пт, 01/03/2024 - 19:02

Севастопольскую школу окружили точки с алкоголем

До «запретного плода» школьникам рукой подать.

Общеобразовательная школа №44, носящая имя Героя Советского Союза Валентина Ходырева, расположена в самом центре Севастополя. Но даже это не уберегло ее от сомнительного соседства.

Несколько лет назад рядом с учебным заведением появилась точка общепита с лицензией на продажу алкоголя. Тогда близкое соседство возмутило родителей учащихся и представителей Общероссийского народного фронта, но не смутило самих предпринимателей – очень уж проходное место им досталось в аренду.

Теперь у школы появился новый сосед. На этот раз почти вплотную к ее территории примкнул магазин сетевого ритейла алкоголя и еды. Долгое время в этом помещении располагался цветочный магазин, но почти полгода назад ассортимент товаров резко сменился. Теперь школьникам до «запретного плода» рукой подать.

Забота о бизнесе

Напомним, федеральным законодательством (статья 16 федерального закона №171-ФЗ) запрещена розничная продажа алкоголя на территориях, прилегающих к образовательным учреждениям, где учатся несовершеннолетние, медицинским учреждениям, спортивным сооружениям.

Границы этих территорий и конкретные величины расстояний от социальных объектов до точек продажи алкогольной продукции устанавливаются региональными властями.

В Севастополе в 2015 году определили это расстояние в 50 метров. Тогда в профильном ведомстве свое решение назвали временным и объяснили заботой о предпринимателях. Отметим, тогда же активисты местного отделения ОНФ предлагали это расстояние увеличить до 130 метров.

Как пояснил ForPost член общественного совета при департаменте сельского хозяйства и потребительского рынка Валерий Васюнин, решение сократить расстояние между местом с алкоголем и школьниками было связано с желанием обезопасить предпринимателей от финансовых потерь.

«Например, предприниматель въехал в объект, сделал там ремонт, получил лицензию, вложился, открыл магазин с алкогольной продукцией. А через месяц рядом кто-то выкупил помещение и открыл стоматологию или центр детского развития. А эти объекты уже подпадают под защиту закона <171-ФЗ>, рядом с ними нельзя продавать алкоголь. И предприниматель попадает под штрафные санкции, вынужден съехать и несет большие убытки», – на пальцах объяснил логику принятия решения Васюнин.

Алкогольный бизнес, добавил он, уже был в Севастополе, когда о планировке и зонировании городских территорий еще и не думали. Это потом стали появляться в большом количестве спортивные объекты, детские площадки, общественные пространства.

«Бизнес в данной ситуации был не защищен. Это <сокращение расстояния от точек продажи до соцучреждений> было один им из решений вопроса», – пояснил  Васюнин.

Однако теперь есть тенденция к расширению общественных пространств, в том числе спортивных и детских зон, и расположение точек розничной продажи алкоголя стоит пересмотреть, считает собеседник. Правда, за все эти годы он не припомнит попыток это сделать в городе.

«Я за то, чтобы эти алкогольные точки находились дальше от общественных мест, в том числе школ. Понятно, что школьники, если захотят купить алкоголь – купят, и 100 метров погоды не сыграет. Но то, что в этих магазинах рядом продаются легкие алкогольные напитки, которые более востребованы среди молодежи, это как раз-таки наносит определенный вред», – считает предприниматель.

Проблема не только в шаговой доступности алкоголя школьникам, а еще и в том, какой пример у них постоянно перед глазами, добавил Валерий Васюнин.

«Нередко в вечернее время люди, купив алкоголь, здесь же в общественном месте, рядом со школой могут сесть на лавочки и распивать его. А человек под воздействием алкоголя не всегда может вести себя адекватно», – выразил опасения бизнесмен.

Радует хотя бы то, добавил он, что открылся официальный магазин с сертифицированной продукцией, а не пивная с сомнительным производством.

Как посмотреть

Спустя девять лет «временное решение» руководства города осталось в силе. Согласно постановлению севастопольского правительства от 2022 года, по-прежнему торговать алкоголем можно в 50 метрах от образовательных учреждений и в 25-ти метрах – от медучреждений, спортивных сооружений, вокзалов и мест, связанных с военной сферой.

Как уточняется, это расстояние отсчитывается от входа в точку продажи алкоголя до входа в указанные социальные объекты по маршруту движения пешехода и в соответствии со сложившейся системой дорог и тротуаров.

В этом случае расстояние от входа в школу №44 до алкомагазина составило бы примерно 85 метров, по замерам на Яндекс-картах. Вроде бы и нарушений нет.

Однако при наличии у соцучреждений огороженной территории расстояние считается от ближайшего входа на нее до входа в точку продажи алкоголя. Получается, что ближайшие ворота, через которые можно попасть на территорию 44-й школы, находятся прямо напротив входа в сетевой магазин – на расстоянии около 9 метров. А это даже по севастопольским меркам слишком близко.

Понятно, что развести кардинально друг от друга образовательные учреждения и продажу алкоголя физически не всегда получается в компактном центре Севастополя. А увеличение расстояния с 50 до 100 метров большой роли не сыграет по факту. Поэтому тут важно, чтобы у предпринимателей, кроме желания заработать, присутствовала некоторая социальная ответственность, убеждена председатель постоянного комитета по здравоохранению и социальной политике Татьяна Щербакова.

«Я понимаю, что предприниматели ищут удобные, проходные места. Но давайте будем, наконец, включать определенную социальную ответственность у предпринимателей, а не только жалеть их и помогать. Думать надо, где алкоголь начинаешь продавать», – подчеркнула депутат.

В свою очередь руководство 44-й школы намерено обратиться к городским властям с просьбой обратить внимание на не самую благополучную ситуацию возле учебного заведения.

«Я по таким магазинам не хожу, мне никто не говорит, что там вино-водочные изделия продают. Сегодня посмотрели в интернете, там действительно они продаются. А кому это надо? У нас тут и «Точка», и хинкальная, теперь вот это еще. Мы будем добиваться, чтобы такое соседство от нас убрали», –заверила директор учреждения Елена Андросова.

Возможно, озвученное накануне поручение Президента РФ отменить с 1 января 2025 года мораторий на проверки бизнеса и перейти к риск-ориентированному подходу позволит  в будущем избежать подобных историй и странных соседств.

Полина Ласькова

Фото ForPost

Читайте также: