Новости Севастополя
Севастопольский политикум-2015. Вадим Колесниченко о политическом болоте, пятой колонне и о том, как неправильно делить пирог
Нынешнюю общественно-политическую ситуацию в Севастополе, её особенности, проблемы и перспективы проанализировал для ForPosta политолог Вадим Колесниченко.
- Как, на ваш взгляд, изменилась общественно-политическая ситуация в городе с момента выборов?
- Мы находимся в очень странном положении, двусмысленном и подвешенном. Любая объективная или необъективная критика власти или тех, кто у власти находится, сейчас воспринимается как «рука Киева», и любой человек, который пытается своими словами или действиями изменить «трясину», будет сразу определен в пятую колонну, во враги народа…И это очень выгодно – когда всё, что ты не можешь сделать, что у тебя не получается, ты перекладываешь на любого, кто тебе противоречит, объявив его «пятой колонной». А ты потом доказывай – прав ты или не прав, и уже будет не важна суть. Просто тебя объявят пятой колонной, вредителем, «бывшим», и с этим клеймом ты и будешь ходить… Я в подобной "шинельке" проходил на Украине долгое время. На мой взгляд, это используется, когда нет аргументов.
Политическая жизнь в Севастополе – это политическое болото. По-моему, это вполне очевидно. Любые действия и попытки ничего не несут, и в ближайшее время ничего не изменится. Это объективная реальность.
Что касается выборов - ясно, что избирали не людей, а бренд, который был предложен. В переходный период это было нормально. С более полной политической палитрой в Заксобрании сейчас было бы сложнее работать. В переходный период многие вопросы должны были решаться консолидировано – да либо нет. Тогда монополия во власти принимается, ведь вокруг всё разрушено и все строится заново, и нужно принимать деловые, волевые, кардинальные решения. Которые не всем нравятся, но тебя поддерживает власть, там все монополизировано одной политсилой, и тебя некому критиковать. К этому можно относиться по-разному, но никто никогда не писал учебников, как из одной страны за ночь перейти в другую, и я к этой ситуации отнесся очень философски. Здесь надо согласиться с тем, что есть.
Но когда анализируешь и смотришь, как «бьет ключом» политическая жизнь, то понимаешь, что это грубая ошибка – «разрушить всё до основанья, а затем…» Разрушая, надо понимать, что Идея, мечта – это здорово, но за этой идеей стоят живые люди, которых нужно ежедневно кормить, им нужны рабочие места, пенсии, пособия, дороги, канализация – всё то, что называется жизнеобеспечением огромного военного мегаполиса Севастополя.
Разрушили. Где взять тех людей, которые будут строить что-то новое? Севастополь никогда привозную власть не принимал, так сложилось. Ну одного, ну двух, но десятками… Конечно, возникает много вопросов. Возникает много обид, это естественно…
И главное – жизнь города – это не ЭВМ, где все находится в своей ячейке с предсказуемым алгоритмом. Начать с того, что просто нужно знать город. Знать, как называются улицы. Даже если ты работаешь по строительству дорог, а не в департаменте по образованию, ты должен это знать, знать их историю за последние 40-100 лет, знать, где из них 22 раза прорывало канализацию... Об этом в книжках не напишут, об этом знают «старожилы», и система преемственности этих знаний должна работать. А когда приезжают все новые, особенно не отягощенные пониманием того, с чем они столкнутся и что нужно делать, - то мы и имеем то, что имеем сегодня.
Как долго это будет продолжаться? Все думают, долго. Если каких-то радикальных решений не будет. Монополия политической власти в Украине показала бессмысленность, бесперспективность и тупиковость развития. И те проблемы России, которые сегодня существуют, тоже связаны именно с долго существовавшей монополией на власть. Может быть, появится новый партийный проект. Но у нас – что бы на военном заводе ни строили, получается танк. Так и с партийным строительством выходит – в Севастополе, в частности. Что бы ни выстраивали – всё равно монополия, вождистская партия.
С этим можно согласиться, если бы вожди предложили бы что-то конкретное и имели четкую программу действий, как это организовать. А пока "свита" ждёт, чего "вождь" скажет, по принципу «одобрямс», пока идут конфликты между ветвями власти – жизнь в городе своим чередом идёт. Люди недовольны. Возникают сложности, начинаются сравнения – с Крымом, с материком. Проблем хватает везде. Но состояние ожидания долго продолжаться не может. Людям ведь надо просто дать работать и отдавать честно заработанное.
За год у нас ничего нового не произошло, рабочих мест нет. Крупный бизнес к нам пока не придёт: санкции. Средний бизнес не может найти взаимопонимание с нашими властями по территории, непотяна выгода, прямого транспортного сообщения нет, много чего нет. Что может помочь? Малый бизнес. Это могло бы дать ростки чего-то нового. Сколько у нас перерегистрировалось предпринимателей? И десяти процентов нет. Это должно испугать. Я пониамаю, было много "левых", мертвых, - ну, пусть их было 30%. Но если мы копейки получили в бюджет от малого бизнеса, это означает, что точек роста нет... Не дана им возможность выжить.
- А как вы относитесь к заявлениям о расколе в севастопольской Единой России?
- Да нет там никакого раскола. Все это буря в стакане воды. Все партийные ячейки в городе не состоялись потому, что люди зашли, не поддерживая ту или иную программу и принципы партии, а просто "поделили пирог": кто первый встал – того и тапки. Собрали под партийный флаг людей, кто кого знал – брат, кум, сват – ты подходишь, ты нет, ты будешь молчать, аты будешь говорить – так оно и состоялось. Это относится ко всем политическим силам в городе, это естественный процесс брожения.
Политической составляющей в проекте Единой России в Севастополе нет, даже не надо напрягаться искать. И в ближайшее время не будет, поскольку туда лди собрались не под программу, а под флаг. «Мы за Путина» - это не политическая программа. А оказалось, что политика – это не гвозди забивать. Нужно работать, думать нужно.
Да, кто-то пытается что-то делать, что-то изменить, встречается с людьми, что-то озвучивает… Но активной политической жизни я не вижу вообще в Севастополе. Ни правящей партии, ни оппозиционных партий, вообще ничего. Нормальное периферийное болото: делить нечего, предложить тоже нечего, нужно отвечать за обещанное, но есть объективные сложности как мирового характера, так и связанные с кризисом в российской экономике. Плюс все это накладывается на определенную некомпетентность, незнание, неумение.
Патриотизм – это хорошо, но для системы партийного строительства этого мало, этому нужно учиться. Строить ячейки, ставить и объяснять людям задачи, что надо получить и что надо отдать. Политика – это вещь не осязаемая.
- Есть ли у вас прогноз на будущие выборы, что будет дальше происходить?
- Думаю, если не будет каких-то кардинальных изменений – будет стагнация. Мы законсервируем не лучшее состояние, и оно не сможет измениться. Не потому, что люди плохие. Нужна перспектива развития. Нужно общаться, разговаривать с людьми, чтобы они знали, как обстоят дела и куда их ведут, знали, как им планировать и строить свою жизнь.
Я считаю, что количество депутатов в Заксобрании надо увеличивать, им явно не хватает «человеческих мощностей» просто чтобы объем своих функций выполнять, чтобы комитеты нормально работали, не хватает физических возможностей. Плюс две трети на общественных началах – когда им учиться и нормально заниматься законотворчеством, как это физически можно сделать?
Я думаю, без радикальных движений, кардинальных изменений в политической жизни Севастополя всё замрёт.
- Есть ли в Севастополе демократия?
- Юродивые всегда были на Руси, к ним относились с уважением, но быть ими никто не хотел... Все же хотят ехать в общем поезде, никто не хочет выглядеть дураком – кто его знает, как оно будет?Да и боятся - в русском народе генетическая память очень сильна. С другой стороны, все понимают: что бы ты сейчас ни делал, ничего не изменится. Ну, митинг провел – и что? Ну, сформируют Общественную Палату. И что? С составом 50/50 от заксобрания и правительства разве она какую-то свежую струю внесет? Наверное, все-таки участники будут прислушиваться к голосу выдвинувшей их силы.
Чтобы начался рост политической активности, как ни странно, нужен сначала рост деловой активности, в город должны прийти деньги. Двигателем является средний класс, его нужно долго выращивать. Если эта активность не вырастет, если не будет аэропорта – ничего не изменится. Пока прямое транспортное сообщение не появится с материком – очень трудно будет. До этого момента у нас будет достаточно убогое политическое прозябание.
- Расклад сил, если выборы проводились бы в ближайшее время, по-вашему, как распределился бы?
- Эйфория прошла. Российские реалии иные. Здесь свои правила, как писаные, так и неписаные. Не думаю, что будет радикальное и кардинальное изменение. В России такие тенденции: как в Госдуме, так и на местах в регионах, плюс-минус 5-10%. Половину голосов они, конечно, не потеряют, хотя, если так дальше будут продолжать работать, то могут и потерять. Даже несмотря на всю поддержку и административные рычаги.
Нужны перемены. Всё зависит от самой ЕР, от того, как скоро в неё придут люди, которые понимают, что такое партийное строительство, что такое партийная жизнь, политикум, и для чего существует партия.
До тех полр, пока во всех наших местных отделениях партий - Единой России, в ЛДПР, в Родине, в Справедливой России существуют люди, которые не осознают, что такое политика и что такое партия, и для чего она нужна, - мы, население города, так и будем болтаться, как щепка…
Нужны люди, которые понимают, что политика – это не властное кресло, а те действия, которые прогнозируются и поддерживаются обществом.
В ближайшие 2-3 года скачка бурной политической активности не предвидится. Сейчас политикам нечего защищать. Рассказывать об интересах народа и города, когда городская казна пуста – не очень перспективно. Это глас вопиющего в пустыне. Как только появятся деньги, каждый начнёт думать, на какую политическую силу опереться, чтобы защитить свои интересы и интересы своего бизнеса. И вот это и будет толчок развитию.
Вопросы задавал Дмитрий Осипенко