То есть «выгнать инфекцию» и «пропарить» её невозможно.

Насколько популярно самолечение

О популярности самолечения у россиян можно судить по итогам опроса, который провели исследователи из Южного федерального университета в конце 2022 — начале 2023 года. Он был на тему поведения при плохом самочувствии.

Результаты показали, что:

  • 49,7% опрошенных людей прибегают к «народной медицине», самолечению или ничего не делают в надежде, что недомогание пройдёт само,
  • 36,9% — обращаются в медучреждения,
  • 12,7% — неформально обращаются к хорошо знакомым медработникам.

Похожие результаты были при опросе Фонда Общественного мнения в ноябре 2021 года: при заболевании гриппом или ОРВИ 50% опрошенных обычно лечатся сами; 38% — обращаются к врачам, 6% — затруднились ответить.

Почему остаются без врачебной помощи

На то, почему россияне занимаются самолечением, влияют стремительное ускорение жизни и жёсткие условия рынка труда, которые не дают «свободы манёвра для осознанного квалифицированного решения проблем со здоровьем», считают исследователи из Южного федерального университета.

А также, полагают они, психологическая особенность людей, предпочитающих обращаться к медикам в исключительных случаях, и лёгкий доступ к информации о лекарствах и симптомах.

«Многие люди сейчас живут в едином <информационном> пространстве и, пользуясь советами друзей, или других людей, например, блогеров, начинают заниматься самолечением», — сказал ForPost врач детского приёмного отделения клиники СПбГПМУ Андрей Гоголев.

Он также обратил внимание, что масса порталов дают информацию о врачах, и ряд крупных сайтов продвигают докторов, которых считают нужным «раскручивать», поэтому на этих ресурсах рейтинг хорошего авторитетного врача может быть необъективен.

Специалисты министерства здравоохранения РФ обратили внимание, что люди занимаются самолечением из-за:

  • недовольства работой медорганизаций,
  • неверия в эффективное лечение,
  • отсутствия времени,
  • трудностей в том, чтобы добраться до медучреждения,
  • отсутствия информации о месте получения помощи.

«В среднем на приём пациента в поликлинике у педиатра отводится 15 минут. Эта норма носит рекомендательный характер, но она важна для планирования работы медицинского учреждения. Но все пациенты разные и ситуации разные. Всегда ли за 15 минут можно разобраться в состоянии ребёнка, сделать объективное заключение, назначить эффективную терапию? Это большой-большой вопрос. А ведь надо ещё наладить контакт с мамой и с пациентом — ту самую коммуникацию, о которой я говорил», — отметил Андрей Гоголев.

Он уточнил, что доступность медицинской помощи в России примерно такая же, как в большинстве европейских стран или США. За рубежом совсем не редка ситуация, когда пациентам приходится ждать приёма врача несколько недель, а приёма узкого специалиста — несколько месяцев.

Кроме того, подчеркнул собеседник ForPost, в России сохранилась уникальная система оказания помощи детям — есть врачи-педиатры, есть квартирная помощь, но не все пациенты хотят, могут или умеют пользоваться этими преимуществами.

Многие мечтают получить чудодейственное средство, некую «волшебную таблетку», считает он. Но для сохранения здоровья нужно прилагать определённые усилия: искать своего врача, соблюдать рекомендации, которые не всегда дают моментальный эффект, менять образ жизни, встраивать в своё расписание регулярные профилактические осмотры и обследования.

Поэтому, считает Андрей Гоголев, пациентам нужно ответить на вопрос. Нужна помощь? Если да — ждите приёма врача. Если вы не уверены, что специалист вам подходит, вы всегда можете обратиться к руководству медицинской организации и попросить сменить врача.

«Как улучшить качество? Наверное, необходимы меры, обеспечивающие адекватную нагрузку врача, достойный отдых. Чтобы специалист имел возможность уделять достаточное внимание каждому пациенту и совершенствовать профессиональные навыки, ведь врач учится всю жизнь. Чрезмерная нагрузка приводит к быстрому профессиональному выгоранию, недоступности врача, отсутствию компетентности и, возможно, даже к врачебным ошибкам», — заключил Андрей Гоголев.

Возможно, изменит ситуацию разворот нашего здравоохранения лицом к человеку, о котором сообщил президент России Владимир Путин на московском Форуме будущих технологий 14 февраля.

Алексей Лохвицкий

Читайте также: