Севастополь

В космосе санкций нет, — севастопольские учёные

То, что море на Фиоленте самое чистое, видно даже из космоса. Оттуда же приходит ответ — почему.

В космосе санкций нет, — севастопольские учёные

День космонавтики, Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 года — с этими словами и датами ассоциируется для нас прорыв в космос.

Между тем первый выход в космическое пространство был совершён несколькими годами раньше — с запуском первого искусственного спутника Земли в 1957 году.

Сегодня данные, полученные со спутников, являются одним из основных источников информации. К примеру: для морей и океанов «контактным» методом добывается только 10% данных, остальные 90% приходят с орбиты.

О значимости дистанционного зондирования Земли говорит и то, что его как приоритетную задачу космической отрасли обозначил Президент России Владимир Путин.

Севастопольский лидер дистанционного зондирования — Морской гидрофизический институт РАН (Гидрофиз), точнее — его отдел методов дистанционных исследований. Информация с орбиты туда приходит самая разная: о температуре моря, его прозрачности, степени волнения, цветности и различных биологических критериях.

Цифровые снимки делаются в различных режимах: так, как видит глаз, или инфракрасным методом, или в радиодиапазоне. Здесь знают, как прочитать зашифрованную в таких изображениях информацию, детально её понять и решить с её помощью прикладные задачи.

Учёные из отдела методов дистанционных исследований выполняют задачи для Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда, морского направления Национальной технологической инициативы — «MariNet». Развивая науку и реализуя стратегически важные государственные задачи, одновременно они приносят институту основной внебюджетный доход.

Есть среди исследований и те, что близки и понятны простым смертным. Например, в какой степени нам грозит опасная сине-зелёная водоросль и как мутные воды Азовского моря распространяются вдоль крымского побережья.

— В Азовском море глубина в среднем десять метров, любой шторм поднимает там муть, которая выходит за его пределы. Эти воды ничем таким не грозят, но они более грязные, с большим количеством взвесей. До Севастополя они редко доходят, чаще до Ялты. В Феодосийский залив они попадают постоянно. Если вы купаетесь в районе Феодосии и Фиолента, вы видите, что на Фиоленте вода более чистая, более прозрачная. Частично это связано с азовскими водами, — говорит начальник отдела методов дистанционных исследований Гидрофиза, почётный работник космической отрасли Украины Сергей Станичный.

Начальник  отдела методов дистанционных исследований Гидрофиза Сергей Владимирович Станичный

— Откуда вы получаете данные для исследований?

— Мы получаем данные в очень высоком разрешении от Российского космического агентства — они не хуже, а в ряде случаев даже лучше, чем зарубежные. Используем данные Европейского космического агентства, американские — от NASA, ViaSat. В разное время они открыли эти данные для пользования. Спутник проходит, и через 1,5–2 часа данные в Интернете. США открыли эти данные для пользования в 2008 году, европейские — несколько позже. Я так понимаю, это [открытие данных европейских спутников] связано с тем, что они [спутники] запускаются в том числе на российских носителях.

— То есть санкций в космосе нет?

— Нет, в науке этого нет. С санкциями мы столкнулись один раз за всё время — замредактора одного из английских журналов был какой-то русофоб. А всё остальное время все журналы с удовольствием публикуют статьи, приглашают постоянно. Раз в три дня где-то я получаю приглашение написать статью в журнал, войти в редколлегию. Мы со своей группой около 30 статей опубликовали за последние 4 года в журналах уровня Scopus, Web of Science (международные базы научных публикаций. — Ред.).

— А как подписываетесь? 

— Севастополь, Россия.

— Получается, севастопольские учёные, работающие на космос, на санкции не жалуются?

— А чего нам жаловаться? Да, зарубежные гранты мы сейчас не получаем, но российское финансирование науки настолько хорошо и разнопланово, что, по большому счёту, участие в западных не так обязательно. Возможности, которые за эти три-четыре года в науке появились, — они потрясающие. У меня люди получают Президентские стипендии, Президентские гранты — даже те, кто недолго работает. Поддержка молодёжи, гранты РФФИ для молодых и талантливых. Если ты что-то умеешь и квалифицирован — ты нужен.

Светлана Косинова

1136
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user Станичный
114

Описка в тексте - средняя глубина Азова десять метров, а не двести ;)

Главное за день

Власти Крыма собрались навести порядок в миграционной сфере

Для трудовых мигрантов разработали более строгие условия пребывания.
18:16
12
1380

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
512