пт, 16/02/2024 - 17:07

Севастопольское такси ждут перемены

Подробно – о реалиях и перспективах.

Правительство Севастополя приняло постановление об обеспечении Федерального закона «Об организации перевозок…». В чем его суть, рассказал директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Станислав Таматаев.

Добро пожаловать на свет. Но не всем

О том, что работа севастопольского такси оставляет желать много лучшего, ForPost писал неоднократно. Проблемам этой сферы был посвящен и один из выпусков программы «ForPost–Реактор». В том числе ее участники говорили и о значительных отличиях в организации работы такси в Севастополе и других городах.

Как сообщил на заседании правительства Станислав Таматаев, разработанное постановление приводит региональную нормативно-правовую базу в соответствие с федеральным законодательством. Основным нововведением является создание трех реестров: перевозчиков, служб заказа и используемых в виде такси транспортных средств. Те, кто в эти реестры не внесен, осуществлять деятельность не имеют права.

Вести вышеозначенный учет – обязанность департамента транспорта. Сведения о зарегистрированных размещаются на его сайте и в созданной с сентябре 2023 года федеральной государственной информационной системе «Такси».

«До этого департамент вел только один реестр – разрешений на осуществление деятельности перевозки пассажиров и багажа легковым такси», – добавил Станислав Таматаев.

Отметим: за гораздо более быструю выдачу разрешений, чем прежде, новое руководство департамента хвалили участники программы «ForPost–Реактор». Несколько лет назад, по их словам, этот процесс необоснованно затягивался.

Теперь сотрудникам департамента придется вести не один, а три реестра. Еще одним новшеством, предусмотренным федеральным законодательством, стал допуск к перевозкам не только юрлиц и индивидуальных предпринимателей, но и самозанятых. Сделано это было для выведения из тени тех, кто работает нелегально. И эта задумка, судя по приведенным главой департамента цифрам, себя оправдала.

 «После изменения законодательства число обратившихся за разрешениями увеличилось на 30% как раз-таки за счет самозанятых. На сегодняшний день 73% всех получивших разрешения в Севастополе – это самозанятые», – сообщил Станислав Таматаев.

Вышедшие из тени пополнят бюджет налогами. А вот платить за включение в реестр не придется (сейчас госпошлина за получение разрешения составляет 1,5 тысячи рублей).

Чтобы попасть в реестр, потенциальный таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет. От него потребуется также ряд документов, в числе которых справка об отсутствии у него судимости. Об этом законодательном новшестве ForPost рассказывал в августе прошлого года, когда оно еще существовало в виде проекта. Далеко не все эксперты тогда отзывались о нем положительно. Однако проект был принят Госдумой, и теперь судимым по ряду статей путь в таксисты закрыт.

Заявления принимаются непосредственно в департаменте, на портале Госуслуг или в МФЦ. Подать заявление на включение в реестр должны и компании-агрегаторы. Это также новое в законодательстве.

А надо ли

Всем внесенным в реестр таксистам выдаются QR-коды, которые должны быть размещены на автомобиле. С его помощью сведения о законности работы перевозчика могут проверить как контролирующие органы, так и обычные пассажиры.

«Право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси действует бессрочно, вместе с тем срок может быть ограничен законом субъекта Российской Федерации», – рассказал докладчик.

Ограниченный региональным законом срок не может быть менее 5 лет. Но пока такое ограничение в Севастополе в любом случае не введено.

Кроме этого, на усмотрение региональных властей отдаются вопросы об ограничениях по экологическому классу транспорта и об окраске такси. В нашем городе пока нет ограничений ни по первому, ни по второму пунктам. А вот крымские законодатели, сообщил Таматаев, в ноябре прошлого года их установили. Автомобиль, которым планируется перевозить пассажиров, здесь должен соответствовать как минимум экологическому стандарту ЕВРО-2. Кроме того, его полагается выкрасить в один из четырех цветов – черный, бежевый, желтый или серебристый.

Рискнем заметить, что выбор из 4 вариантов лишает смысла главную цель подобных акций: придать такси единый облик, который позволяет легко распознать их на улицах города. Напомним также, что еще в начале 2019 года депутат заксобрания Илья Журавлёв (ныне – вице-спикер) предлагал перекрасить все такси в белый и желтый цвета.

Это предложение не нашло понимания у других депутатов. Экс-парламентарий Татьяна Вусатенко заявила, что это ущемляет права тех, кому белый и желтый не нравятся. А Татьяна Лобач (ныне депутат Госдумы) призвала коллег сосредоточиться на более важных аспектах работы такси, тем более что перекрашивание автомобилей потребует от перевозчиков существенных затрат.

«С какими организациями, которые осуществляют перевозки, вы общались прежде, чем разработать эту законодательную инициативу? Были ли у них просьбы установить именно белый и желтый цвета? Нас просят обратить внимание на другое – что нет страхования автомобилей, которые занимаются перевозками, и это большая проблема, которая не решается. А мы сейчас пытаемся лишить людей последнего источника заработка при той безработице, которая существует в городе!» – сказала тогда Лобач.  

В том же ключе высказались 15 февраля 2024 года директор департамента транспорта и губернатор Михаил Развожаев. Первый рассказал, что предложение о введении ограничений по цвету рассматривалось при участии самих игроков рынка и профсоюза работников такси. И те опасаются, что число выходящих из тени после появления такого требования может сильно сократиться.

«Поэтому вопрос дискуссионный, мы сейчас обсуждаем это, и, если придем к определенному мнению, тоже выйдем на такой же закон, как тот, что приняли наши соседи», – добавил Таматаев. 

Михаил Развожаев заметил, что «в идеале», конечно, единые требования к оформлению понятны, но нужно подумать – «за чей счет» этот идеал будет достигаться.

«Некоторым это тяжело», – добавил глава Севастополя.

А чуть позже добавил, что в нынешней экономической ситуации нагружать перевозчиков дополнительными расходами – не самое своевременное решение.

На душу населения

И напоследок немного цифр. На сегодняшний день, по данным департамента, в севастопольские реестры включено 2013 тысяч транспортных средств, более 280 перевозчиков и 6 служб заказов легкового такси. Что интересно, в Республике Крым число зарегистрированных такси такое же (может быть, сказываются ограничения по цветам?). Соответственно, в пересчете на 100 жителей крымчане от севастопольцев существенно отстают. А вот другие регионы, наоборот, заметно Севастополь обгоняют.

«У нас на 1000 севастопольцев 4 машины, в Краснодарском крае – 7, в Москве – 8», – рассказал Станислав Таматаев.

Отвечая губернатору, интересовавшемуся перспективами появления в Севастополе крупных агрегаторов, и. о. замгубернатора Павел Иено сообщил, что переговоры ведутся, но «забегать вперед» он не хочет.

«Подготовимся, создадим предложения для обсуждения, и потом можно будет подискутировать», – добавил он.

Ольга Смирнова

Читайте также: