Опыт прокладки по дну Босфора стамбульского метро показывает, что в Севастополе может быть построен тоннель по дну Севастопольской бухты, который свяжет Северную сторону и центр города. Такое мнение в беседе с ТАСС высказал замдиректора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос.
"Опыт стамбульского метро по дну Босфора (пролив соединяет Чёрное море с Мраморным - прим. ТАСС) показывает, что это технологически возможно с высокой степенью безопасности", - сказал Георга-Копулос.
Учёный пояснил, что при строительстве метро в Стамбуле на дно Босфорского пролива были уложены коробки, из которых и сформирован тоннель.
Он выделил несколько аспектов строительства будущего тоннеля: "Во-первых, экологический, во-вторых, технологический, есть ещё и другие аспекты, например, риски сейсмологии".
"Нужно грамотно определить все риски, которые есть, провести исследование на эту тему, правительство может зафиксировать эти исследования в рамках проектно-изыскательской документации. В принципе, при учёте всех рисков, всё это возможно", - сказал заместитель директора Морского гидрофизического института.
Нужны деньги
Как писал ForPost, 20 сентября губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников на встрече с президентом России сообщил, что сейчас прорабатывается проект строительства тоннеля под Севастопольской бухтой. По предварительной оценке, он может обойтись минимум в пять миллиардов рублей. Овсянников пояснил, что возможность прямого сообщения центра с Северной стороной исключит фактор зависимости от погодных условий или от перекрытия рейда для нужд Черноморского флота.
Строительство тоннеля, проект которого поручил проработать Владимир Путин, может быть нереальным в одном случае – при отсутствии денег. Такая идея обсуждалась ещё при СССР, однако тогда она осталась на уровне разговоров, сообщила ForPost старший научный сотрудник отдела гидрофизики шельфа Морского гидрофизического института Роза Миньковская.
Депутат заксобрания Севастополя Александр Кулагин, избранный по мажоритарному округу на Северной стороне, в интервью телеканалу "НТС" поддержал инициативу строительства тоннеля, однако призвал не ожидать скорого решения проблемы транспортного сообщения.
Экологические риски
По мнению замдиректора Морского гидрофизического института РАН Антона Георга-Копулоса, возникновение экологических рисков зависит от конструкции тоннеля. Он может либо пройти в толще суши (тогда никаких рисков экологии вообще не существует), либо быть построен по аналогии со стамбульским метро (тогда экологические риски есть).
"В Севастопольскую бухту впадает Чёрная речка - это постоянный приток пресной воды. Допустим, мы эту конструкцию кладём на дно, у нас появляется некая стена под водой, идет постоянный приток холодной пресной воды - это может создать риски, при которых начнётся возникновение процесса многослойности (из-за илистого дна бухты - прим. ТАСС), застаивания, это может привести к сероводородному заражению Севастопольской бухты", - пояснил ТАСС Георга-Копулос.
По мнению учёного, этот риск можно обойти, если высота такого искусственного барьера будет несущественной за счёт того, что коробки будут уложены не на само дно, а в искусственно созданное углубление. Он напомнил, что в Санкт-Петербурге часть автомагистрали Западного скоростного диаметра успешно уложена по дну судоходной части Невы.
Говоря о сейсмологии, Георга-Копулос отметил, что опыт строительства метро в турецком Стамбуле, где сейсмологическая обстановка хуже, чем в Крыму, показывает, что подобный проект возможен и в Севастополе с высокой степенью безопасности.
А губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников в четверг, 21 сентября, сказал журналистам, что сейчас идёт речь о технико-экономическом обосновании строительства тоннеля, поэтому пока рано говорить о таких его параметрах, как маршрут, глубина пролегания, и прочих.
"Готовность выделить средства из федерального бюджета, я так понимаю, есть", - сказал Овсянников.
Обсуждение (84)
А в Стамбуле тоже толстый слой ила на дне пролива?
Но,в общем и целом,сейчас не самое лучшее время для РФ
тратить миллиарды на то,без чего,до лучших времен,можно обойтись.А то россияне нас не поймут - народу велено "держаться!"
ну тогда давайте,стройте!коль с Черной речкой и притоком холодной ,пресной воды "всё понятно",тогда ройте.Единственное покажите пальцем где в ЦЕНТРЕ будет выход-вход в тоннель???На "Ивушке"?Это что б паромы "плакать"...Или центральный Рынок пойдет под развязку?Где ВЫЕЗД-ВЪЕЗД?На Фиоленте среди дач?На Красной горке?Где в городе "нет земли" для транспортной развязки из тоннеля?Неужели в районе 7-го километра,где планируют авто- и ждвокзал?Тогда вопрос,а сколько времени в пути сэкономил водила ,если не поехал по существующей дороге?
Мусороперерабатывающий завод аж пищит, как надо строить! Гора мусора в Первомайской балке уже выше соседних холмов!
для начала нужно привести в порядок дороги. вы посмотрите что творится на вспомогательной дороге на Острякова. На танке хрен проедешь. понаставили дорожные знаки кирпич на проулкам и тишина. не нужно распылять силы а делать все постепенно и качественно. вопрост тоннеля сейчас я считаю неактуальным. всему свое время. вначале дороги и еще раз дороги и развязки. проблемм немеренно а херней занимаемся.
Строительство моста через Севастопольскую бухту предусматривалось еще советским генпланом города. Украинские власти оценивали стоимость подобного проекта в 300 миллионов долларов и считали его реализацию нереальной. В концепции развития Севастополя, разработанной в 2014 году Агентством стратегического развития под руководством Алексея Чалого, строительство моста предполагалось в глубине бухты за местами базирования военных кораблей.
А метро-круче. Первоклассная крепость будет. Все под землю- боеприпасы, топливо , продовольствие, подача к причалам прямо под землей.
to Sandoz (Севастополь)
Вопросы реконструкции очистных сооружений и строительство очистных для Балаклавы тоже главные вопросы для Севастополя.?
Говорил на другой ветке,где же именно то будут точки входа и выхода? Если говорить о комфортности и нуждах,то самое оптимальное это район "инженерки". Но тут сразу вопросы,по самой логистике и разгрузки потоков машин,особенно в курортный сезон. Если с "инеженеркой" более менее понятно,то с другой стороны огибает бухту железная дорога,и какой район попадет под точку выхода? Если память не изменяет,то от глубины залегания и точки входа выхода будут зависеть
to Sandoz (Севастополь)
По моим знаниям толщина ила на дне Севастопольской бухты достигает местами до 10 м и в нем спрятано не мало кораблей и оружия. На моей памяти только один раз чистили от ила артиллерийскую бухту, но не смогли добраться до грунта. Укладывать бетонные ячейки на ил нельзя. Значит надо рыть тоннель с суши углубляясь на достаточную глубину, примерно на 40-50 м, учитывая что глубина бухты с илом 20 м. Только изыскания будут стоить миллиарды рублей. Проще построить мост
to 73vit (Севастополь)
Нужен мост. Надежнее и дешевле. Уж опыта строительства мостов по земному шару - почти готовые проекты.
to Sandoz (Севастополь)
to Odesey
Что значит жилье врачам? А остальным не надо?
Больше и проблем у города нет...Как будто издеваются... Какие-то бесконечные проекты -памятники,скверы,набережные,военно-исторические парки...
to Андре (Севастополь)
Сколько человек-столько и мнений. Попробую с самого начала. Предназначение тоннеля. Если только пассажирские перевозки-это одно. Если и грузовые-совсем другое. Грузопоток нельзя выплескивать на улицы города-мы попадем в транспортный коллапс. Если выводить его где-то на Фиоленте или в Инженерной балке-насколько увеличится длина тоннеля и, соответственно,Ю его стоимость. Ну, а если только для пассажиров... По-моему, с этим вполне могут справиться катера и паромы. Знаю, что порой штормит, и рейд закрывается. Но только от распорядительности властей зависит решение этой в общем то не слишком сложной проблемы-оперативно организовать транспортное сообщение через Инкерман. Откровенно говоря, порой складывается впечатление, что для некоторых особей на первом месте-собственные удобства. Прокатиться летом с ветерком на Учкуевку. А то, что финансирование строительства тоннеля может затормозить решение более важных для города проблем-им глубоко фиолетово.
И насчет тоннеля. Писали уже, что к его строительству приступили только тогда, когда население достигло определенного уровня. Нам до него-как до Пекина по-пластунски. Ради переправы 5-10тыс. человек в сутки вкладывать такие деньги-просто опрометчиво. И почему нас все время убеждают в технологической возможности проекта-не говоря об экономической составляющей? Должно быть комплексное заключение. А почему мы до сих пор не выращиваем на Марсе яблоки, а на Луне не устроили курорты? Ведь это-вполне осуществимо при нынешнем развитии техники.to Владимир Ну очень Мудрый (Севастополь)
к сказанному Вами добавлю,что где то творят генплан развития города,где то строят трассу "Таврида",а где то решили копать тайный ход под бухтой...вот КАК они ,будучи РАКОМ,ЛЕБЛЯДЕМ и ЩУКОЙ,ИСПОГЯНЯТ город и угробят миллиарды рублей!Эти "кто то" решили такими прожектами обеспечить себе кормушку от бюджета на долгие годы!Главное для них - что бы печень в бане не подвела.
Э, господа скептики, не понимаете вы ничего! От же ж "ученый говорит можнА", а вы свое про "а нужно?" От и сити менеджер Овсянников "понимает", что "Готовность выделить средства из федерального бюджета есть"! Пора
пилитькопать и рапортовать об успехах! Даешь освоение пяти миллиардов!... А там видно будет.ДИРИЖАБЛИ! Вот будущее севастопольского транспорта!
А вообще тема тоннеля выскочила как чОрт из табакерки . Не подсел ли кто то на Олимпе на тяжелые антидепрессанты ?
Зимавыборы близко.Каждому горожаниу двери с золотыми ручками, да воду с газом на Фиолент, а если "Тавриду" не строить то и по килограмму риса каждому хватит. Хоть кто нибудь смотрел как "Таврида будет проложена, кому то известно что такое транспортная логистика?
to ТРАМП (москва)
Товарищ , вы вечно путаете ... с пальцем!
Скажите кто-нить учёному, а заодно и губернатору, что у нас под бухтой есть ДВА туннеля! Просто никто не знает, где вход (въезд))))))))
сейчас идет речь о технико-экономическом обосновании строительства тоннеля, поэтому пока рано говорить о таких его параметрах, как маршрут, глубина пролегания, и прочих.
Честно говоря не понимаю, как можно сделать технико-экономическое обоснование без указанных данных.
Подземный ход под бухтой Севастополя https://youtu.be/8f8FMuRwDDM
to Serg Bond
Или вот занырнуть под горку в районе Пожарова (где Яцуба хотел тоннель строить) но уже не выводить его на Ген.Петрова, а вести под землей с углублением под бухту.
Ну с тоннелем всё ясно: попилят денежки на стадии проектирования, составления отчётов и заключений, и прочей бумаготворческой работы. Потом идею похерят. А что придёт на смену этой утопии, идея прорыть метро в Казачью бухту?
Если так неймётся, необходимо устроить конкурсный отбор предложений. Предложения подавать, исходя из Цели. Цель данного "застолья" - ускорение и оптимизация связи "Севера" и "Юга", насколько я понимаю. Одно из условий к исполнителю-победителю - если не вписался в начальный бюджет, заканчиваешь проект за свой счёт. Не может закончить - расстрел : ) Ну и, конечно, ещё условие из главных - НЕ НАВРЕДИ...
Нужно изучить опыт полетов на Луну и марсианские вояжи ! В Стамбуле на азиатской части живет от 7000000 до 10. ООО . ООО человек , и на европейской части до 15 - 17 миллионов человек !! По оценкам жителей Стамбула ! Но если для наших построят тоннель то это будет просто супер вложение в никуда !!! Северная с учетом всех беженцев и гостей - 45- 50 тыс ( тысяч !!!) человек !
Деньги есть пусть копают а мы посмотрим. Все равно мнение индейцев шерифу до одного места.
Господа! Пусть будет!...с нас "по полной" для чего взыскивают? (И на меньше не расчитывайте!).. правильно!, чтоб БЫЛО!
Ну, нельзя!!!! потратить деньги "на тоннель"- на вывоз мусора.... другая статья-другие люди..
пусть они думают, если "заявились", проект нужный...северная сторона- 25 км "частично освоенного поб4ережья" песчаных пляжей!!! Хватит работы не только "лебедю", но, и "раком" ,и.... "щуке" еще достанется..... "богатстве неосвоенное".... как-то так
"Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили:- зачем? - Он в ответ,
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет."
Господа! Учитывая военно-политическую ситуацию, идея стоительства тоннеля -это всего лишь хорошая легенда для строительсва противоатомных убежищь в преддверии неизбежной войны. Хватит прятать головы в песок и заниматься самообманом как в 41-м!
Меняйло уже обещал нас всех на фуникулерах перевозить
to Galaxe (Севастополь)
Сколько сделано во благо, Столько хватит всем сполна. Если б только доставало Нам рассудка и ума... И выводят пусть тоннели На подъезде они вес Просто хочется без боли Видеть стройку "до небес"... : )
Строители говорят, что построить можно все, вопрос в цене. Стоит ли овчинка выделки? Вспомнился фильм "Девчата" и часы золотые... Для развития северной лучше деньги на тоннель потратить на инфраструктуру той самой северной. Ехать на авто в центр города с увеличивающим количеством автотранспорта и отсутствием парковок, имхо, нелепо. А в перспективе, вполне возможно, что центр станет доступным только для общественного транспорта.Ну ограничено пространство! И тогда что? Думаю, что если 7 раз отмерить, то резать не придется.
to strelec (Севастополь)
смотреть с 2:30
Владимир, считающий себя умным, поймите тоннель нужен для развития, для будущего и Ваш длительный старческий маразм не остановит развития города. Были бы Вы мудрым, не считали бы свою точку зрения единственно правильной.
Тоннель лучше моста и проще. Мост строить нельзя из-за угрозы блокирования кораблей. Уложить короб, скажем, 20 на 10, или трубу в канаву, прорытую в наслоениях ила при уровне развития современных технологий - пустяк. Где вход и выход? Вход - на Инженерной, выход - на заводе ЖБИ или возле мола, далее - мимо 41-й бригады к цирку. В р-не цирка - двухуровневую развязку. Понятно, что придётся продумать как раскупорить центр. С окончанием строительства тоннеля сооброжалки однозначно заработают интенсивнее. Вот тогда и на Восставших сообразят пешеходные переходы, и вокруг Стрелецкой сделают 4 или 6 полос, предварительно сломав заборы паре-тройке хамов.
Господа диванные эксперты!
Как уже задрали Ваши комментарии по любому поводу и да и без повода - лишь бы по-тявкать как Моська на властные структуры.
А здесь такой повод - возраждение идеи строительства туннеля под севастопольской бухтой - вот где нива для диванных мыслителей, вот где можно вылить неисчеслимые ушаты грязи на власть!
Хотя сама идея родилась отнюдь не сегодня, более того в свое время в Городе была и кадровая и определенная материальная база для реализации такого проекта, но в советское время так остро с транспортными потоками вопрос не стоял, и дорогостоящий проект так и не родился на свет.
Хотя подземный Севастополль строился и в него закладывались немало средств.
Сегодня многое изменилось. И изменились транспортные потоки, многократно возрос их объем (и главное в ближайшем будущем еще увеличится после ввода в строй Крымского моста), севастопольская земля стала товаром и была разделена на кусочки, у которых есть конкретный собственник (законный или незаконный это другой вопрос, но собственник имеется). И главное стоит задача возражение Севастополя как базы Флота со всеми вытекающими последствиями, но при этом и не сбрасываются со счетов и другие направления развития Города.
Вот почему и возник вопрос возрождения проект туннеля под бухтой, но уже на ином технических, технологических и экономических реалиях.
Но, меня поражает то, что только возможность анализа целесообразности такого проекта, сразу вызвала вал негатива в "диванной" общественности Города - точто так же как строительство Крымского моста среди патриотов Незалежной - и заметим по уровню точно таких!
Можно здесь сделать один вывод - "диванное" воинство Севастополя такое порождение "славного" украинского прошлого, как и мракобесы-националисты в Украине.
to Skif017 (44°36′N, 33°31′E)
to Дед Йог Клмн (Севастополь)
Хамам обычно бьют морды. Но я попробую ответить. Любая идея должна быть рассмотрена со всех сторон и критически оценена. Я-не считаю свою точку зрения единственно верной. Просто подвергаю сомнению целесообразность претворения в жизнь данного прожекта. А по поводу развития города-нельзя ли поподробнее? Возможно, мы вкладываем в это понятие разный смысл.
to Vladimir_Lazarev (Севастополь)
Следите за базаром! Среди участников обсуждения данного вопроса-много людей с большим опытом и познаниями-несопоставимыми с Вашими. Многим из них Вы и в подметки не годитесь. И называть их диванными экспертами-по меньшей мере нагло и беспардонно. Впрочем, если Вам больше по душе сидеть перед компьютером на табуретке-Ваше право. Но тогда уж позвольте назвать Вас экспертом табуреточным.
to Vladimir_Lazarev (Севастополь)
Крымский мост и тоннель в Севастополе - несопоставимые по значимости вещи. Думаю, что подавляющее большинство крымчан ЗА мост. В Севастополе же очень много зависит от варианта реализации проекта тоннеля. Да, можно забабахать по огромной развязке на Северной и "на юге". Город маленький, это не Москва. Как бы не получился "город двух развязок". И люди имеют право высказать своё мнение, это же форум. И тоннель это вам не манипуляции с клумбами или парапетом (который бездарно утрачен).
to Vladimir_Lazarev (Севастополь)
100%!!!!
to Vladimir_Lazarev (Севастополь) Господа диванные эксперты! Как уже задрали Ваши комментарии по любому поводу и да и без повода - лишь бы по-тявкать как Моська на властные структуры. А здесь такой повод - возраждение идеи строительства туннеля под севастопольской бухтой - вот где нива для диванных мыслителей, вот где можно вылить неисчеслимые ушаты грязи на власть!... Можно здесь сделать один вывод - "диванное" воинство Севастополя такое порождение "славного" украинского прошлого, как и мракобесы-националисты в Украине.
По поводу "диванного" воинства Севастополя рекомендую Вам осмыслить предложение Дмитрия Тарана о действиях диванных войск в информационной войне (Ссылка).
Вместо тоннеля лучше сделать мост, который пойдет со стороны Жидилого до другой стороны бухты в районе голландии. Далее на стороне Жидилого соеденить с проектируемой рокадой, которая пройдет сквозь город. Тем самым можно из Остряков добраться с комфортом и не долго до северной стороны. Тем более проектанты рокады не знают как ее продлить после Жидилого. Что касается трассы Таврида, то она фактически уже началась и на Севастопольском участке. Если ехать из Симферополя в Севастополь, то можно увидеть вдоль почти всей дороги, где будет новая трассa, проложена разметка в виде красной веревки. На кaрте Openstreetmap уже можно посмотреть как она пойдет.
to Vladimir_Lazarev (Севастополь)
Страницы