Новости Севастополя

пн, 05/01/2015 - 10:03

Убить Дракона. Новая традиция в Севастополе?

Вот он и побежден! Последнее время только и было, что разговоров о сносе незаконной высотки в Севастополе, которая выдержала два взрыва и только на третий сдалась.

Обсуждали это событие все. Так ли взорвали? Нужно ли было сносить или отдать квартиры севастопольцам, стоящим годами в социальной очереди? Какое было решение суда? Кто виноват? Как быть теперь дольщикам...?

Ясно одно – что для Севастополя произошло беспрецедентное событие, которое никого не оставило равнодушным.

Когда незаконно возведенный дом наконец-то пал и показал свои скрытые прутья арматуры, я уже не думала о качестве строения – он предстал предо мной железным идолом беззакония, которое пронизало металлическими щупальцами многоэтажную иерархическую систему.

Да, завалить этого монстра было нелегко, но он побежден. Сказать откровенно, когда я взглянула на бухту, где еще недавно торчало «это», и увидела простор, даже на физическом уровне дышать стало легче. Но радости я почему-то не чувствовала.

Я понимала, что вина заказчика дома по улице Капитанской была не больше, чем вина чиновников, разрешивших незаконное строительство. Что снос этого здания должен стать актом неотвратимости наказания для дальнейшей профилактики правонарушений такого плана. Именно поэтому строение нужно было снести, а не передать для благотворительности, как думают некоторые.

Все было сделано правильно, так что же не так? – спрашивала я себя.

Мне этот дом кого-то напоминал. Конечно, дракона! Того самого дракона из кинофильма-притчи режиссёра Марка Захарова по мотивам пьесы Евгения Шварца «Убить Дракона».

Да, мы убили дракона! Образ Ланцелота в нашем случае был скорее собирательным. Эта щестнадцатиэтажка стала символом бесправия простого народа с одной стороны и беззакония власть имущих с другой. В ее лице мы будто бы победили общную украинскую олигархическую систему, царившую и набирающую обороты последние 23 года.

Но нужно признать, что наш Дракон не существовал сам по себе. Он был в нас, и мы были в нем, кто из выгоды, а кто вынужденно. Многие за эти годы так приспособились под условия жизни, что решать «полюбэ» свои проблемы стало привычным делом, а совесть убаюкивалась простым оправданием – так делают все, хотя каждый понимал, что дающий взятку не менее виноват, чем берущий ее.

Люди питали Дракона в больнице, когда совали взятку врачу или санитарке, а те брали - за то, что они обязаны были делать за свою зарплату. Пусть небольшую, но их же силком никто не заставлял идти на эту работу. Люди приносили в жертву чудовищу часть святой правды, когда клали в конверт деньги судье, чтобы решить без проблем свое дело, а он брал. Про чиновников не говорю, так как, попадая в коррупционную модель, априори принимаешь правила игры и становишься частью целого. Во всем этом были свои законы, а большие деньги могли победить только очень большие деньги или их эквивалент. И так всюду. «Да Вы любого спросите. Где любой? А, вот он» (Цитата из фильма).

Людям это как будто нравилось, но это, конечно, не так. Эта ситуация похожа на сцену из фильма, когда Ланцелот спрашивает отца невесты-избранницы Дракона:

– Полюбила Дракона?

– Нет, это не любовь, это наша традиция, – отвечает он.

«Это наша традиция» – вот он, ответ. Неужели в Севастополе враз смогут измениться те, кто привык легко решать свои дела? Думаю, если новая система не позволит, то таковые немного поприжмут свои хвосты, хотя и будут еще продолжать искать себе подобных в попытках возродить Ящера-паразита.

А что же Ланцелот? Уставший от дорог, он признается в минутной слабости, что начал завидовать рабам: «Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное, потому что у них нет выбора. А рыцарь… Рыцарь всегда на распутье дорог». Быть им всегда тяжело и легко одновременно, потому что «рыцари ничего не делают потихонечку — они такие глупые. Они все делают открыто и честно. А это здесь никому не нравится, кроме Дракона. Конечно, ведь открытый человек — отличная мишень» (фраза из фильма).

В конце истории Ланцелот побеждает Дракона и в недоумении, что люди не рады свободе, кричит им: «Да вы что? Вы что — вы уже год, как свободные люди! Вы же свободные люди!!», а Дракон его предупреждал: «Хотите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? Зачем она им? Не думали?».

Вот и мне подумалось, а побежден ли Дракон на самом деле? Храбрый рыцарь как будто сквозь века говорит всем нам: «Поймите же, он здесь (показывает на голову); я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона… в себе! Вы понимаете?! В себе!». Но заставить это сделать вряд ли кого-то можно.

В этой истории народ свободными деяниями постепенно воскрешает своего Идола. Ланцелот бессилен что-либо изменить, и вновь набирающий силу Дракон говорит ему: «Лучший способ избавиться от дракона — это иметь своего собственного». Так заканчивается глубокая и на все века актуальная притча.

Победить Дракона в себе нелегко, но возможно. По крайней мере, стоит попробовать для того, чтобы понять, что такое свобода и каждому решить, нужна ли она ему.

Елена Озаренко

фото С. Анашкевича

 

Теги: